Консультация для родителей "Влиянее гаджетов на жизнь и здоровье ребёнка дошкольника"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Влияние современных гаджетов,
на жизнь и здоровье ребенка
дошкольника.
Современные дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет включать и выключать планшет, требует играть с телефоном или знает, как переключить каналы на любимый мультик. Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своё чадо от современных веяний.
Как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его и не препятствовать его развитию?
По данным исследований в России, цифровая активность ребят 5-10 лет - от одного до трех часов в сутки, а вместе с просмотром телевизора - 3-5 часов в день. Психологи провели исследование и установили, что дошкольники, использующие гаджеты не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше.
Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром, который включает в себя общение со сверстниками и взрослыми, развивающие игры, исследование дома и природы. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты: игрушки, предметы, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. И напрасно! Поскольку в дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую структуру: преобладание механического следования игровому сценарию с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов; многократный повтор действия для достижения результата; малоосмысленное продвижение по уровням сложности; попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.
Если ребенок дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, и обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.
Ещё один факт, который отмечают педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом.
Каковы же последствия для здоровья?
- В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.
- Дети за компьютером, планшетом, ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
- В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей – растяжение связок, проблемы с сухожилиями, в особенности это касается большого пальца, возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук.
-При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Это может вызвать ожирение.
- Головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.
Для нормального физического и психологического развития ребенку обязательно нужно вести активный образ жизни, бегать и прыгать, собирать пазлы, строить всевозможные домики, машины, самолеты из конструктора, клеить, рисовать, придумывать самому что-то, играть обычными игрушками.
Возникновение зависимости от использования гаждетов, вытекает из разных причин: дефицит общения в семье, отсутствие родительского контроля, замкнутость, неуверенность в своих силах и т.п.
Для профилактики компьютерной зависимости рекомендуется:
1. Введите строгий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20–30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясняйте терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.
2. Поощряйте и хвалите детей. (за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми). Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей.
3. Станьте примером для ребенка. Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
4. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.
Положительное влияние гаджетов на развитие дошкольников.
Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков.
Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, учителям - дефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций.
Задача родителя не всё разрешать, а понимать, что хорошо и безопасно для ребенка, выставлять для него границы и в общем довольно твердо об этом говорить. Это абсолютно правильно — ограничивать до определенного времени использование гаджетов: можно честно говорить ребенку, что если ты проводишь за ним больше времени — это плохо влияет на твой организм, твое настроение и твой сон. Задача родителя — не делать так, чтобы ребенок никогда не обижался, а заботиться о нем и ограничивать в вещах, которые могут представлять для него опасность.
Главное — играть, больше интересных игр!!!
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая, в жизни дошкольника должна быть и физическая, и интеллектуальная активность, то есть в целом деятельность должна быть разнонаправленной. При этом особенно важна именно спонтанная игра — это такое творческое проявление, когда ребенок может из двух камушков и двух палочек придумать целый мир. Но также полезны и различные настольные игры, и активные на свежем воздухе. В целом очень важно делать досуг разнообразным: когда у него много интересных заданий в реальной жизни, то телефоны и гаджеты так сильно его не увлекают. Поэтому нужно планировать день ребенка так, чтобы у него была насыщенная жизнь, интересные встречи, общение, взаимодействие со взрослыми людьми и родственниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте альтернативой гаджетам должно стать общение с родителями, совместная деятельность: рисование, лепка, изготовление поделок, приготовление еды, игры с конструктором, прогулка в парк, театр, на каток.
Родителям важно обеспечить кроху всеми необходимыми материалами для творчества: карандашами, фломастерами, тестом для лепки, кинетическим песком, разнообразными видами конструкторами.
Будьте здоровы Вы и Ваши дети!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мир детской игры" (охрана жизни и здоровья ребёнка).
Помните уважаемые родители, вам необходимо участвовать в играх с детьми. Наблюдая за ребенком в игре, взрослый учится понимать его проблемы, переживания, признавая право ребенка на выражения сво...
Актуальная тема. Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье ребенка дошкольника.
Обсуждение актуальной темы , о влиянии современных гаджетов на здоровье дошколят. Предлагаю разобраться , как в данной ситуации , сохранить здоровье ребенка и в то же время , не препятствовать его раз...

Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье ребенка дошкольника.
Технологии не стоят на месте.Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета, и в три года они с ними, и в четыре, и в пять.Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый ис...
Консультация для родителей "Гаджеты в жизни ребенка дошкольного возраста.За и против."
Консультация для родителей...
Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье ребенка.
Всем родителям известно, что в своем поведении ребенок ориентируется в первую очередь на родителей — это касается и пользования гаджетами....

Консультация для родителей "Гаджеты в жизни ребёнка"
Смартфоны, планшеты и другие гаджеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом воз...

консультация для родителей "Здоровый образ жизни - залог здоровья ребёнка"
консультация для родителей...