Консультация для родителей " «От игры в кубики к конструированию» (ранний возраст)
консультация (младшая группа)
Рекомендации родителям по обучению конструированию для детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«От игры в кубики к конструированию»
(ранний возраст)
Подготовила: воспитатель: Лепилина Г.М
Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков? Начинать необходимо с развития эмоционально положительного отношения ко всему новому: «Увлекая малышей- увлекайтесь сами!»- вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Азарт, заинтересованность, увлеченность взрослого передаются ребенку. Если малыш будет ощущать, что мама или папа играют с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он проникнется радостным ощущением созидания.
Заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки поможет небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит веселых сказок! И вот мама рассказывает сказку, разыгрывает ее с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, и у малыша загораются глаза- он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки строить дороги, мосты и города.
«Вот озорная тучка, - говорит мама и показывает большой комок ваты.- Тучка плывет по небу и проливает свой дождь на крыши домов, на деревья, дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют по дорожке. Они сейчас промокнут. Построим для них грибок!». Возможно малыша заинтересует сюжет про курочку, от которой убежали цыплята, или рассказ о наступившем на шишку медвежонке, которого нужно отвезти полечиться на сделанной из кубиков машине. Проблемная ситуация заставляет задуматься, вызвать сочувствие и желание помочь, поддерживает у ребенка интерес к новой для него деятельности.
Заинтересовать ребенка и поддержать его активность помогут и детские стихи, песенки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыграть с помощью конструктора.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой!-
читает мама и на глазах у малыша из двух кирпичиков строит лодку или кораблик.
У нас машины разные, би-би, би-би!
И желтые и красные, би-би, би-би!
Машины за машинами, би-би, би-би!
Шуршат своими шинами, би-би, би-би!-
рассказывает взрослый, предлагая ребенку построить желтую и красную машины.
Сюрпризный момент- беспроигрышный приём вовлечения детей в игру. Обычная обувная коробка, оклеенная подарочной бумагой, с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки становится вдруг волшебной, сказочной, а от этого притягательно манящей.
Научившись увлекать малыша новой для него деятельностью и игрой, вы наверняка задумаетесь с чего начать?
Начните со знакомства с детьми и частями конструктора ( лучше всего подойдут деревянные кубики, так как они более устойчивы, чем пластиковые или мягконабивные). Поэтому, принеся из магазина набор для строительных игр, поставьте перед ребенком коробку, вынимайте из нее предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте их, выкладывая на лежащий рядом коврик. Для того, чтобы малыш усвоил названия форм строительного набора, используйте особый приём- опредмечивание. Ведь любая геометрическая форма похожа на какой то известный малышу предмет: треугольная призма- на крышу дома, поэтому назовем её крышей, параллелепипед очень похож на строительный кирпич- значит, это кирпичик; куб станет кубиком, цилиндр- столбиком, а полусфера- шляпкой. И не беда , что малыш не сразу усвоит названия геометрических форм, в дальнейшем, в играх и самостоятельной деятельности, он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду и названию, а часть названий будет использовать в речи. Вынув все предметы, складывайте их вновь в коробку, выбирая вначале только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики.
Не стоит предлагать малышу сразу весь набор для конструирования, вначале познакомьте его с постройками из одинаковых геометрических фигур: стройте узкую и широкую дорожки из кирпичиков, башни и поезд из кубиков.
Для того, чтобы заинтересовать ребенка игрой, взрослому необходимо обосновать постройку с помощью небольшого понятного игрового сюжета. И тогда конструирование приобретет определенный смысл, станет игровой задачей.
Положите на пол голубую ленту ( или вырежете из бумаги голубой овал)- это речка. А вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, пробует лапкой воду и никак не может перебраться через реку. Помогите малышу понять проблемность игровой ситуации и подскажите один из возможностей путей её разрешения: построить дорогу или мост через реку.
Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от времени менять сюжет игры и усложнять задачу. Предложите ребенку построить дорожку для машин. в этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по просьбе взрослого, припоминая, как он это делал раньше, используя показ или готовый образец. Если возникнут затруднения помогите, положив два кирпичика, а остальное пусть он доделывает самостоятельно. Когда все будет готово, катайте машинки по дорожкам и пойте.
Машина, машина,
Ты нас покатай.
Машина, машина
Быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Вези нас домой,
Машина, машина,
Приехали! Стой!
Би-би-би, би-би-би.
Р. Некрасова
Во время игры старайтесь вызвать у ребенка желание подпевать вам: «Би-би-би, би-би-би!». А в следующий раз предложите малышу самому выбрать среди кубиков несколько кирпичиков для строительства дорожки.
Для привлечения малыша к конструированию используйте сюрпризный момент. Принесите в коробке, оклеенной подарочной бумагой, четыре- пять кубиков разного цвета и игрушечного петушка. Постройте высокую башенку, поставив кубики друг на друга. Предложите малышу посадить петушка на башенку, а сами спойте песенку.
Кто проснулся рано?
Петушок.
Поднял кверху красный
Гребешок.
Петушок пропел:
«Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там
На боку?»
С. Прокофьева
Закрепляя умение строить из одних и тех же геометрических форм, познакомьте ребенка с конструированием поезда из кубиков и широкой дорожки из кирпичиков.
Вместе рассмотрите картинку, на которой нарисован поезд. Расскажите о пассажирах этого поезда: кошке, собачке, курочке. Приготовьте несколько кубиков и фигурки животных( игрушки должны быть соразмерны величине кубиков). Покажите, как строить поезд с вагончиками, прикладывая кубик кубику. Посадите пассажиров в вагончики и покатайте их. Спойте песенку.
Мы едем, едем, едем.
В далёкие края-
Хорошие соседи,
Весёлые друзья.
Поддерживайте интерес к строительству, быстро создавая на глазах у ребенка новые образы построек. Возьмите два кирпичика и положите их крест- накрест- получился самолет. Посадите в самолет матрешку и катайте ее, читая стихи.
Самолет летит,
Самолет гудит:
«У-у-у!
Я лечу в Москву».
Н. Найдёнова
Приготовьте два кубика, два кирпичика и две сюжетные игрушки: курочку и кошку. Покажите ребенку, как на край кирпичика поставить кубик, для того, чтобы получилась машина с кабиной и кузовом. После завершения постройки посадите в нее игрушки и покатайте их.
Следующую игру начните с сюрприза. Принесите «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри( собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка, птичка). Попросите малыша угадать, кто подаёт голос из мешочка. Когда он распознает все игрушки, достаньте их, скажите: «Эти малыши хотят посидеть за столом». Постройте стул, приставив кирпичик к кубику, и стол, положив кирпичик на кубик, посадите за стол собачку. Затем вместе сройте столы и стульчики для других игрушек. Достаньте игрушечные чашечки и угостите гостей чаем или соком.
В совместных ежедневных играх малыш становится более уверенным, самостоятельным и активным. Вот он уже сам выкладывает кубики из коробки, пробуя строить башенку из кирпичиков и кубиков. Его поглощает неуёмное желание экспериментировать: на кубик он ставит кирпичик и вновь кубик но баланс не соблюден- и все рассыпается. Малыш в недоумении. Помогите ему, подсказав, как лучше сделать такую постройку. Ведь без вашей помощи, поддержки, заинтересованности он может быстро перейти от продуктивной деятельности к разбрасыванию. Заинтересуйте его новыми постройками с другой геометрической фигурой- крышей. Покажите матрешек, предложите построить для них новый дом. Поставьте на кубик треугольную призму- вот и готов дом. Обыграйте постройку, рассказав малышу стишок.
Куколке - матрешке
Строим дом хороший:
Вот такой высокий,
Вот такой широкий!
В дом вошла матрешка,
Наша кукла - крошка.
Весело так пляшет,
Всем платочком машет.
Н. Кукловская
Стройте вместе с малышом большой и маленький домики для большой и маленькой матрешек. Придумывайте другие игровые ситуации, в которых необходимо выполнить постройки для двух игрушек разной величины. Для этого приобретите набор с достаточно большими кубиками ( маленькие и большие кубики должны заметно различаться).
В ходе игровых ситуаций у ребенка накопилось несколько простых построек, соедините их вместе, создав любую несложную композицию: дом с дорожкой, машины на дорожке, поезд и машина, стол и стулья, машина и самолет.
Неподдельный интерес к строительству можно поддерживать, создавая на глазах у ребенка новые постройки с новыми геометрическими формами. Положите на кирпичик пластину - получатся качели. Достаньте небольшие игрушки и покачайте их на качелях. Читайте стихи.
Ой -да, ой - да, на качели сели.
Ой -да, ой - да, песенку запели.
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у нас
Весело смеялись.
Э. Макшанцева
С помощью построек начинайте формировать знания о цвете. Стройте разноцветные дорожки, подбирая кирпичики по цвету. Разными по цвету могут быть башни и вагончики, самолеты и машины, дома и качели. Однако помните: детям раннего возраста очень трудно ориентироваться в двух сенсорных признаках предмета- форме и цвете. Поэтому в начале вводите цвет в постройки, выполненные из одних и тех же геометрических форм(дорожки, башни, вагончики, самолеты), позже в более сложные постройки: домики, машины, качели, стулья и столы.
Постепенно усложняйте и игровую задачу, показав постройки из двух деталей. Например, кукольную кровать, которую можно сделать из трех кирпичиков, приставляя два стоящих вертикально кирпичика к третьему, лежащему плашмя. Или кресло для мишки и диванчик для его подружек матрешек. А потом, рассмотрев картинку с паровозом, «изучив» его детали- колеса, трубу, кабину, можно сделать чудо- паровоз: поставьте на кирпичик кубик и цилиндр. Предложите малышу построить свой паровоз. Рассмотрите его, найдите трубу, кабину, колеса. Прочитайте стихи.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!».
А вагоны стучат,
А вагоны говорят:
«Так- так- так,
Так- так- так,
Так- так- так,
Так- так- так!».
Н. Френкель
Попросите показать, как гудит паровоз. А ка стучат колеса? Посадите небольшие игрушки на паровоз, обыгрывая новую постройку.
Следующим шагом станет освоение наиболее сложных сооружений- перекрытий. Начните с простых построек- со скамьи из двух кубиков и планки и заборчика из кирпичиков, приставленных друг к другу вертикально. Как только малыш научится делать эти конструкции, ему можно предложить построить ворота: поставить кирпичики вертикально и осторожно положить их на планку. Не забывайте обыгрывать постройки, используя дополнительные игрушки: машины, куклы, маленькие мячи.
Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша простейшему конструированию: каждый последующий шаг опирается на предыдущий. Поэтому не торопитесь усложнять игры со строительным материалом, если ребенок не усвоил более простых умений. Предоставьте ему возможность освоить доступный для него уровень игры. Помните: развитие- сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих.
Как оценить возможности малыша? Как понять, что он освоил, а что ему еще предстоит? Понаблюдайте за ребенком во время самостоятельной игры с кубиками. Подмечайте, какие сооружения и постройки он делает сам, много раз строя и разрушая, что вызывает у него замешательство, и тогда он пытается привлечь вас либо старших братьев или сестер к своей игре; строительство каких сооружений доставляет ему явное удовольствие, а что он отказывается строить; точно ли он воспроизводит знакомые образы построек и конструкций или пытается внести в них некоторые элементы новизны. А может быть он и вовсе не строит, а только перекладывает, разбрасывает кубики. Научитесь размышлять, анализировать поведение малыша. Так вы начнете понимать, какие игры ему нужны и в каком темпе он может осваивать новое. Только так придет чувство единства в совместных играх.
Помните: работа со строительным материалом позволяет познакомиться с сенсорными признаками предметов ( формой, цветом и величиной), знакомит с пространственными соотношениями элементов ( правее, левее, рядом, выше, ниже, перед), развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза; формирует конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу; развивает узнавание образов: воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках; тренирует речевые возможности; создаёт основу для развития фантазии и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и изобразительная деятельность детей раннего возраста"
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письм...

Консультация для родителей. Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.
В данной работе описывается как на раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводн...

Консультация для родителей "От игры в кубики к конструированию"
Консультация для родителей «Конструирование в раннем возрасте»Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, нео...

Консультация для родителей "ОТ ИГРЫ В КУБИКИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ"
quot;Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста" Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение о...
Консультация для родителей "От игры в кубики к конструированию"
Консультация для родителей "От игры в кубики к конструированию" Консультация для родителей «Конструирование в раннем возрасте»Деятельность – это первое усл...
Консультация для родителей «От игры в кубики к конструированию»
Консультация для родителей "От игры в кубики к конструированию" Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался...