Применение гидрогимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
консультация

значение гидромассажа для детей с нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение гидрогимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. В логопедической практике активно применяют как традиционные, так и инновационные технологии. Одна из современных нетрадиционных для логопедии технологий – гидрогимнастика. Лечебно-профилактические свойства воды и массажа были известны с давних времен, и их благоприятное воздействие на организм активно используется в современной логопедии. Микроволны от воздействия на воду усиливают давление на организм человека. Кожа рук с обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов передает раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики, в частности тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее соблюдают строчку, сохраняют наклон, рисуют.

Гидрогимнастика – нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов. Гидрогимнастика проводится с целью развития, воображения, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, точности, плавности движений, развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, речи дошкольника, а также способствует подготовке руки к письму.

В работе по развитию мелкой моторики пальцев рук можно использовать элементы гидрогимнастики на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Для детей это очень увлекательно и познавательно. Помимо того, что происходит знакомство со свойствами воды, воспитанники систематизируют, обогащают свои знания, проявляют познавательный интерес и желание активно действовать с природными объектами.

При введении гидрогимнастики необходимо учитывать элементарные гигиенические правила и правила безопасной работы с водой. Для проведения занятий с водой требуется специальное оборудование: ёмкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде подразумевает регулярное их выполнение в течение 5 – 10 минут 3 раза в неделю. На начальном этапе детям предлагается выполнить гидросамомассаж кистей и пальцев рук, представляющий собой самомассаж тыльной стороны рук, самомассаж ладоней и пальцев рук. Физическое воздействие главным образом осуществляется посредством поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. На следующем этапе дошкольники действуют в воде с различными предметами, что помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. Данная деятельность дает представление о различных мышечных ощущениях. Используя поролоновые губки и эспандер, дети приобретают мышечные представления о напряжении и расслаблении; камушки и пробки передают представления о тяжести и легкости; завязывание веревочек и шнурков устанавливают такие мышечные ощущения, как сила и слабость. Использование бусин, камешек-марблс, каучукового мяча, рельефных бигуди, карандашей, воздушных шариков, наполненных различными крупами, и других предметов, задача которых заключается в прокатывании, перекладывании, круговых вращениях и рисовании под водой, способствует повышению работоспособности кистей и пальцев рук. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, подбираются игровые упражнения и игры.

Также можно предложить детям упражнения в запоминании букв, вырисовывая их на ладошке или, закрыв глаза, на ощупь узнавать пластмассовые буквы. Развивая навык звуко-буквенного анализа, детям будет интересен такой прием, как достать со дна емкости игрушку, название которой начинается на заданный звук. Автоматизацию ранее поставленного звука можно сопровождать загибанием в воде пальцев на ведущей руке, на другой руке, а затем на обеих руках одновременно. Осуществляется подбор стихотворения к тематическим комплексам и на закрепление пройденной буквы. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются анализаторы – слуховой, речевой и кинестетический. Кроме того, стихотворения помогают вырабатывать правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи. Используя камешки, мячики и другие предметы, можно закреплять счет и цветовое восприятие.

Регулярное выполнение упражнений в воде является профилактикой заболеваний, так как вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление, тем эффективнее работа по развитию всех компонентов речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....