Консультация для родителей "Как помочь ребенку развивать неординарные способности"
консультация

Полева Галина Петровна

Какие факторы влияют на развитие одаренности? Что делать родителям, если их ребенок имеет какой-нибудь дар, как помочь ребенку в развитии его таланта рассказывается в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku-razvit-neordinarnye-sposobnosti.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области        

 средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский    Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬ НЕОРДИНАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

(консультация для родителей)

                                                                                                                               

Педагог-психолог:

Полева Г.П.

п.г.т. Стройкерамика

Консультация

«Как помочь ребенку развивать неординарные способности»

Какие факторы влияют на развитие одаренности? Что делать родителям, если их ребенок имеет какой-нибудь дар? На вопросы отвечает доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Ия Семенова.

В настоящее время какого-то правильного, единственного определения одаренности не существует. Традиционно под одаренностью понимаются актуальные или потенциально возможные успехи человека в одной или нескольких областях деятельности.

С точки зрения государства, развитие одаренных детей (корректнее — детей с признаками одаренности) — одна из стратегических задач страны. Поэтому на официальном уровне закреплено положение о том, что взрослые специалисты (воспитатели, педагоги) должны относиться к проявлениям одаренности как к бесценному запасу человеческого ресурса, за счет которого общество может разрешить сложные моменты в разных социально значимых сферах и обеспечить мощное продвижение научно-технического прогресса. Иными словами, идея целенаправленной поддержки детей с признаками одаренности закреплена на уровне государственной политики.

В настоящее время есть идея начинать поиск детей с признаками одаренности в детском саду. Для них существуют пробные направления в области природоведения, изучения окружающего мира и начального программирования.

Вторая идея в отношении к детям с признаками одаренности — позиция развития индивидуальности. В рамках этой теории специалисты придерживаются мнения, что неодаренных людей и тем более детей нет. Каждый человек имеет свои специфические таланты, уникальные возможности, которые на данный конкретный момент имеют разную степень выраженности, как количественную, так и качественную.

Например, востребованные математические таланты могут проявляться на недостаточном уровне для зачисления в математическую школу, но их достаточно для того, чтобы ребенок с удовольствием занимался в некоем элитарном математическом кружке.

Вообще, главным действующим лицом в развитии индивидуальности своего одаренного ребенка является родитель. На нем лежит ответственность, от него зависит, как он наладит коммуникацию со значимыми специалистами, которых необходимо приблизить к ребенку, как организует учебное время, как поможет ребенку раскрыть потенциал, заложенный природой. Главное — обнаружить признаки одаренности у своего ребенка и сопровождать его на пути к успеху. В этом поможет психосоциальная теория одаренности Абрама Танненбаума.

Пятифакторная модель одаренности

Абрам Танненбаум рассматривает взаимодействие пяти факторов, определяющих достижение одаренного человека.

  1. Общие умственные способности, превышающие средний уровень. Интеллект как общая способность адаптации к различным условиям жизни, имеющий как биологический, так и социальный уровни обучения.
  2. Высокий уровень специальных способностей в определенной области. Очень важно в выборе индивидуальной траектории развития одаренности ребенка посмотреть и изучить, какие у него есть склонности, задатки, предрасположенности.
  3. Неинтеллектуальные компоненты, подходящие для определенной области специальных способностей (личностные, волевые): самооценка, особенности Я-концепции, мотивации проявлять себя или не проявлять из-за страха быть белой вороной или не экспериментировать, чтобы не совершить ошибку. В этой связи очень важно, чтобы родители транслировали ребенку эмоциональную личностную поддержку в плане веры в себя. Если родители формируют в ребенке Я-концепцию, в которой одними из основных составляющих являются утверждения «ты хороший, умный, красивый и способный», это в большой степени определяет успех и продвижение ребенка как одаренного. Очень важно усиливать ребенка родительской любовью, поддержкой и верой.
  4. Стимулирующее окружение (семья, школа, сверстники). Средовые факторы могут быть как укрепляющими, так и деструктивными. Когда родители замечают склонности ребенка и мотивацию заниматься определенной деятельностью (даже если это малыш, долго рассматривающий карандаши), им следует организовать пространство для занятий и создать все условия для реализации этих склонностей.
  5. Фактор случая или удачи. Управлять им весьма затруднительно, но исключать его воздействие не следует. Иногда этот фактор оказывается решающим.

Родительское участие, родительская поддержка и правильная расстановка акцентов имеют судьбоносное значение для проявления одаренности. Выявление у ребенка определенного дара не должно стать самоцелью, но помощь в раскрытии и развитии детских способностей — задача близких взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как помочь ребенку развивать руку».

В данной статье рассказывается об особенностях и важности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Описаны основные направления по формированию мелкой моторики: использование пальчик...

Как помочь ребенку развивать память

В статье даются рекомендации по развитию разных видов памяти....

Тема: «Как помочь ребенку, развивать речь используя пальчиковые игры»

Тема: «Как помочь ребенку, развивать речь используя пальчиковые игры»Консультация для родителейПодготовила воспитатель: Тыршина Лариса Петровна Для детей дошкольного возраста играет в...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку развивать самостоятельность"

Консультация для родителей "Как помочь ребенку развивать самостоятельность"...

кКак помочь ребенку развивать связную речь.

       Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически...

Как помочь ребенку развивать связную речь.

       Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически...