"Домашний логопед"
материал (младшая группа)

Михайлова Наталья Анатольевна

 Родительское собрание "Круглый стол" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_pervoy_mladshey_gruppe_s_logopedom.odt15.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 «Круглый стол»  

На тему: ”Домашний логопед”

 в первой младшей группе.    

                                  Форма родительского собрания:

 (продуктивная деятельность родителей и детей).

Цель:

Познакомить родителей  с  особенностями  развития  речи  детей  3-го года жизни, обучить  приёмам развития мелкой моторики (массаж рук, игры с пластилином,  крупой и т.д.)

Средства:   карточки по развитию речи, черный и цветной зонтик, пластилин, крупа, пуговицы, счётные палочки.

Буклеты:  «Когда нужно обращаться к логопеду»,  "Развиваем речь». Альбом «Речевая азбука для родителей»

Способы: Обсуждение, игра, обмен опытом,  показ упражнений.

                                          Ход родительского собрания:

1.Вступительная часть:

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

2.Основная часть:

  Логопед: рассказывает о развитии речи детей 3-го года жизни.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, внимательное отношение к малышу близких ему взрослых. Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т.д.  Надо играть с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые, театрализованные и др. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

3.   Логопед предлагает   родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого родители объединяются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание:  из 3-х вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей 3-го года жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.

Показатели речи детей этого возраста:

- развитие голосовых реакций, подражания

- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ)

- понимание, подражание, пассивная речь

Условия для развития речи: (все ответы правильные)

- уход, выполнение режима дня, эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых

- обучающее и воспитательное воздействие

- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности

Показатели речевого общения ребёнка:

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит

- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)

-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Особенности словарного запаса:

- использует в речи существительные, глаголы ( словарь прилагательных ещё невелик)

- отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов (правильный ответ)

- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи

Особенности звукопроизношения:

- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» (правильный ответ)

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»

- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно

Практическая часть:

  Воспитатель: Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.

Воспитатель предлагает определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию.

Проводится игра «Цветные зонтики».

Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные. Родители берут карточку и встают около зонта, цвет которого, по их мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Комментируют свой выбор.

Неблагоприятные факторы:

1.Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т.д.);

2.Замена общения просмотром телевизора;

3.Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;

4.Дефекты строения артикуляционного аппарата;

5.Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»;

6.Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу;

 Благоприятные факторы:

1.Эмоционально-положительное общение с ребёнком;

2.Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;

3.При выявлении дефектов речи своевременное обращение  к логопеду и др. специалистам;

4.Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;

5.Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;

6.Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов;

4.    Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь.

  • Проводится с родителями приемы самомассажа пальцев в стихотворной форме.
  • Показ других приёмов развития мелкой моторики. Это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счётными палочками. 

Родителям предлагается, используя эти материалы показать  сказку «Колобок»:

 «Колобок» выложить горохом на пластилине

«Бабка и дед» выложить домик из пуговиц

«Заяц» слепить морковки для зайки

«Волк» выложить из счётных палочек ёлочки (волк за них спрятался)

«Медведь» нарисовать мордочку медведя на подносе с манкой, ягодки для него

«Лиса» вырезать по контуру фигурку лисы из картона и с помощью прищепок       сделать её лапки хвост и уши.

  • Заключительная часть:

Подводится итог – чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздаются буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

Статья. "В помощь родителям. Домашний логопед"

в статье предлагаются рекомендации для родителей как заниматься с ребенком дома...

Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...

Обобщение опыта учителя-логопеда (пособие в помощь родителям) "ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД"

В помошь родителям в работе с детьми дома по исправлению нарушений звукопроизношения.В данном пособии подобраны следующие  материалы:-комплекс артикуляционной гимнастики;-комплекс дыхательной гим...

Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга

План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....