Материалы по реализации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица"
методическая разработка
В материале раскрывается опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с№1 "Жар-птица" по апробированию и реализации Программы просвещения родителей детей дшкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1003.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица»
город Рубцовск
Методические материалы по реализации
Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации
Пояснительная записка
Оценка взаимодействия семьи и МАДОУ «ЦРР д/с №1«Жар-птица»
Актуальное состояние:
На базе МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» работает консультационный пункт по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому и Служба ранней помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов дошкольного возраста на дому. Ежегодно педагогическим коллективом планируется работа с родителями, что отражено в годовом плане и календарно-тематическом планировании.
Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
создание единого пространства развития ребенка «семья - детский сад».
Результативностью работы с родителями является их заинтересованность в вопросах воспитания детей. Родители активно включены в управление МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица». Они являются первыми помощниками в создании и обогащении развивающей среды, оказывают помощь в приобретении игрушек, пособий, озеленении участков, постоянные участники праздников, спортивных досугов, выставок.
Проблемное поле:
Наряду с положительными сторонами взаимодействия, выявлены и проблемы:
- Современные родители имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. На практике многие родители, с одной стороны, не знают, не понимают и не умеют грамотно воспитывать своих детей. С другой – не видят и не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем – в школьном возрасте.
- Педагогический потенциал семьи используется образовательной организацией не в полной мере.
- Недостаточно используются активные формы работы с родителями в повышении компетентности в вопросах индивидуального развития ребенка, его психолого-педагогической поддержки.
- Не в полной мере учитываются запросы и интересы родителей, при планировании единого развивающего пространства «семья – детский сад».
Перспективы развития:
- Продолжить работу по повышению психолого-педагогической компетентности родителей через реализацию Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации;
- учитывать запросы и интересы родителей при планировании деятельности и в процессе реализации Программы;
- включать активные формы работы в процесс родительского просвещения.
На основании результатов проблемно-ориентированного анализа в МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» было проведено анкетирование родителей с целью выявления затруднений и определения вектора направления просвещения семей. Тематика просвещения была предложена в соответствии с направлениями, указанными в Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. Итоги анкетирования показали, что большинство родителей выразили потребность в просвещении по направлениям:
- познавательное развитие детей в семье – 19%;
- развитие речи и воспитание интереса к чтению у детей – 18%;
- способы здоровьесбережения, поддержание здорового образа жизни в семье – 16%;
- основы безопасного поведения детей дошкольного возраста 13%;
- особенности питания – 9%.
Таким образом, при разработке перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников, учитывались интересы и запросы родителей.
Ресурсы для разработки и реализации Программы просвещения родителей
- Помещения. Выделены места для проведения встреч и мероприятий: музыкальный и спортивный залы, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
- Мебель. Для комфортного проведения мероприятий используются стулья, столы, диваны, а также другая мебель, которая может понадобиться в зависимости от формата встреч.
- Материалы и оборудование. Канцелярские принадлежности, дидактические пособия, игры, игрушки, книги, аудио- и видеоматериалы, проектор, экран, ноутбук и другие материалы.
- Информационные ресурсы. Для информирования родителей о деятельности семейного клуба используется сайт детского сада, социальные сети, мессенджеры, информационные стенды, буклеты, памятки и другие каналы коммуникации.
- Кадровые ресурсы. Организацией и проведением мероприятий занимаются воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
- Партнёрские ресурсы. К сотрудничеству привлекаются учреждения социума, такие как библиотеки, музеи, театры, центры детского творчества и развития, спортивные школы. Партнёры предоставляют дополнительную информацию для просвещения родителей.
- Финансовые ресурсы. Реализация Программы просвещения родителей требует определённых финансовых затрат на приобретение материалов и оборудования, обучение педагогов на курсах повышения квалификации и другие расходы.
Констатация фактов использования авторских идей
При описании опыта реализации Программы более подробно хотелось бы остановиться на использовании авторских идей, направленных на просвещение по темам, которые вызвали повышенный интерес у родительской общественности. С целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам познавательного развития детей и развития речи, мы познакомили семьи с современными развивающими технологиями:
- игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича;
- игровой метод ТРИЗ-технологии – «Круги Луллия»;
- технология смарт-тренинга, как метод активного обучения детей играм с головоломками.
Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - это форма взаимодействия взрослого и ребёнка через игры и сказки. Авторская идея технологии заключается в создании многофункциональных развивающих игр, которые помогают детям в игровой форме развивать логику, пространственное мышление, память, внимание, мелкую моторику и речь. Игры разработаны на основе сказок, что позволяет детям легче вовлекаться в процесс обучения и следовать за сюжетом. Особенность технологии заключается в том, что она не только помогает детям учиться, но и стимулирует их воображение, креативность и самостоятельность. Игры могут быть адаптированы под разные возрастные группы и индивидуальные особенности ребёнка, что делает их подходящими для широкого круга пользователей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Идея кругов Луллия заключается в создании инструмента для развития творческого и аналитического мышления у детей дошкольного возраста. Круги Луллия используются для решения следующих задач:
Обогащение словарного запаса. Круги помогают детям узнавать новые слова и понятия, а также учиться правильно их использовать в речи.
Развитие связной речи. Дети учатся описывать объекты, составлять рассказы и придумывать истории, используя информацию с разных частей кругов.
Формирование элементарных математических представлений. С помощью кругов можно изучать числа, геометрические фигуры, цвета и размеры, сравнивать и анализировать объекты.
Знакомство с окружающим миром. Круги позволяют детям получать знания о природе, животных, растениях, временах года и т.д.
Развитие творческого мышления. Дети могут придумывать новые объекты или ситуации, комбинируя различные элементы с кругов.
Методика кругов Луллия помогает сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для дошкольников, способствует развитию их умственных способностей и творческого потенциала.
Не менее ценным для семей воспитанников является опыт активного использования игр-головоломок в условиях ДОО. Обучение играм с головоломками осуществляется посредством технологии смарт-тренинга. Ирина Ивановна Казунина, преподаватель НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», руководитель «Инновационной площадки федерального уровня по направлению «МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи», смарт-тренингом называет метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Игры-головоломки способствуют развитию у ребенка личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, мышления, пространственного воображения и ряда других важных психических функций. Таким образом, одним из основных мотивов использования игр-головоломок в условиях ДОО и семьи стало повышение творческо-поисковой активности детей, важной в равной степени как для детей, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для дошкольников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, трудности с усвоением программы, в большинстве случаев, оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
Авторские пособия, представленные семьям воспитанников, для развития познавательной сферы и речи детей, можно приобрести в свободном доступе. В магазинах и на специализированных онлайн-платформах предлагают большое количество разнообразных аналогов, которые помогут развить у ребёнка логику, память, внимание, мышление и речь. Кроме того, дидактические пособия можно самостоятельно изготовить в домашних условиях. Самодельные игры могут быть не менее эффективными, позволят учесть индивидуальные особенности, проявить творческий подход и создать уникальные развивающие материалы для ребёнка.
Созданное в МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица» единое пространство развития ребенка «семья - детский сад» предполагает использование активных форм просвещения родителей. Они являются более эффективными, благодаря непосредственному участию мам и пап в образовательном процессе. Родители вовлекаются в практические занятия, игры и упражнения, обмениваются личным опытом, обсуждают интересующие их вопросы. Это помогает установить более тесный контакт между семьёй и детским садом, а также способствует лучшему пониманию потребностей и особенностей ребёнка. Кроме того, активные формы работы позволяют семьям приобрести новые знания и навыки, которые они могут использовать в воспитании детей. Родители учатся лучше понимать своего ребёнка, поддерживать его интересы и развивать способности. Всё это положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей и их успехах в развитии.
Обобщая результаты реализации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации можно утверждать, что Программа позволяет:
- вовлечь большее число родителей в образовательный процесс;
- установить тесный контакт между детским садом и семьёй;
- улучшить понимание родителями потребностей и особенностей ребёнка;
- приобрести родителям новые знания и навыки в области воспитания и развития детей;
- положительно влиять на эмоциональное состояние детей и их успехи в развитии.
Таким образом, Программа просвещения родителей в детском саду способствует укреплению сотрудничества между семьёй и дошкольным учреждением, повышению педагогической компетентности родителей и, как следствие, качества образования и всестороннему развитию детей.
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями
№ | Тема мероприятия | Форма проведения мероприятия | Возрастная категория детей | Ответственные | Сроки |
Направление: развитие познавательных способностей и речи | |||||
1 | «Возможно ли развитие интеллектуальных способностей детей отдельно от развития речи?» | Круглый стол | Все возрастные группы | Педагог-психолог, учитель-логопед | Январь, 2024 |
2 | «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» | День открытых дверей (показ занятия для родителей) | Старший дошкольный возраст | Воспитатели | Март, 2024 |
3 | «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» | Мастер-класс | Старший дошкольный возраст | Учитель-логопед | Май, 2024 |
4 | «Игры-головоломки – интеллектуальное занятие по душе!» | Семинар-практикум | Старший дошкольный возраст | Воспитатели | Сентябрь, 2024 |
5 | «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ и семьи» | Мастер-класс | Все возрастные группы | Воспитатели | Ноябрь, 2024 |
Приложение 2
Сценарные планы мероприятий
Мастер-класс
для родителей (законных представителей)
Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с дидактическим пособием «Круги Луллия» для использования с детьми дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»;
- раскрыть возможности применения пособия в практической работе со старшими дошкольниками;
- создать условия для повышения педагогической компетентности родителей посредством активной практической деятельности;
- раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по развитию речи.
Оборудование: игровое пособие «Круги Луллия», карточки с заданиями для участников.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые родители!
Опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Идёт интенсивный поиск новых форм, способов и приёмов развития личности ребёнка. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит раскрытие и формирование важных составляющих успешного развития ребёнка. Одной из этих составляющих является развитие речи детей.
Не секрет, что речевое развитие было и остается актуальной проблемой. Как учитель-логопед нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с дошкольниками по развитию речи. Сегодня, хочу поделиться с вами своей находкой – это универсальное дидактическое пособие «Круги Луллия». Используя его в работе на протяжение двух лет отмечаю: «Круги Луллия» помогают сделать занятие эффективным, дают возможность обучать играя, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию непринуждённой обстановки.
Следует отметить, что данное пособие обладает большим потенциалом для решения речевых задач и формирования мыслительных процессов.
Пособие создано в XIII на основе изобретения каталонского монаха и философа Раймунда Луллия. Оно состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра. Круги будем считать от центра к краю, первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой. Сверху закреплена подвижная красная рамка, которая является основным рабочим элементом: под ней составляется необходимое изображение.
Предлагаю вам убедиться в универсальности данного пособия на практике.
В практической части мастер-класса мы с вами рассмотрим варианты игр по развитию речи по основным направлениям:
- формирование словаря,
- звуковая культура речи,
- подготовка к обучению грамоте,
- формирование грамматического строя речи,
- связная речь.
- Игра на формирование словаря: «Наоборот»
Для этой игры мы будем использовать два круга.
Картинки на втором круге обозначим прилагательными: лимон – кислый, сундук – полный… (книга какая? карандаш какой? толстая, короткий и т.д.)
Поворачивайте круги и составьте под рамкой пару слов противоположных по смыслу.
Назовите пары прилагательных, которые вы объединили под рамкой.
В процессе игры мы развиваем у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова; обогащаем и активизируем речь дошкольников антонимами.
В профессиональной деятельности использую «Круги Луллия» как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. В домашних условиях с кругами можно работать группами, парами или индивидуально. Дети охотно используют круги в свободной игровой деятельности.
- Игра по формированию звуковой культуры речи: «Парочки»
Вам понадобится конверт с цифрой 2.Обратите внимание, с обратной стороны карточек есть цифры. Разложите маленькие карточки с цифрой 2 на второй круг. Назовите предметные картинки. Карточки побольше, с цифрой 3, разложите на третий круг. Назовите предметные картинки.
Подберите правильную пару так, чтобы названия картинок отличались только одним звуком и расположите под стрелкой. Назовите получившуюся пару.
Вы уже поняли, что таких пар может быть много. (миска-мишка, коза-коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа)
Эту игру можно усложнить. Можно составить не пару, а цепочку из 3-х слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. (миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа) Игра «Парочки» превратилась в «Тройки».
Данная игра позволяет развивать у дошкольников фонематический слух, упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
На начальных этапах работы педагог задействует в играх только два круга. Постепенно задания усложняются, и количество кругов увеличивается до четырех.
- Игра на развитие грамматического строя речи: «Какой? Какая? Какое?»
Знакомая всем вам игра с помощью «Кругов Луллия» обретёт интересную форму.
Итак, возьмите конверт номер 3. Маленькие карточки разложите на 2-ой круг, большие – на 3-ий. (Груша, лимон, яблоко, морковь, апельсин, тыква; сок, варенье, пирог, мороженое, пюре, пастила.)
Раскрутите произвольно круги. Посмотрите, какие две картинки оказались под рамкой. Составьте словосочетание. Например: яблочное варенье, клубничный пирог и т.д.
Теперь поворачивайте рамку и называйте получившееся словосочетание.
Игра помогает формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными, развивать грамматический строй речи.
В этой игре мы можем увидеть несовместимые, на первый взгляд, комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что это нереальная ситуация, а значит, можно дать волю фантазии и сочинить сказку о том, как могло появиться морковное мороженое.
- Игра по обучению грамоте: «Где спрятался звук?»
Для следующей игры возьмите конверт с цифрой 4. Схемы слов разложите на 2-ой круг, а картинки на 3-ий.
Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым цветом? (согласный твердые, согласные мягкие)
Назовите, что изображено на картинках. Данные картинки подобраны для определения места звуков с – с’ в словах (в начале, середине и в конце слова). Определите, какой звук твердый или мягкий слышим в слове, найдите его место и образуйте под рамкой верную пару. Объясните свой выбор.
Игра позволяет закреплять умение детей определять место звука в слове, развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Дети с удовольствием играют с «Кругами Луллия» в свободное время. Дома вы сможете закреплять отработанные на занятиях задания, а так же придумывать новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.
5) Игра на развитие связной речи «Составь предложение»
Возьмите пятый конверт. Карточки с людьми разложите на 2-ой круг, карточки-символы, обозначающие действия разложите на 3-ий круг, а предметные картинки – разложите на 4-ый круг.
Обратите внимание, что люди на 2-м круге - это члены семьи. Значит, мы будем их называть: дочь, сын, мама, папа, бабушка и дедушка. Карточки-символы обозначают действия: надевает, обувает, моет, пьёт, ест, несёт.
Вращая круги, выберете под рамку картинки так, чтобы получилось верное предложение.
Какие предложения у вас получились?
Игра помогает развивать у детей умение составлять предложения по модели, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.
Считаю, что представленный опыт будет полезен вашим семьям. Дидактическое пособие несложно изготовить в домашних условиях самостоятельно. С его помощью в увлекательную игру можно превратить не только работу по развитию речи, но и закреплять с детьми элементарные математические представления, знакомить с окружающим миром и т.д.
Вашему вниманию были представлены игры по развитию речи с использованием пособия «Круги Луллия».
Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого пособия?
Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:
- Формирование навыков сотрудничества. Дошкольники учатся слышать друг друга, взрослых, договариваться, совместно находить общее решение.
2. Вариативность. Используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои задания.
3. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.
4. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» каждый взрослый без труда сможет изготовить самостоятельно.
А самое главное - игры позволяют сделать процесс обучения интересным и незаметным для детей.
В заключение нашего мастер-класса, хотелось бы получить обратную связь тоже с помощью «Кругов Луллия». Возьмите последний конверт. Смайлики с лицами разложите на 2-ой круг, с руками – на 3-ий, а с предметами – на 4-ый.
На экране вы можете видеть, что обозначает каждый смайлик. (Лица: интересный материал, не поняла материал, неинтересный материал; руки: понравилось, хочу всё обдумать, не понравилось; предметы: чемодан – буду применять в работе, подзорная труба – надо изучить подробнее, корзина – бесполезная информация.)
Выложите под рамкой с помощью смайликов общее впечатление вашей группы о представленном пособии.
Родители озвучивают составленные цепочки.
Спасибо за отзывы и активное участие.
Желаю вам новых открытий и интересных находок!
Семинар-практикум
для родителей (законных представителей)
«Игры-головоломки – интеллектуальное занятие по душе!»
Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с играми-головоломками для использования с детьми дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- развивать интерес у родителей (законных представителей) к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- показать на примере игр-головоломок, как происходит развитие воображения, креативности мышления, логического мышления, стремление к достижению положительного результата и т.д.;
- способствовать положительной мотивации родителей (законных представителей) на использование полученных знаний для совместного проведения досуга с детьми.
Форма проведения: путешествие.
Участники: педагог, родители (законные представители).
Методы: игровой (турнир среди родителей «Кто быстрее?»), демонстрационный, практический (выполнение упражнений), словесный, наглядный.
- Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ответить вас хором прошу сейчас я,
Помочь мне откажитесь? Нет или да?
Деток, вы любите? Да или нет?
Ждете от встречи скучных бесед?
Лекции хочется слушать сейчас?
Я вас понимаю, и как же нам быть?
Проблемы детей мы сумеем решить!
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем нашу встречу.
Маленькие дети – достаточно самостоятельны, инициативны, азартны и любознательны. В дошкольном возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом, который поможет вам вместе с детьми прекрасно провести свободное время, связанное с интеллектуальным развитием.
А проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры – путешествия. Мы побываем в долине «Тайн», затем мы отправимся прогуляться по дороге «Знаний», а в конце нашего путешествия мы покорим гору «Успеха».
Вы готовы отправиться в путешествие?
II. Основная часть
Итак, мы отправляемся в долину «Тайн», где нам предстоит раскрыть тайну нашей встречи, а поможет нам в этом - кроссворд.
Родители разгадывают кроссворд, отвечая на вопросы
1. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного состязания. (игра)
2. Чем, кроме ума, отличается мультипликационная птица Говорун. (сообразительность)
3. Обдуманность в поступках. (рассудительность)
4. Способность человека находить нестандартные решения проблем и жизненных задач. (изобретательность)
5. Чего не достаёт егозе ? (усидчивость)
6. Стремление к приобретению новых знаний. (любознательность)
7. Способность быстро соображать. (смекалка)
8. Активность, предприимчивость, самостоятельность. (инициативность)
9. Способность существовать независимо от других. (самостоятельность)
10. Жанр народнопоэтического творчества, способный «сломать» голову. (загадки)
11. Одно из качеств, необходимых игроку в КВН. (находчивость)
По вертикали в кроссворде получилось новое слово – «Головоломка»
Как Вы понимаете значение слова «Головоломка»?
Головоломка – это загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности.
С помощью игр-головоломок у малышей происходит развитие логического и наглядно-образного мышления, а также формируется целостное зрительное восприятие и воображение. Данная игровая деятельность учит детей ориентироваться в пространстве, развивает познавательный интерес. Дети становятся более самостоятельными и целеустремленными. Уважаемые родители, а какие игры-головоломки знаете вы? (кубик Рубика; тетрис, пазлы, танграм и т.д.)
Сегодня мы хотим познакомить вас с современными играми-головоломками. Нам поможет в этом игровой набор «Мир головоломок».
Показ игрового набора «Мир головоломок»
Уважаемые родители, как вы думаете, как выглядят головоломки в этом наборе?
Сейчас я раскрою вам тайну: в этот набор входят геометрические головоломки, потому что они более понятны и просты и выполняются в одной проекции. И объемные головоломки, которые привлекают детей формой и объемом деталей. В комплект каждой головоломки входят карточки трех видов и трех уровней сложности. Самый простой уровень обозначен одной звездочкой, более сложный – двумя, а самый сложный – тремя звездочками.
Показ геометрических головоломок
К геометрическим головоломкам относятся игры: «Складушки», «Слагалица» и «Репка».
Педагог демонстрирует головоломку «Складушки»
Головоломка «Складушки» представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесёнными на них рисунками в виде ¼ круга. Эти сектора расположены по углам и окрашены в три цвета. Игрок составляет рисунок путем соединения квадратных фишек так, чтобы стороны совпали по цвету.
Педагог демонстрирует головоломку «Слагалица»
«Слагалица» состоит из 7 геометрических фигур. Суть игры – составление жанровых картинок. Для этого нужно сложить фигуры по заданным силуэтам. Игроку необходимо из предложенных 7 геометрических фигур выбрать необходимое количество и сложить из них предложенный образ.
Педагог демонстрирует головоломку «Репка»
Головоломка «Репка» представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации. Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения. Для этого нужно соотнести образ на карточке и подобрать недостающие элементы или составить образ по сплошной заливке.
Показ объемных головоломок
К объемным головоломкам относится игра-головоломка «Гала-Куб» и «Осенний кубик».
Педагог демонстрирует головоломку «Осенний кубик»
Головоломка «Осенний кубик» представляет собой набор из 6 деревянных элементов. Суть игры – составление конструкций в 2D и 3D моделировании. Конструкции 2D-моделирования, отмеченные на карточках одной или двумя звездочками. Конструкции 3D - предполагают объемные постройки, они отмечены на карточках тремя звездочками.
Педагог демонстрирует головоломку «Гала-куб»
«Гала-куб» представляет собой набор из 8 деревянных деталей. Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора и познакомить детей с симметрией.
На ваш взгляд, смогут ли эти игры-головоломки заинтересовать детей?
Что нам для этого необходимо сделать?
Очень много зависит от пап и мам – от их умения увлечь детей. Сегодня наша встреча является проводником в занимательный мир головоломок. Я предлагаю вам, уважаемые родители, разгадать секрет головоломок, приобрести свой собственный опыт, сделать открытия и, конечно же, надеюсь, что после нашей встречи, игры-головоломки смогут стать вашим семейным увлечением. Итак, тема нашего семинара-практикума «Игры-головоломки – интеллектуальное занятие по душе!»
Ну что ж, пора отправляться дальше.
Прежде чем прогуляться по дороге «Знаний», я предлагаю вам некоторые утверждения. Если вы согласны с ними, вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
Я хочу, чтобы игры помогали моему ребенку в интеллектуальном развитии.
У нас дома есть игры головоломки.
Я уже знакома с игровым набором «Мир головоломок».
Я хочу научиться способам и правилам решения головоломок.
Меня заинтересовал игровой набор «Мир головоломок».
Родители отвечают на вопросы с помощью звуковых сигналов
По звуковым сигналам можно сделать вывод, что вас заинтересовал данный игровой набор. И это очень здорово, а сейчас нам вместе пора отправляться дальше. Для этого я прошу пройти вас за столы.
Родители проходят за столы, на каждом столе находится игровой набор
«Мир головоломок»
Для того чтобы увлечь детей этой непростой, но такой значимой развивающей игрой, на первоначальном этапе не обойтись без подготовительных упражнений.
Руководствуясь принципом от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, мы начнем сегодня знакомство с играми-головоломками.
С помощью геометрической игры-головоломки «Слагалица» и с задания 1 уровня сложности выполним упражнение «По образцу». Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «По образцу», родители самостоятельно собирают образ
Давайте сравним ваш результат с образцом. Молодцы!
Сейчас мы переходим к следующему этапу: нужно собрать фигуру «По памяти», но уже 2 уровня сложности. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «По памяти», родители собирают дом, сравнивают его с образцом и отмечают, совпали ли их варианты
Для выполнения этого задания вам понадобилось чуть больше времени, но вы все справились, молодцы.
Эти игры-упражнения помогли нам познакомиться с деталями головоломки, принципами их соединения, а также подготовиться к более сложному этапу – пониманию, «прочтению» схем.
Следующее упражнение называется «Собери по схеме». Ваша задача самостоятельно собрать фигуру, но уже 3 уровня сложности. Выберите любую геометрическую головоломку, рассмотрите фигуру на схеме и соберите такую же с опорой на схему.
Родители собирают по схеме фигуру
Пришло время вместе с вами выполнить проверку результата. Хорошо! Вы освоили сборку по схеме с контурным делением и уже готовы к синтезу, анализу и умению выстраивать образ.
Перейдем к следующему этапу – игре-упражнению с элементами головоломки «Заверши образ».
Возьмите схемы фигур - одну со сплошной заливкой, а другую - с частичной. Вам необходимо правильно расположить недостающие детали и завершить предложенный на карточке образ.
Родители выполняют задание
Теперь, все готовы достигнуть более сложной цели – решить головоломку.
Пора покорять гору «Успеха». Для этого мы проведем настоящий турнир «Кто быстрее?». По итогам турнира будет определена команда - победитель, которая быстрее всех выполнит задания, проявит смекалку, изобретательность, находчивость, самостоятельность.
Представитель каждой команды сейчас выберет конверт, в котором находятся схемы для каждой головоломки. Необходимо собрать из деталей образ, который представлен на схеме. Чья команда выполнит первой все задания, подаст звуковой сигнал.
(Педагог дает необходимые пояснения, обращает внимание на правила создания фигуры)
III. Заключительная часть
Вот и подошел к концу наш турнир «Кто быстрее?». Очень приятно, что в зале царил дух соперничества и конкурсной борьбы.
Награждение участников турнира
Четвертое место завоевала команда родителей под №…, третье место досталось команде №.., второе место у команды №…. И победителем турнира стала команда № ….
Награждение победителей турнира
Сегодня вы самостоятельно решали проблемные задания, каждый из вас проявил любознательность, пытливость ума и изобретательность.
В современном мире важно, чтобы люди проявляли рассудительность, инициативность, находчивость, логичность в поступках и действиях. Развить эти качества помогут игры-головоломки. Они способствуют не только интеллектуальному развитию, но и учат умению решать нестандартные задачи, мыслить креативно и рационально.
Желаем вам продолжить увлекательное путешествие вместе с детьми в мир головоломок и испытать прекрасные моменты радости от совместного и плодотворного общения.
Уважаемые родители, в конце нашего путешествия мы предлагаем взять вам по две детали из любой головоломки.
- Если наша встреча была для вас интересной и полезной, соедините грани этих деталей.
- Если упражнения и задания были скучными, тяжелыми и выполняли вы их через силу, уберите эти детали на место.
- Если наша встреча помогла вам узнать новое, возьмите еще одну деталь и продолжите строить свой объект.
А теперь внимательно посмотрите, что у вас получилось. Осталось придумать название.
Родители называют свои варианты
Замечательно! Вы самостоятельно придумали и создали новый образ, а это значит, что у вас сложились представления об игре-головоломке: вы овладели способами и правилами решения головоломок и умеете самостоятельно находить творческие конструктивные решения.
Уважаемые родители, к сожалению, наша встреча подходит к концу. Если у вас есть вопросы, мы готовы на них ответить.
Опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что использование игр-головоломок помогает детям усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления.
Благодарю вас за активность, а нашу встречу мне бы хотелось закончить словами В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Желаю вам, чтобы ваши дети светились от улыбок и любви. Здоровья вам и творческих успехов!
Мастер-класс
для родителей (законных представителей)
«Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ и семьи»
Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с дидактическим пособием «Кораблик «Плюх-плюх» развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» для использования с детьми дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- продемонстрировать особенности игровых пособий технологии, на примере кораблика «Плюх-плюх»;
- раскрыть возможности применения пособий в практической работе с дошкольниками;
- создать условия для повышения педагогической компетентности родителей посредством активной практической деятельности.
Оборудование: игровое пособие кораблик «Плюх-плюх», шнурки, деревянные герои: капитан гусь и лягушата-матросы; цифры, схема слова, плоскостные герои: гусеница, паук, гном; песочные часы, карточки с заданиями для участников.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я хочу познакомить вас с элементами игровой развивающей технологии В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и показать возможности её применения в работе с дошкольниками.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, хотели бы вы иметь в семейной игротеке игру, которую можно использовать в работе с детьми начиная с раннего возраста и заканчивая начальной школой?
Нужны ли вам пособия, с помощью которых можно решать большое количество развивающих и образовательных задач?
А взяли бы вы в свою копилку игру, в которой можно проявлять творчество, придумывать свои варианты заданий?
Уверена, что на все эти вопросы вы ответили утвердительно.
Могу вас порадовать. Недавно, я познакомилась с развивающей технологией «Сказочные лабиринты игры», автором которой является В.В. Воскобович.
Игры и пособия данной технологии отвечают тем пожеланиям родителей, которые мы с вами сформулировали.
Так как народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», сегодня, на примере одного игрового пособия, предлагаю вам оценить безграничный потенциал и универсальность данной технологии.
Итак, перед вами игровое пособие – кораблик «Плюх-плюх». Это деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты разные по высоте: высокая, покажите высокую мачту. Какая по счёту высокая мачта? (пятая) Эта мачта средняя. Покажите среднюю мачту. Или её называют третья. Это - низкая и т.д. На каждую мачту надеты флажки определённого цвета. Количество флажков на мачте соответствует её порядковому номеру: на 1-ой мачте 1 флажок, на 2-ой – два, на 3-ей три и т.д. Если вы обратите внимание на кораблики друг друга, то увидите, что вариантов сбора флажков на кораблик несколько: флажки можно собирать вертикальными рядами, горизонтальными и по диагонали.
Наш кораблик скоро отправится в плаванье. Знакомьтесь – это капитан корабля гусь Океанкин. А это – лягушата-матросы: Морейкин, Озёркин и Речкин. Матросы точно выполняют все команды капитана.
Предлагаю вам отправиться в путешествие вместе с командой. Согласны?
Отважный кораблик плывёт в океан,
Лягушки-матросы, а гусь – капитан.
Лягушки, забыв про усталость и скуку
В пути изучают морскую науку.
Во время путешествия капитан и матросы попадают в различные приключения. Не обошлось без неожиданностей и сегодня. Подул сильный ветер. Детям можно предложить подуть на флажки. Ветер становился всё сильней и сильней. Начался настоящий шторм. Ещё немного и наш кораблик перевернётся.
«Снять все флажки» - скомандовал капитан гусь.
Снимите флажки с мачт.
Оказывается, некоторые флажки во время шторма испачкались, нам надо их постирать и высушить.
Давайте постираем флажки. Перемешайте их. Теперь флажки надо высушить. Обратите внимание, у флажка есть два отверстия: одно - большое, второе – маленькое металлическое. Возьмите шнурок. Надевать на него флажки будем через большое отверстие строго по инструкции. Ведь на корабле матросы должны чётко выполнять все команды капитана.
А для того, чтобы справиться с заданием, вам понадобится кораблик-подсказка, который вы видите на экране. Вы готовы? Приступаем. Будьте внимательны.
Наденьте жёлтых флажков на 1 больше, чем флажков на первой мачте.
Наденьте зелёных флажков на 1 меньше, чем флажков на средней мачте.
Наденьте красных флажков столько же, сколько флажков на первой мачте.
Проверьте себя. Сравните ваши шнурки с изображением на экране.
Вариантов работы со шнурком и флажками достаточно много. Для младших детей можно предлагать собирать флажки по цвету, как вы видите на экране. Обратите внимание, что способы нанизывания флажков могут быть разными: зелёные флажки надеты через большое отверстие, а белые – через маленькое. Затем можно чередовать флажки по цвету. В старшем возрасте можно задать детям определённую последовательность и дать задание продолжить ряд, соблюдая закономерность.
Шторм стих, флажки высохли и теперь капитан даёт команду: «Поднять паруса».
Надевать флажки на мачты надо строго по инструкции. Вы готовы?
Итак, на среднюю мачту наденьте 2 красных и 1 белый флажок так, чтобы белый оказался между красными.
На самую высокую мачту наденьте все флажки одинакового цвета так, чтобы мачта была вся заполнена.
На самую низкую мачту наденьте флажок не жёлтый и не зелёный.
Вы справились с заданием, капитан гусь очень доволен. Мы можем продолжать наше путешествие.
Каждый матрос должен уметь хорошо считать. Капитан Океанкин хочет проверить ваши арифметические способности.
Сколько синих флажков на самой высокой мачте? (5) Уберите верхний синий флажок и наденьте вместо него красный. Сколько стало синих флажков? (4) Сколько красных? (1) Как мы получили 5 флажков? Мы к 4 синим добавили 1 красный. Значит, 5 – это 4 и 1. И так далее дети знакомятся с составом числа 5.
Ещё одно испытание капитана вы прошли достойно.
Матрос Речкин, спешит сообщить, что на борт пришла шифровка. Давайте попробуем узнать от кого она.
Важное умение, которое необходимо каждому мореплавателю это умение читать шифровки. Вам необходимо разгадать имя какого героя зашифровано. Шифровку прислал кто-то из героев технологии «Сказочные лабиринты игры»: возможно это гусеница Фифа, может быть это Паук Юк или один из разноцветных Гномов.
Предлагаю сначала вспомнить, какой звук обозначают на схеме красным цветом? (гласный) Синим цветом? (твёрдый согласный) Зелёным цветом? (мягкий согласный)
Итак, кто из трёх героев зашифрован: Паук, Фифа или Гном?
Всё верно – шифровка пришла от гусеницы Фифы. Капитан гусь попробует выйти с ней на связь и узнать, что же случилось.
С детьми мы учимся выкладывать схемы слов, используя флажки красного, синего и зелёного цветов.
Капитан гусь связался с Фифой, оказывается, у гусеницы завтра день рождения и мы все приглашены. Необходимо возвращаться назад, чтобы успеть к празднику.
Лягушата матросы предлагают капитану по-особому развесить флажки на мачтах, ведь на берегу все готово к веселью. Капитан Океанкин разрешил лягушатам необычно украсить кораблик, а мы с вами им в этом поможем.
Наденьте на мачты недостающие флажки произвольно.
Все красные флажки поверните вправо.
Жёлтые флажки поверните к себе.
Зелёные флажки отверните от себя.
А синие флажки поверните влево.
Посмотрите, какими необычными стали наши мачты.
Пока у нас есть время до прибытия, предлагаю родителям в парах объединиться в команды и выполнить задания. Каждой команде необходимо придумать игру с корабликом «Плюх-плюх». Возраст детей и задачи, которые необходимо решить в игре, указаны на карточке.
Прочитайте задание. Всё понятно? У вас есть 1 минута на его выполнение. Время пошло.
Уважаемые родители, пока команды выполняют задание, предлагаю нам с вами не скучать и тоже поиграть. На экране кораблик. Сейчас я буду называть местоположение флажка, а вы попробуйте найти его.
Флажок какого цвета на корабле выше всех? (синий)
Флажок какого цвета на четвёртой мачте под красным? (зелёный)
Флажок какого цвета на второй мачте над синим? (жёлтый)
Флажок какого цвета на четвёртой мачте находится между красным и жёлтым? (белый)
Вижу, наши команды уже готовы. Предлагаю представить игры, которые вы придумали.
Наш кораблик приближается к берегу. Капитан и матросы благодарят вас за интересное путешествие и надеются на новую встречу.
Сегодня вы познакомились с замечательным пособием технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Давайте попробуем вместе сформулировать, какие образовательные задачи может решать педагог с помощью данного пособия.
Кораблик «Плюх-плюх» способствует:
- развитию сенсорных представлений (цвет, высота, пространственное расположение);
- закреплению навыков количественного и порядкового счёта, состава числа в пределах 5;
- освоению понятий много, мало, поровну;
- тренировке мелкой моторики рук, развитию осязательных анализаторов;
- закреплению навыков звуко-буквенного анализа;
- формированию психических процессов (мышления, памяти, внимания).
С помощью одного пособия мы смогли увидеть огромный потенциал игр данной технологии:
1. Широкий возрастной диапазон: одни и те же пособия можно использовать в работе с детьми разного возраста.
2. Вариативность: для каждого пособия существует большое количество вариантов игр.
3. Сказочная огранка: мы видим, что каждая игра или упражнение предполагает небольшой сюжет с различными приключениями.
4. Многофункциональность: пособия технологии позволяют решать большое количество образовательных, развивающих и воспитательных задач.
5. Технология с «открытым кодом». Это значит, что имея данные пособия, каждый может придумывать свои игры и упражнения. И вы сегодня подтвердили это, выполняя задания в парах.
А самое главное - игры позволяют сделать процесс обучения интересным и незаметным для детей.
В завершении нашего мастер-класса я хотела бы подарить вам кораблики, которые мы изготовили своими руками.
Желаю вам увлекательных путешествий и новых открытий!
Приложение 3
Используемая литература
- Играем в математику. Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в математическом развитии детей : методическое пособие / под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург : ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2018.
- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.
- Казунина И.И., МИР ГОЛОВОЛОМОК для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи : интерактивное пособие / Казунина И.И. – Электрон. текстовые дан. (4,93Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.
- Казунина И. И., Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021.
- Логинова Л. «Кольца Луллия» // Обруч. – 2004. - №4.
- Сидорчук Т. А., Лелюх С. В., Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019.
Приложение 4
Фотоматериалы
Обучение родителей играм с головоломками
Мастер-класс по работе с «Кругами Луллия»
Игры с пособиями технологии В.В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-198110-1361952784.jpg)
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...
Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-1286751-1604671020.jpg)
Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы
В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183129-1572685848.jpg)
"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"
Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/18/picture-1547507-1734488395.jpg)
Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/20/picture-995111-1737381251.png)
Просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста: новые подходы и практики в формировании ответственного родительства 24.01.2024 г.
Дошкольное образовательное учреждение – первое образовательное учреждение, где устанавливается контакт с родителями и начинается педагогическое воспитание. Формы взаимодействия детского сада с р...