Визуальное расписание для детей с РАС.
консультация

Александра Шиманская

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с РАС трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fevral_2025.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Визуальное расписание для детей с РАС.

Визуальная поддержка для детей с РАС – это способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с РАС трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.

Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.

Для составления расписания стоит учитывать

Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:

— расписание всего распорядка дня;

— расписание определенных видов деятельности или занятий;

— расписание конкретных процессов или заданий.

При использовании визуального расписания можно опираться на четыре уровня сложности восприятия визуального материала:

1 уровень: использование карточек, обозначающих предметы, чаще всего это фотографии реальных материалов, с которыми ребенок уже знаком.

2 уровень сложности: применение более абстрактных картинок-символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами.

3 уровень: предполагает использование карточек с изображением действий с учебными материалами. Для детей с развернутым глагольным словарем и способных различать действия на карточках.

При составлении визуального плана уделяется внимание изображениям людей, так как не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами. Применение подобного визуального материала соответствует 4 уровню сложности.

Карточки для визуального расписания можно использовать готовые – PECS с подходящими изображениями или сделать самим, это один из плюсов метода – для него не нужно много специального оборудования.

При изготовлении карточек стоит учесть определенные моменты:

- если у ребенка плохое зрение, то лучше, чтобы изображение было матовым, блики могут отвлекать и мешать рассмотреть картинку; без ламинации либо использовать матовые листы;

- размер карточек определяется также исходя из возможностей ребенка;

- шрифт должен быть крупным и легко читаемым;

- фон лучше использовать белый;

- сами карточки желательно делать цветными.

То есть материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.

Визуальное расписание помогает:

лучше запоминать информацию;

четче выделять важную информацию;

снижать тревогу и чувство неопределенности;

понимать правила;

прояснять абстрактные концепции, например время;

лучше принимать изменения.

Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Скрыть

Нужно повысить квалификацию? Мы Вам поможем!

Визуальная поддержка для детей с РАС – это способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с РАС трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.

Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.

Для составления расписания стоит учитывать

Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:

— расписание всего распорядка дня;

— расписание определенных видов деятельности или занятий;

— расписание конкретных процессов или заданий.

При использовании визуального расписания можно опираться на четыре уровня сложности восприятия визуального материала:

1 уровень: использование карточек, обозначающих предметы, чаще всего это фотографии реальных материалов, с которыми ребенок уже знаком.

2 уровень сложности: применение более абстрактных картинок-символов, которые подразумевают работу с несколькими подобными материалами.

3 уровень: предполагает использование карточек с изображением действий с учебными материалами. Для детей с развернутым глагольным словарем и способных различать действия на карточках.

При составлении визуального плана уделяется внимание изображениям людей, так как не все виды деятельности можно отобразить конкретными предметами. Применение подобного визуального материала соответствует 4 уровню сложности.

Карточки для визуального расписания можно использовать готовые – PECS с подходящими изображениями или сделать самим, это один из плюсов метода – для него не нужно много специального оборудования.

При изготовлении карточек стоит учесть определенные моменты:

- если у ребенка плохое зрение, то лучше, чтобы изображение было матовым, блики могут отвлекать и мешать рассмотреть картинку; без ламинации либо использовать матовые листы;

- размер карточек определяется также исходя из возможностей ребенка;

- шрифт должен быть крупным и легко читаемым;

- фон лучше использовать белый;

- сами карточки желательно делать цветными.

То есть материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.

Визуальное расписание помогает:

лучше запоминать информацию;

четче выделять важную информацию;

снижать тревогу и чувство неопределенности;

понимать правила;

прояснять абстрактные концепции, например время;

лучше принимать изменения.

Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

ное расписание для детей с РАС"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.У подавляющего большинства детей с аутизмом, независимо от степени тяжести аффективной патологии, наблюдаются выра...

Создание визуального расписания для детей с РАС

Как сложно, порой, взаимодействовать с ребенком!!! Особенно, если он чуть-чуть другой. Но сила терпения и любви родителей может преодалеть все препятствия. Предлагаю вам ознакомиться с первичными реко...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Визуальное расписание для детей с ОВЗ

Применение визуального расписания для детей с ОВЗ в работе коррекционной группы....

Методика визуального расписания для детей с РАС.

Что такое визуальное расписание?Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, ч...

Визуальное расписание для детей с РАС.

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая...