Сборник заданий для родителей по лексическим темам для организации работы с ребенком дома
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сборник для родителей
задания по лексическим темам для организации работы с ребёнком дома
Подготовила учитель-логопед: Уварова Ирина Викторовна
Как работать с альбомом.
Уважаемые родители, перед вами альбом с рекомендациями по организации работы с ребёнком дома. Каждая страничка альбома - результат деятельности ребенка за неделю и будет служить материалом для закрепления изучаемой темы. Коррекционно-развивающая работа простроена в рамках одной лексической темы в течение недели. Задания в альбоме строятся от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Обучение возможно только при условии, что ребенок готов к восприятию нового материала, может выдержать определенную нагрузку. Дорогие родители, если вы заметили, что ребёнок устал - дайте отдых.
Задания по лексическим темам для организации работы с ребёнком дома предназначены для детей от 4 лет до 7лет. Продолжительность одного занятия для детей от 4-7 лет, примерно 20-30 минут, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Задания в сборнике пополняются, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Работа в альбоме способствует:
1. Расширению кругозора: недостаточность познавательной сферы ребёнка влечёт за собой появление речевой недостаточности. Нарушение речевого развития тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации.
2. Развитию связной речи: включены небольшие рассказы, объединенные общей сюжетной линией.
3.Формированию определенных грамматических конструкций (построение предложения);
4. Пополнению активного и пассивного словаря;
5.Совершенствованию психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
6.Формированию (уточнению) представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
7. Развитию мелкой моторики и элементарных навыков изобразительной деятельности (умения правильно держать карандаш, рисовать прямые горизонтальные, вертикальные, округлые линии, закрашивать ограниченное линией пространство). Продуктивная деятельность - большое значение имеет для интеллектуального развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребёнка тесно связано с развитием речи.
Выполняя предложенные рекомендации, старайтесь придерживаться данному алгоритму:
* Рассмотрите вместе с ребенком в альбоме материал, картинки по заданной теме или самостоятельно подберите материал (картинки).
* Попросите ответить на предложенные вопросы. Не торопите ребенка. Дайте возможность подумать, сформулировать ответ. Так вы стимулируете интерес ребенка к обучению и укрепляете уверенность в собственных силах.
* Если ребенок не может или затрудняется ответить, дайте образец высказывания сами.
* Ребёнок, речевые возможности которого позволяют ответить одним словом, выполняет задание в вербальном плане, дети с более серьёзной речевой патологией могут воспользоваться указательным жестом.
* Помогите ребёнку рассказать членам вашей семьи о выполненной работе.
Помните, что совместная деятельность с ребёнком - это общение ребенка с вами, в процессе которого формируются взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.
Перечень лексических тем
№п\п | Лексическая тема |
1 | «Моя семья» |
2 | « Игрушки» |
3 | « Части тела и лица» |
4 | «Одежда» |
5 | «Обувь» |
6 | «Мебель» |
7 | «Новый год. Ёлка» |
8 | «Посуда» |
9 | «Домашние птицы» |
10 | «Домашние животные» |
11 | «Мамин праздник» |
12 | «Дикие птицы» |
13 | «Дикие животные» |
14 | «Транспорт» |
15 | «Цветы» |
16 | «Насекомые» |
17 | «Перелетные птицы» |
18 | «Деревья» |
19 | «Животные юга и севера» |
20 | «Профессии» |
21 | «Перелетные птицы и дикие животные весной» |
22 | «Туалетные принадлежности» |
Тема: «Моя семья»
- Знать названия всех членов семьи: мама, папа, деда, баба, дядя, тетя. Покажите ребенку всех членов семьи на фотографии, предложите ему задания: Где мама? Покажи. Где папа (баба, деда, сестра, брат)? Покажи.
- Учить понимать обобщающие слова «семья».
Например: «Семья» - это мама, папа, брат, сестра….
- Игра «Чья вещь?» Например: сумка - чья? - мамина, папина.
Футболка – чья?- мамина, папина.
Обувь – чья?- мамина, папина.
Ремень – чей?- мамин, папин.
- «Назови ласково»
Слова: Папа, баба, дед, брат, сестра.
Например: Мама – мамочка
- Игра «Какой, какая?» Подбирать как можно больше слов.
Слова: мама, папа, деда, баба, дядя, тетя.
Например: мама – какая? – добрая, любимая…
6. Игра «Пой со мной!»
- Как мама укачивает малыша? – а-а-а
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб? – о-о-о-о-о
- Как гудит паровоз? – у-у-у-у-у
- Как говорит лошадка? – и-и-и-и
- Как плачет малыш? – уа – уа - уа
7. Пальчиковая гимнастика.
Папа, мама, брат и я Правой рукой загибаем на левой руке
по одному пальчику, начиная с большого.
Вместе — дружная семья. Показываем крепко сжатый кулачок
левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибаем на правой руке
по одному пальчику, начиная с большого.
Все живем в одной квартире. Показываем крепко сжатый кулачок правой руки
Тема: «Игрушки»
1. Знать названия игрушек: мишка, машина, кубики, кукла, мяч… Расставьте перед ребенком знакомые игрушки, показывайте и называйте их. Предложите ему следующее задание.
- Где мишка? Покажи.
- Где машинка, (кубики, юла, флажок, мяч, кукла)? Покажи.
2. Игра «Один – много»
Слова: мяч, кот, дом, кукла, рука, стол.
Например: Кот – коты, мяч – мячи и т.д.
3.Игра «Какой, какая?» Подбирать как можно больше слов.
Слова: мишка, машина, кубики, кукла, мяч.
Например: Мяч какой? Большой, синий, мягкий…
Мишка какой? – пушистый, серый, маленький…
4. Игра «Назови ласково»
Слова: мяч, кукла, савок, пирамида, матрешка, неваляшка
5. Подвижная игра «Гном».
Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих
ногах, держа руки на поясе.
Под дождем остался гном. Приседают.
Поскорей кончайся, дождик, Встают, смотрят вверх,
тянут вверх руки.
Мы гулять идти не можем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Тема: «Части тела и лица»
- Ребенок должен знать и уметь показать на себе и на кукле:
- части тела: голова, шея, туловище (грудь, живот, спина), руки (плечо, локоть, кисть, пальцы), ноги (колени, пятка, носок);
- части головы и лица (глаза, нос, рот, подбородок, щеки, лоб, брови, ресницы, уши, волосы).
- Игра «Большой и маленький»
Например: большая рука – маленькая ручка.
Слова: рука, палец, нога, спина, живот, глаз, нос, рот, пятка, шея, лоб, ухо)
3. «Подумай и ответь»:
-Чем мы ходим?
-Чем мы смотрим?
-Чем мы слушаем?
-Чем мы работаем?
-Чем мы хлопаем?
-Чем мы думаем?
-Чем мы жуем?
-Чем мы нюхаем?
4. Игра «Это – мой, моя, моё, мои»
Например: Чьи зубы? – мои зубы.
Слова: зубы, лицо, глаза, рука, волосы, живот, спина, плечо,
волосы, нос, рот, щека, лоб, уши.
Тема: «Одежда»
- Предложите ребенку назвать одежду.
- Назови части платья.
- «Назови, кто что делает?»
Ответы детей: Девочка снимает платье. Мама одевает мальчика. Мальчик надевает куртку.
- Игра «Что у куклы?»
Например: У меня носки, а у куклы носочки.
Слова: куртка, шапка, шарф, футболка, платье, рубашка, юбка.
Тема: «Обувь»
- Знать названия обуви: босоножки, ботинки, кроссовки, туфли, сапоги, чешки, валенки, тапки.
- Игра «Я обуваю…» «Я снимаю…»
Слова: босоножки, ботинки, кроссовки, туфли, сапоги, чешки, валенки, тапки.
Например: Я снимаю босоножки.
- Игра «Чего нет?»
Чего нет у Вити (Вани, Дани, Кати)? – сапога, валенка, ботинка, тапка.
Тема: «Мебель»
- Вместе с ребенком рассмотрите мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйтесь с ребенком в назывании предметов мебели: диван, кровать, шкаф, стол, стул, кресло …. Побеседуйте об их назначении.
- Рассмотрите детский стул, покажите его части, четко произнесите названия частей стула.
- Игра «Большой – маленький»
Большой шкаф – маленький шкафчик.
Большой стул – маленький стульчик.
Большая кровать – маленькая кроватка.
Большой диван – маленький диванчик.
- Игра «Один – много»
Кровать – кровати, стол – столы, стул – стулья, шкаф-шкафы, диван-диваны, кресло – кресла.
Тема: «Новый год. Ёлка»
1. Рассказать ребёнку о том, какой праздник скоро наступит; о значении Нового года; назвать его персонажей.
2. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребѐнком еѐ украсить, рассказать о ѐлочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид назвать их, сравнить по величине, цвету.
3. Вспомнить, кто приходит в гости к детям на праздник и приносит подарки. Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся к Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Какими игрушками украшена ёлочка? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?
4. Игра «Подбери признак к предмету»:
Ёлка (какая?) – зеленая, колючая, пушистая…
Праздник (какой?) - …
Игрушки (какие?) - …
Дед Мороз (какой?) - …
Снегурочка (какая?) - …
5. «Назови ласково»
Шар, звезда, бусина, фонарь, шишка…
6.Выучить с ребёнком стихотворение:
*Скоро Новый год!*
Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.
О. Чусовитина
Тема: «Посуда»
1.Рассмотрите с ребёнком посуду, которая есть у вас дома. Закрепите названия посуды: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Побеседуйте с ребёнком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из неё пьют. Это тарелка. Из неё едят» и т. п.
2. Обратите внимание на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка, дно.
3. Помогите ребёнку ответить на вопросы:
В чём мама варит суп? (В кастрюле).
На чём жарят картошку? (На сковороде). В чём кипятят воду для чая? (В чайнике). Из чего ты ешь суп? (Из тарелки). Из чего ты пьёшь чай? (Из чашки).
4. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?».
Чайник (кипятить воду). Сковорода (жарить котлеты).
Кастрюля (варить суп). Нож (резать овощи). Ложка (есть кашу).
5.Поиграйте в игру «Один – много». Вы бросаете ребёнку мяч и называете один предмет, ребёнок бросает мяч обратно и называет много предметов. Напр., чашка – чашки, чайник –чайники и т. д. Смотреть подчеркнутые слова.
6.Игра «Назови ласково»
Чайник – чайничек, сковорода – сковородочка и т. д. с подчеркнутыми словами.
7.Игра с правилами «Чего не стало» Поставьте перед ребенком 5 – 6 предметов посуды. Попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. После чего, попросите ребенка открыть глаза и сказать чего не стало.
Тема: «Домашние птицы»
1. Рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица–петух–цыплята, утка–селезень–утята, гусыня–гусь–гусята, индюк-индюшка-индюшонок)
Закрепить знания о том, что эти птицы называются домашними, так как они живут рядом с человеком, он их кормит, за ними ухаживает. Спросить у ребёнка какую пользу приносят домашние птицы человеку? (яйца, перо, мясо). Спросите у ребёнка, чем отличаются домашние птицы от диких.
2.Дидактическая игра «Угадай, кто это».
Ко-ко-ко – снесла в кустах яйцо. (Курица)
Ку-ка-ре-ку – всех кур стерегу! (Петух)
Пи-пи-пи – воды дай попить! (Цыпленок)
Кря-кря -кря– ищу червя! (Утка)
3.Дидактическая игра «Кто как разговаривает»
утка (кря-кря) – крякает; гусь (га-га) – гогочет, петух (…) - кукарекает, курица (…) - кудахчет.
4.Дидактическая игра «Один – два»
Например: один цыпленок – два цыпленка, одна курица – две курицы, один индюк - два индюка, один гусь - два гуся, одна утка - две утки, один петух - два петуха
5.Дидактическая игра «У кого кто».
У курицы- цыплята, у утки- утята, у гусыни - гусята, у индюшки - индюшата.
6. Дидактическая игра «Родители птенцов».
- у гусенка мама - ... (гусыня),
папа - ...
- у утенка мама - ..., папа- ...
- у цыпленка мама - ..., папа - ...
- у индюшонка мама - ..., папа - ...
7. Рассмотрите и запомните строение курицы.
Тема: «Домашние животные»
1.Рассмотрите вместе с ребенком изображения домашних животных и их детёнышей, назовите их.
Спросите у ребенка, какие это животные? (домашние) Почему их называют домашними? (потому что живут рядом с человеком и человек заботится о них)
Уточните, где живут домашние животные, чем питаются, какую пользу приносят человеку.
2.Д/И «Назови детенышей»
У лошади - …, овцы - …, коровы - …, собаки - …, свиньи - …, козы- …
3.Д/и «Кто как голос подает?»
Овца - … (блеет). Свинья - …(хрюкает). Корова - …. Собака - … Лошадь - …. Кошка - …
4. Загадайте детям загадки:
- У него есть ноги, копыта, грива, хвост. Кто это?
- У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога. Кто это?
- Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?
- Нос пятачком, а хвост крючком. Кто это?
- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. Кто это?
5. Игра «Один –много»
Собака – собаки, корова - …, кошка-…, коза-…., свинья -…, овца-…, лошадь- …
6. Игра «Большой - маленький»
Корова большая, а кошка…..? (маленькая).
Коза большая, а собака…? (маленькая)
Собака маленькая, а корова…?
Кошка маленькая, а коза…?
Тема: «Мамин праздник»
1.Поговорите с ребенком о том, какой недавно был праздник. Кого поздравляли в этот день? Какие подарки сделали маме в этот замечательный праздник.
2.Побеседуйте с ребенком о том, что мама делает по дому и надо ли ей помогать.
2.Игра «Назови ласково»
Мама – мамочка, мамуля….
Бабушка – бабуля….
Сестра – сестричка…
3. Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Сумка мамы (чья?) - мамина.
Телефон (чей?) …
Туфли (чьи?) …
Кофта бабушки (чья?) - бабушкина.
Фартук (чей?) …
Тапочки (чьи?)…
4.Произнеси и прохлопай слова.
Ма-ма, пла-ток, цве-ты, кон-фе-та, ду-хи, ми-мо-за, тюль-пан.
4.Беседа и рассказ по картинке.
(Родитель задаёт вопрос, ребенок отвечает)
-Кто это? (Это Вова.)
-Какой Вова? (Вова маленький.)
-Что делает мама? (Мама моет Вову.)
Тема «Дикие птицы»
- Убедитесь, знает ли ваш ребенок диких птиц и умеет ли их называть. Закрепить знания о том, что эти птицы называются дикими, так как они сами добывают себе корм и сами строят гнёзда.
- Игра «Кто как голос подаёт?»
Воробей – чик-чирик!
Ворона – кар-кар!
Голубь - гур-гур!
Грач – крак-крак!
- Игра «Большой-маленький»
Голубь большой, а воробей? – маленький.
Воробей маленький, а грач? - …
Ворона большая, а воробей? - …
- Упражнение «У кого сколько?»
Скажи, сколько у воробья крыльев? (У воробья два крыла.)
(лапок, хвостов, голов, клювов, перьев, глаз…)
- Игра «Один – много»
Воробей – воробьи
Голубь- …
Грач - …
Ворона - …
Тема: «Дикие животные»
1. Рассмотрите вместе с ребенком изображения диких животных, назовите их.
Спросите у ребенка, какие это животные? (дикие) Почему их называют дикими? (потому что живут в лесу, сами о себе заботится).
2.Упражнение «Кого ты видишь?» Кого ты видишь на картинке? Я вижу медведя (волка, лису, ежа, белку, зайца).
3.»Назови детенышей?
У зайца-зайчата, у медведя-медвежата, у белки -…, у лисы- …, у волка -…, у ежа- …
4.Игра «Один – много»
Медведь-медведи, волк-волки, лиса-…, ёж- …., белка-…., заяц-…
5.Игра «Кто где спрятался?»
Заяц спрятался на пне. Лиса спряталась за кустом. Белка спряталась на дереве. Ёж спрятался у куста.
- «Скажи наоборот»
У лисы хвост длинный, а у зайца … (короткий). Медведь большой, а белка…
Лиса пушистая, а еж….
Тема «Транспорт»
- Ребёнок должен знать:
- Что такое транспорт и его назначение
- Как называется транспорт, который перевозит людей
- Как называется транспорт, который перевозит грузы
- Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик и
назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.
- Игра «Счет транспорта»
Слова: машина, автобус, самолет, грузовик, пароход.
Например: Одна машина, две машины, три машины.
- Подбери действие к предметам.
Машина (что делает?) – едет
Пароход (что делает?) плывет
Самолет (что делает?) -…
Автобус (что делает?) - …
- Поиграйте в игру «Один - много»
самолет — самолеты машина - ... самокат - …
трамвай - … автобус - … троллейбус -…
вертолет- … поезд - … велосипед - ...
- Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев
Будем пальчики сгибать – Хлопаем в ладоши, стучим кулачками
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет, Загибаем пальцы на обеих руках,
Трамвай, метро и самолет. начиная с большого
В кулак мы пальцы собирали, Сжимать и разжимать кулаки
И транспорт правильно назвали. Сцепить пальцы в «замок»
Тема: «Цветы»
1. Побеседовать с детьми о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, обратить внимание на их цвет.
2. Рассмотрите цветок и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.
3. Игра «Один – много»
Например: колокольчик – колокольчики….
Слова: колокольчик, ромашка, мак, василёк, лютик, одуванчик.
- Игра «Посчитай-ка»
Один колокольчик, два колокольчика, три колокольчика.
Слова: колокольчик, ромашка, мак, василёк, лютик, одуванчик.
- Предложите ребенку рассмотреть картинку и назвать, что на ней изображено. Расскажите о частях тела насекомых (крылья, брюшко, усики, ноги…) Задайте ребенку вопрос: «Как можно назвать картинку, одним словом?» (Насекомые.)
- Игра «Один – много»
Слова: бабочка, стрекоза, муха, жук, кузнечик, муравей, божья коровка, паук, пчела, оса, гусеница, таракан.
Например: бабочка-бабочки и т. д.
- Игра «Жадина»
Например: Чья бабочка? – моя бабочка.
Слова: бабочка, стрекоза, муха, жук, кузнечик, муравей, божья коровка, паук, пчела, оса, гусеница, таракан.
- Игра «Скажи, что у тебя?» (отвечать полным предложением)
Родитель: Что у тебя?
Ребенок: У меня бабочка.
Слова: бабочка, стрекоза, муха, жук, кузнечик, муравей, божья коровка, паук, пчела, оса, гусеница, таракан.
- Игра «Сосчитай до трёх!»
Одна бабочка, две бабочки, три бабочки.
Слова: бабочка, стрекоза, муха, жук, кузнечик, муравей, божья коровка, паук, пчела, оса, гусеница, таракан.
Тема «Перелетные птицы»
- Называть перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, цапля, соловей, кукушка, лебедь, утка, гусь.
- Наклеить (нарисовать) птицу (родитель помогает). Ребенок показывает и называет части тела.
- «Что умеют птицы?»
Ребенок называет как можно больше слов (родитель помогает): летать, улетать, клевать, пить, петь, плавать…
- Пальчиковая гимнастика.
Птичка – птичка (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка! (барабаним пальчиками по ладошке)
Вот тебе крошки на моей ладошке.
(стучим указательным пальчиком по всей ладошке)
Тема: «Деревья»
- Называть деревья: ель, береза, клен, дуб, рябина, яблоня.
- Наклеить (нарисовать) дерево (родитель помогает). Ребенок показывает и называет части дерева: ствол, корни, ветки, листья, шишки, сережки…
- «Что делают листья?»
Ребенок называет как можно больше слов – действий
(родитель помогает).
Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шелестят…
- Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Ветры дерево качают (руки изображают дерево, пальцы расставлены, движения влево-вправо)
Листья с веток облетают (шевелить пальцами, показывая, как падают листья)
Вышла Осень погулять (указательный и средний палец изображают шаги)
Стала листья собирать (собирать листья в ладошку).
Тема: «Животные юга и севера.
- Знать и называть животных
севера: олень, писец, белый медведь;
юга: жираф, слон, лев, тигр, обезьяна.
- Называть части тела животных, например жирафа.
- Поиграйте в игру «Скажи наоборот».
У жирафа длинная шея, а у обезьяны…
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…
У слона большие уши, а у льва …
У оленя большие рога, а у жирафа…
- Игра «Один – много»
Например: олень – олени.
Слова: медведь, жираф, слон, лев, тигр, обезьян.
- Игра «Кто у кого?»
Например: У оленя – олененок.
Слова: медведь, слон, лев, тигр.
Тема «Профессии»
- Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий. Уточните, какие профессии людей знает ваш ребенок.
Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям).
- Продолжи предложения:
В магазине работают продавцы, кассиры, …
В больнице работают, … .
На стройке работают, … .
В детском саду работают, … .
В школе работают….
В парикмахерской работают…
На почте работают….
Кто водит машины и автобусы….
- Упражнение "Кто что делает?"
Взрослый называет профессию, ребенок называет как можно больше слов, соответствующих ей действий.
Повар – чистит, моет, режет, варит, жарит, готовит и т. д.
Врач - ...
Учитель - ...
Музыкант - ...
Художник - ...
Парикмахер - ...
- Упражнение "Один - много"
Например: Один врач - много врачей.
Слова: продавец, строитель, воспитатель, повар, почтальон, учитель, водитель…
- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Повару - кастрюля, поварешка…
Врачу – шприц, вата…
Учителю – книга, ручка…
Почтальону – письма, газеты…
Продавцу – весы, продукты…
Строителю – кирпич, цемент…
Парикмахеру – ножницы, зеркало…
Тема: «Перелетные птицы и дикие животные весной»
- Называть
- перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, цапля, соловей, кукушка, лебедь,..
- диких животных: медведь, волк, заяц, белка, ёж, кабан…
- Знать строение тела птицы и дикого животного..
- Уметь объяснить значение слов:
гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом откладывают и высиживают яйца), скворечник («дом» для птиц, который построили люди из досок), птичьи трели (звонкое птичье пение), вить (строить), высиживать (сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы).
- Игра "Посчитай"
Один грач, 2 ..., 3 ..., 5...
Одна ласточка, 2 ..., 3 ..., ...
Одна кукушка, 2 ..., 3 ..., ...
- Игра «Один – много»
Один грач, а много … (грачей).
Один скворец, а много … (скворцов).
Одна ласточка, а много … (ласточек).
Один лебедь, а много … (лебедей).
Одна птица, а много … (птиц).
Одно гнездо, а много … (гнезд).
Тема: «Туалетные принадлежности»
- Предложите ребенку рассмотреть предметы и назвать их (если ребенок не разговаривает, то показать, названные родителем предметы). Расскажите, для чего они нужны, как ими пользоваться.
- Игра «Чей предмет?»
Например: чья зубная щетка? – моя зубная щетка.
Слова: зубная паста, мыло, мочалка, расческа, полотенце, шампунь.
- «Скажи, что делает девочка (мальчик)?
Например: что делает мальчик? - мальчик чистит зубы.
Список используемой литературы:
1. Н.В. Ершова, И.А. Аскерова, О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками , имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст.-СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,-176с.
2. Н.В. Ершова, И.А. Аскерова, О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками , имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст.-СПб.ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011,-144с.
3. В.А. Егупова Познаю мир: для детей 4-5 лет\ В.А.Егупова.-2-е изд., спр. и ререраб.- М.: Эксмо, 2015.- 152с.: ил.- (Ломоносовская школа).
4. О.С. Жукова. Развивающие игры для будущих первоклассников / О.С. Жукова \ Астрель; СПб.: Сова, 2008. —96 с.: ил.— (Клуб веселых дошколят).
5.Е.В. Колесникова Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет, 3-е издание., перераб. и дополн.- М.; ТЦ Сфера, 2015-64с.
6. Е.В. Колесникова Я считаю до десяти . Математика для детей 5-6 лет, 3-е издание., перераб. и дополн.- М.; ТЦ Сфера, 2015-64с.
7. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-160с.
8. . И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-160с.
9. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-160с.
10. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.-2-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-160с.
12. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-704с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-77786-1670514682.jpg)
Домашнее задание для родителей по лексическим темам
Уважаемые родители! Если вы хотите помочь своим детям в развитии речи в домашних условиях, то этот материал для вас! Желаю успеха!!!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-52295-1617640809.jpg)
Картотека домашних заданий для родителей по лексическим темам.
Картотека состоит из 32 лексических тем для старшей логопедической группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/12/picture-656825-1442070338.jpg)
Задания для родителей по лексическим темам
Данные задания помогут родителям заниматься с ребенком в домашних условиях, обогащать его словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь, развивать мелкую моторику пальцев р...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "Транспорт"
Детям логопедичкской группы очень важны задания учителя - логопеда. Каждую неделю логопед даёт родителям задания по различным лексическим темам. Представляю Вашему вниманию задания по лексической теме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-992892-1515513064.jpg)
домашнее задание для родителей по лексической теме "Овощи"
Рекомендации родителям по работе с детьми дома по лексической теме 2Овощи"...