Картотека пальчиковых игр
картотека

Ковалёва Елена Борисовна

Пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx94.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Картотека пальчиковых игр

(для детей 2-4года)

 1. «Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох, устали, ох, устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

2. «Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

3. «Пальчики».

Были маленькими мы,

Стали вдруг большими.

Шалунишки, шалуны,

А дружные какие!

Сгибать и разгибать пальчики.

4. «Пальчики».

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

5. Кулачок

Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок

Разожму ладошку

Положу на ножку.

6. Пальчики

Эти пальчики гуляют (2 пальчика обеих рук)

Эти что-то собирают (большим и указательным щиплет ладонь другой руки)

Эти любят поболтать (трём друг о друга средний и безымянный пальцы)

Эти тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем

Любят чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца)

7. Где же, где наш носик.

Где же, где наш носик,

Маленький курносик?

Вот наш носик, мы на нём

Кнопочку сейчас нажмём!

Где же, где же наши ушки

Что ложатся на подушку?

Ушки вот, сейчас покажем,

Как мы на подушку ляжем!

Где же, где же ручки наши,

Что держали ложку с кашей?

Ручки вот и очень нужно

Нам теперь похлопать дружно.

Где же, где же наши ножки,

Что бежали по дорожке?

Ножки вот и мы сейчас будем топать много раз!

Где живот у нашей детки?

Там внутри лежат конфетки!

Мы нашли его и рады, нам живот погладить надо.

8. «Мальчик-пальчик»

Пальчик – мальчик, где ты был? Поглаживают большой палец

С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец

С этим братцем щи варил, Средний палец,

С этим братцем кашу ел, Безымянный палец,

С этим братцем песни пел. Мизинец.

9. Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

10. Разминка

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

11. «Мои вещи».

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику)

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой"

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного. Мур!

Прижимаем кулачок одной руки к груди, второй рукой «гладим» котёнка.

12. «Два притопа, два прихлопа».

Два притопа (по очереди топают ногами,

Два прихлопа (хлопают в ладоши,

Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи).

Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот,

Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу "ножниц" выпрямленные руки перед собой).

Побежали, побежали (бегут на месте,

Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).

 

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Девочки (повторяют только девочки)]

Мальчики (повторяют только мальчики)]

ОСЕНЬ.

13. «Осенью».

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

14. Осень

Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)

Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья жёлтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

И на землю все ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

15. Осень

Ветер северный подул, с-с-с (подуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно пустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)

16. Дятел

Дятел на дубу сидит (ладошку держим вертикально – дерево)

И стучит, стучит, стучит (стучим кулачком по ладошке)

Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

Пальчиком указательным шкрябаем по ладошке

Ну, а если грянет грум (двумя ручками растопырить пальцы)

И польётся дождь потом (пальчиками рук шевелим, ладошки вниз наклонены)

Дятел спрячется в дупло (соединить ладошки над головой – крыша)

Там уютно и тепло.

17. Ветер

Непоседа ветер (взмахи руками над головой)

Знает всё на свете!

Знает, как поёт лягушка (ударяем ладошками по коленочкам)

Ква-ква-ква!

Знает, как шумит ракушка (руки сложить лодочкой и пошелестеть)

Шу-шу-шу!

Знает, как кричит ворона (машем руками)

Кар-кар-кар!

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши)

Му-му-му!

18. Машины

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины

По дороге не беги,

Я скажу тебе «Би-би»

19. Лягушки

На лужайке две подружки (похлопать по коленкам)

Ква-ква (хлопаем)

Ква-ква (топаем)

Две зелёные лягушки (похлопать по коленям)

Ква-ква (хлопаем)

Ква-ква (топаем)

Хором песни распевают (сложить ладони и «приоткрывать» рот)

Ква-ква (хлопаем)

Ква-ква (топаем)

И спокойно спать мешают (ладони под щёку)

Ква-ква (хлопаем) Ква-ква (топаем)

20. Кукушка

Шла кукушка мимо рынка (топаем ножками)

У неё была корзинка (руки ковшиком)

А корзинка на пол бух!

Полетело 10 мух! (шевелим пальчиками)

21. Муха

Летит муха вокруг уха – жжжж

Водим пальчиком вокруг уха

Летят осы вокруг носа – ссссс

Водим пальчиком вокруг носа

Летит комар, на лоб ОП!

Пальчиком дотрагиваемся до лба

А мы его ХЛОП! И к уху, ззззз

Зажимаем кулачок и к уху

Отпустим комара? Отпустим!

Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

22. «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

23. Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Паучки» ползают по голове

ДОМИКИ.

24. Стук, стук, постук

Стук, стук, постук

Раздаётся чей-то стук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат,

Вот, с такою крышей (ладони над головой)

Вот с такими стенами (ладошки около щёчек)

Вот с такой дверью (ладошка перед лицом)

И вот с таким замком (сцепляем ручки)

25. Домик

Молоточком мы стучим

Дом построить мы хотим

Строим мы высокий дом

Будем жить мы в доме том (хлопки)

26. Замок

На двери висит замок, (руки сцеплены замком).

Кто его открыть бы смог? (то же положение)

Постучали, (бьем основаниями ладоней друг о друга)

Покрутили, (крутим ладонями, не расцепляя пальцев)

Потянули… (растягиваем кисти в разные стороны)

И открыли! (разомкнули кисти).

27. Ёлка

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке,

Дети заглядывают в «улей»

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают)

Раз, два, три, четыре, пять.

КОШКИ.

28. Киска

Киска ниточки мотала (перед собой руками как моторчик)

И клубочки продавала (вытянуть кулачки вперёд)

Сколько стоит? Три рубля!

Покупайте у меня! (снова вытянуть)

29. Котик

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

30. Кошка

Как у нашей кошки лапки,

А на лапках цап-царапки

Показываем руки с растопыренными пальцами, сгибают пальцы

Цап-царапки коготки.

Очень острый они.

Кошка целый день хлопочет,

Коготочки точит, точит.

Водят по коленям пальцами

Наточила, спать легла

И во сне произнесла: МЯУ! (соединить ладошки рук, прикладывают их к голове)

31. «Как у нашего кота»

Как у нашего кота

Дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

32. Вот кулак, а вот ладошка

Вот кулак, а вот ладошка

На ладошку села кошка.

Села мышек посчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

Мышки сильно испугались, (трясём кулачками)

В норки быстро разбежались. (прячем кулачки подмышки)

33. Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

34. Котик

Котик лапкой умывается,

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл ротик,

Выбыл ухо, вытер сухо.

МЫШКИ.

35. Мышонок

Сел мышонок на маслёнок, (ладошку на кулачок)

А маслёнок липкий гриб. (кулак вращается вокруг своей оси)

Посидел на нём мышонок (поелозить ладонью по кулаку)

И прилип, прилип, прилип. (отрываем ладонь, а она крепко держится за кулак)

36. Мышка

Мышка в норку пробралась (2-мя ручками крадёмся)

На замочек заперлась (сцепляем пальцы в замок)

В дырочку глядит –

Кошка не бежит

37. Два мышонка у окошка

Два мышонка у окошка (показать лапки)

Поджидали как-то кошку (руки сложить перед собой)

В лапках камешки и шишки

В кошку бросили их мышки (бросок)

Будешь злая кошка знать

Как мышаток обижать (грозим пальцем)

38. «Перчатка»

Весёлая мышка

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд

Перчатку нашла,

Гнездо, в ней устроив,

Ладони смыкаются «ковшом».

Мышат позвала.

Сгибают – разгибают пальцы (зовущий жест)

Им корочку хлеба

Кончиком большого пальца поочередно нажимать на кончики остальных пальчиков

Дала покусать,

Погладила всех

Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

И отправила спать.

Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку (спят).

 

39. Маленькая мышка

Маленькая мышка

Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него

И пальчиком грозит:

Грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу, под щёку.

А кто не хочет спать?

Переворачивают руки под другую щёку

Такого непослушного

Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Я буду щекотать

40. Горшок

Под крышкой –(сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)

Маленький горшок, (прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри)

Открыли крышку – (поворачиваем "крышку" ладонью вверх)

Мышка - скок! (резко поднимаем большой палец)

ВОДНЫЕ

41. Море и волны

Взр. : сейчас мы будем изображать море и волны

(согнуть руки в локтях перед собой, переплести пальцы, волнообразные движения)

Море, я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне.

(можно подуть ветерком, волны большие)

42. Лодка

Соединить ладони рёбрами.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я отважный капитан.

Мне не страшен ураган.

43. Лодочка

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму, (поднять ладони вверх)

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

44. Капитан

На корабле из дальних стран

Плывёт отважный капитан

Из тесной рубки, у штурвала (руль показать)

В бинокль видел он немало.

45. Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

Ладони соединены

Хвостиком ударит вдруг

Ударить ладошками по коленкам

И услышим мы – плюх, плюх!

Ладошки соединить у основания и так похлопать.

46. Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке.

47. Рыбка

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть (ладошки «плывут»)

Рыбка, рыбка, озорница (грозим пальцем)

Мы хотим тебя поймать (ловим – хлопаем)

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла

Хватательные движения руками, не разъединяя у основания ладоней

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла (спрятали ручки)

ЖИВОТНЫЕ

48. Собака

Шла собака через мост (пальчиками)

Четыре лапы, пятый хвост (показ пальцев)

Если мост обвалится, (ладошки кверху)

То собака свалится!

49. Два козлика

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

50. Мишка

Забрался медведь в колоду (играем пальчиками)

Захотелось мишке мёду

Злые пчёлы прилетали (шевелим пальчиками)

Мишку больно покусали (трогаем щёки)

Не ходи сюда воришка (грозим пальцем)

А не то получишь шишку (ударяем кулачком лоб)

51. Мишка

Мишка бедный заболел (руки к щекам, покачать головой)

Вчера мёду много съел (по животу погладить)

Больно мишке и неловко (кулачками под глазками покрутить)

Всё болит: живот, головка.

52. Зайчик

Маленький зайчик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

"Чистим шёрстку".

Или спит.

Руки складываем, кладём под щёку.

Зайчик ушами всегда шевелит.

Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или закрыть руками глаза.

53. Сова 1

Совушка-сова, большая голова

Не пеньке сидит, головой вертит.

Крыльями хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

54. Сова 2

В лесу темно (глаза закрыть ручками)

Все спят давно (ладошки под щёку)

Одна сова не спит (подставляем «глаза» из указат. и больш. пальцев)

Во все стороны глядит,

Да как полетит! (ручками машем как крыльями)

ДОМАШНИЕ

55. Бабушка

Бабушка очки надела (ручки делаем как бинокль и смотрим в них,

У стола на стульчик села (одна ручка в кулачке а другая прямая ладошка,

Только в книжку заглянула (ладошки прямые складываем к др. др и открываем их,

потянулась (тянемся)и уснула (ладошки под щечку)

56. Хозяйка

Хозяйка однажды с базара пришла (пальчиками «идём»)

Хозяйка с базара домой принесла (лукошко из ладошек)

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Вот, овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Попеременные удары кулачки-ладошки

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Стучат ребром каждой ладони по столу

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Попеременно накрываем ладошкой кулак то одной, то другой руки

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики)

И суп овощной оказался неплох! (показываем как едят)

57. Апельсин

Мы делили апельсин!

Много нас, а он один.

Эта долька для котят,

Эта долька для утят.

Эта долька для ежа,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас – беда,

Разбегайтесь кто куда!

58. Помощники

Раз, два, три, четыре (удары кулачком – ладошкой попеременно)

Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку (загибать пальцы)

Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали (загибать пальцы)

Так мы маме помогали (удар кулачками и ладошками попеременно)

59. Пирожки

Раз, два, три, четыре

Как мы тесто замесили (сжимаем кулачки)

Накатали мы кружочки (ладонь об ладонь)

И слепили колобочки (лепим)

Пирожки с начинкою сладкою малинкою,

Морковкою, капустою

Очень, очень вкусные (намазываем начинку)

Из печи достали

Угощать всех стали

Кушайте, пожалуйста!

60. Варим кашу

Кукле кашу я сварю,

В миску молока налью.

Положу туда крупу

И поставлю на плиту

Будет каша хороша (хлопаем)

Кушай кукла, не спеша (погрозим)

ЗИМНИЕ

61. Снежок лепили

1,2,3,4,5 (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают кулачки, гладят ладонью другую ладонь)

И совсем-совсем не сладкий (грозим пальцем)

Раз подбросим, два поймаем, три уроним и … сломаем! (топнуть ножкой)

62. Мы во двор пошли гулять

1,2,3,4,5 (загибать пальцы)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались (указ. пальцем вести по ладони другой руки)

А ещё в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхнуть ладошки)

Съели суп и спать легли!

63. Снеговик

Мы слепили снежный ком

Шляпу сделали на нём

Нос приделали и в миг

Получился снеговик (обрисовать двумя руками фигурку снеговика)

                                          Предметные пальчиковые игры

В них отрабатывается захват — фиксированное положение пальцев руки при взятии предмета. Предметные игры в этот период становятся комплексными (вариативными, то есть сочетают в себе несколько различных, уже освоенных ребёнком, захватов с поворотами кисти руки. Для малышей второго года жизни предметные пальчиковые игры —это подготовительные упражнения для овладения различными бытовыми приспособлениями и устройствами, тренировка согласованных ручных движений под контролем зрения. Незаменимыми моделями и орудиями для отработки «жизненно важных» захватов — положений пальцев рук — и зрительно-моторной координации являются развивающие игрушки разных типов. Темп всех этих упражнений и их продолжительность варьируется в зависимости от интереса ребёнка и его успехов.

Человечек

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова: «Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».

Пальчики

Загибать по очереди пальчики. Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).

Стенка

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам). Потолок (похлопать по лобику). Две ступеньки (провести пальчиками по губкам). Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик). Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко или другую часть тела малыша.

Комарики

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши). Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку). И в носик вцепились (схватить ребенка за нос). Можно вцепиться в ручку, ножку.

Цветочек

Сложить не плотно ладонь к ладони. Солнце поднимается. Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся). Солнышко садится. Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются). Бай-бай!

Кошка

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики. Кулачок, а в нем ладошка. На ладошку села кошка. Начала считать мышат, Раз, два, три, четыре, пять. Но мышата испугались И по норкам разбежались.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопать). В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

Зайка

Зайка, зайка! Где твой носик? Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик). Зайка, зайка! Где твой хвостик? Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика). Где твои лапки? Коготки-царапки. Вот здесь. Вот здесь. Зайка, зайка! А где ушки? Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).

Замок

Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Зайка

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони). Пляшет зайка у ворот. Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой). На макушке. Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).

Пальчики

Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец). Этот пальчик – славненький (открыть безымянный). Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец). Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный). Этот пальчик – толстячок (открыть большой). А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

Водичка

Водичка, водичка! Умой мое личико! (провести ладонями по лицу). Чтоб глазки блестели (помигать глазами). Чтоб щечки горели (похлопать по щекам). Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам). Чтоб смеялись губки (улыбнуться).

Гусь

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом). «Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны). Вот щипну тебя за пятку (щипнуть). Убежишь ты без оглядки.

Тесто

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук). Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони). Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони). Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).

Пальцы

Чтоб красиво говорить (хлопать). Надо с пальцами дружитьПальцы нужно крепко сжать, А потом опять разжать.

Пальчики

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками. Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук? Это пальчики стучат. Поиграть они хотят. С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать). Закрываются (пальцы сжать).

Сорока-белобока

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики. Сорока — белобока утром печку топила. Сорока — белобока деткам кашку варила. По избе скакала, на стол накрывала. Деток кормила, деткам говорила: «Этому кашки дам, и этому кашки дам. И этому тоже дам. А этому – не дам. Он дров не рубил. Печку не топил. Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики

Сложить ладони вместе, стучать пальцами. Наши пальчики проснулись. Потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони). Поскакали, поскакали. Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони). У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки). Пусть поспят ладошки.

Паучок

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими. Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок. Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Птичка

Поглаживать ладонь малыша. Птичка, птичка! Вот тебе водичка! Вот тебе и крошки на моей ладошке. Молоточек. Стучать по ладони. Молоточком постучу. Гвоздики заколочу! Я построю себе дом. Буду жить я в доме том. Били-били, колотили. Мяли-мяли и трепали. Скатертей себе наткали. И столы понакрывали.

Зайки

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям). Дружно лапки поднимали (поднять руки). Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши). Испекли оладушки. Деток угощали. Чаем запивали. На окно поставили. Остывать заставили. Воробышки сели. Оладушки съели. Кыш, кыш! Полетели! Полетели! На головку сели.

Цыплята

Стучать пальцем по ладошке малыша. Ра, два, три, четыре, пять. Шли цыплята погулять. Свежей травки пощипать. Вкусных зерен поклевать. Кашка для букашки. Водить пальцем по ладони ребенка. Маленькой букашке захотелось кашки. Мы сварили кашку накормить букашку. Кашку варили, ложечкой мешали. Деток накормили, кошек угощали.

Капуста

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней). Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад). Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы). И морковку трем.

На блины

Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

И Иван приди

(кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

И Ивану блин

(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

И Митрошечка

До свидания!

Мизинчик

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал, этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Угощение гномов

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать.

(отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать.

(надавим по очереди на подушечку каждого пальца ребенка)

Каждому гостю досталось варенье.

(проводим пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье.

(пусть малыш тесно прижмет попарно подушечки пальцев левой и правой руки)

Плотно прижалась ладошка к ладошке.

(прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки!

(попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки, изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

Домик

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Горох

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке.

(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже.

(выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая.

(выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

Пальчики-гномики

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Улитка

Улитка, улитка! Покажи свои рога,

(пальцем водите по раскрытой ладони малыша)

Дам кусок пирога

(загибаете по очереди пальцы ребенка, начиная с большого)

Пряника печатного

Пышку ароматную

Сдобную лепешку

И блинов немножко

После этого помогите малышу освободить из кулачка указательный палец и мизинец: получается улитка!)

Поварята

(потирая ладошки друг об друга)

Мы варили суп-суп

Из перловых круп-круп

Получилась каша

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто

("вымешиваем" кулачками "тесто")

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах (снова "вымешиваем")

Не удержишь на вожжах!

(расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

Идем в гости

(тренируемся говорить букву "Ж")

К Жене гости прибежали.

(пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали.

(делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора!

(большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа!

(большие и безымянные пальчики)

И Снежана!

(большие пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок?

(ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? И рожок?

(показать раскрытые ладошки, сожмем кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку.

(малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку!

(малыш щиплет свою ладошку, "собирая" драже)

С ручек все стряхнули крошки.

(энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки!

Десять птичек — стайка (Ирина Токмакова)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это — стриж,

Это — развеселый чиж. Ну а это — злой орлан.

Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)

Сорока-ворона

Сорока — ворона

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (4 раза)

Этому не дала:

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай вперед:

Здесь водица — холодненькая (Между кистью и рукой,

Здесь — тепленькая (в сгибе локтя,

А здесь — горяченькая (под мышкой,

Здесь — кипяток, кипяток! (пощекотать).

Черепашка, черепашка.

Черепашка, черепашка,

В домике живет (стучим кулачками)

Высунет головку (вытягиваем один пальчик)

Обратно уберет (прячем)

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик дедушка (дотрагиваемся большими пальцами друг до друга) Этот пальчик бабушка(то же указательными)

Этот пальчик папочка(средними)

Этот пальчик мамочка(безымянными)

Этот пальчик я(мизинцами)

А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз. С ветки ягодки снимаю. Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Я поем еще малинки (снова кладем ягодку в рот) Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальчики) Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Бутон

Набухай скорей, бутон (подушечки пальцев обеих рук сомкнутьЛадошки немного округлые. Получается «бутон»). Распускай цветок — пион! (Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)

Скачет зайчик

Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом. Ловко с пальчика на пальчик. Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся. И опять наверх ввернулся. Снова вниз и снова вверх, Скачет заяц лучше всех.

Каравай

Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто. Мешу, мешу тесто, Есть в печи место. Пеку, пеку каравай («перекладывайте тесто» из руки в руку, Перекладывай, валяй.

Клубок

Мы клубок мотаем смело (имитируем наматывание клубка, Непростое это дело. Он растёт, растёт, растёт (руки описывают круги вокруг друг друга все больше и больше, Вдруг он вырвался и вот… Размотался наш клубок (резко опускаем руки вниз). Мы опять мотаем смело… (повторяем все заново).

Я стучу

Я стучу, стучу, стучу (стучим одним кулачком по другому, Сто гвоздей заколочу (стучим кулаками по столу, полу или коленям). Буду строить дом, дом (складываем «крышу» из ладошек над головой, Чтобы жить в нем.

Игры с зайчиком на пальчике

(Сделанном из носового платочка) Скачут зайки по дорожке, прыг-скок, прыг-скок (зайки скачут по нарисованным линиям) Скачут маленькие ножки, прыг-скок, прыг-скок. Спрятались! (мамы закрывают зайчиков руками, дети ищут) Вот они! (Мамы поднимают руки) Нашлись! Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка! (Малыш в конце фразы ловит зайку на своей руке; ловит зайку на мамином пальчике; малыш прячет своего зайку, чтобы мама не поймала).

Здравствуйте, пальчики

Здравствуй, большой пальчик, стучим большими пальчиками друг по другу Здравствуй, указательный, то же другими пальцами Здравствуй, средний, (или мама массирует каждый пальчик) Здравствуй, безымянный, Здравствуй, мизинчик, Здравствуйте, здравствуйте! хлопаем в ладоши

В гости

В гости к пальчику большому Пальцы в кулачки, большие пальцы подняты. Приходили прямо к дому Ладони под углом — «крыша». Указательный и средний, Называемые пальцы по очереди Безымянный и последний — соединяем с большим. И мизинчик-малышок. Снова пальцы в кулак, Сам забрался на порог. Мизинцы поднять. Вместе пальчики — друзья, Постучать кулачками (ладошками) друг о друга. Друг без друга им нельзя. Соединить руки в «замок».

Игра с кисточкой

Вышла кисточка гулять, Мягкой щетинкой кисточки водим по ладошке ребенка, Стала пальчики считать : затем по каждому пальцу — Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя в домик спрятались опять кисточкой по их тыльной поверхности. И решили рисовать.

Ёжик

Вот свернулся еж в клубок, Сжали кулачок. Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Коснулись кулачка указат. пальцем Ежик сладко потянулся. Пальцы растопырили

Игра с ёжиком из пластилина

Я ёжик, ёжик, ёжик, сжали кулачки или показываем пластилинового ежика ни головы, ни ножек, Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, топаем пальчиками или пластилиновым ёжиком Топ-топ! Чей топот быстрых ножек звучит среди камней? То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром. Кулачками стучим по столу. В клубок наш еж свернулся — иголочки кругом Сжали кулачки.

Червячок

Червячок я маленький. Одна рука — кулачок, другая — кулачок с выпрямленным пальчиком. Ползу, ползу, ползу указательным пальцем «червячком», который двигается. Потерял я яблочко, волнообразно по направлению к кулачку-«яблочку» (мама Новое ищу. помогает ребенку) Тук-тук-тук! стучим пальцем по кулачку Может, здесь яблочко вдруг? засовываем палец в кулачок, Здесь! двигаем пальчиком в кулачке — червячок кушает

Ладушки

Ладушки, ладушки хлопаем в ладоши Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, гладим ладошкой ладошку. Детушкам давала. Маше –две, показываем по два пальца, Паше- две и т. д. называя имена всех детей. Всем дала! Вытянуть руки вперед и в стороны, поклониться.

Дождик

Дождик, дождик поливай, пальцами стучим по столу Будет хлеба каравай, делаем круг руками Будут булки, соединяем полусогнутые ладошки Будут сушки, большие и указательные пальцы в кольцо Будут пряники, сжимаем кулачки Ватрушки ладошки вверх.

Поросята

Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются, Купаются в пруду. Два ловких поросенка два указательных пальца Играют в чехарду«перескакивают» друг через друга, Два сильных и высоких два средних пальца поднимаются и опускаются Играют в баскетбол, несколько раз, «подбрасывая мяч», Два самых быстроногих два безымянных пальца скользят, Бегут гонять в футбол, изображают, как толкают мяч Два маленьких веселых два мизинца «скачут», танцуют и поют. Потом все поросята пальцы «шагают» по столу, Обедать в дом идут. Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются, Готовят винегрет, Два ловких и умелых два указательных вращаются Готовят всем омлет, в горизонтальном положении, Два сильных и веселых кончиками средних пальцев, опущенных вниз, в столовой моют под. водят по столу взад-вперед. Два аккуратных ставят кончики безымянных в нескольких местах Еду на чистый стол, нажимают на стол. Два маленьких весёлых мизинчики «скачут», Всем песенки поют и снова поросята Пальцы «бегут» по столу. Гулять гурьбой идут.

Белка

Сидит белка на тележке, Движение кулачка вверх-вниз, Продает она орешки поочередное загибание пальчиков на другой руке. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Большим пальцем показываем «усы». Кому в платок, Одной ладошкой гладим другую, Кому в зобок, касаемся шеи. Кому в лапочку. Раскрываем ладошки, руки вперед.

Где твой пальчик большой?

Где твой пальчик большой? — У меня за спиной. — А где твой указательный? — Посмотри внимательно. — А где средний твой палец? — Вот какой он красавец! — А где твой безымянный? — Вот, с концом оловянным! — А мизинчик-малышка? — Вот он, младший братишка!

Цветок

Словно в бутончик собрал лепестки (В горстку собрал пальцы правой руки) Солнце свои посылает лучи (Пальцы раскрыты у левой руки) Утром под солнцем цветы раскрываются (Пальцы на правой руке распрямляются) Солнышко село, и сумрак спустился и до утра мой цветочек закрылся.

С колючим мячом

По тропинке, по дорожке

Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд.

Топают к нам чьи-то ножки.

Это ёжик, посмотри, Катаем мячик в ладошкахпальцы широко

К нам пробрался из глуши. растопырить.

По столу всласть находился Лев. рукой катаем по столу мяч круговыми движениями.

И в ручей потом свалился. Перекидываем из руки в руку.

Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти.

Только понял – нету сил.

Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь.

И ушёл обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять мячиком по

столу с продвижением вперёд.

Деревянный массажёр

Наши детские ладошки

Покатаем мы немножко.

Повертеть ладошками перед собой.

Обе вверх, вниз спусти

И легонько, не дави! Одновременные движения ладонями по массажёру вверх-вниз.

Кожа чувствует шипы,

А ты двигай, не спеши. Продолжаем движения.

А теперь поочерё дно:

Правой вверх, а левой

вниз. Попеременные спокойные движения.

Это нужно для массажа,

Это вовсе не каприз.

Шипы без дела не сидели. Постучать пальчиками по шипам массажёра

Ладошки наши разогрели. Повертеть ладошками перед собой.

Солнце (прищепки)

Вышло из-за тучки солнце Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

И глядит в моё оконце.

От него лучей так много,

Что просохли все дороги.

Тучки (прищепки)

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы. Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Это дождь идё т грибной:

Весёлый, тёплый озорной.

Клавиатура компьютера

По клавиатуре пальчики Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

Прыгают, как зайчики.

Пальцы, буквы нажимая,

Развиваются, играя.

Лепешка

Катать шарик между ладонями. Я леплю, леплю лепешку. Положу ее в ладошку. Пирожочек испеку. И детишек угощу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...