Тревожность у детей дошкольного возраста
консультация
В статье описывается проблема тревожности у детей дошкольного возраста, причины её возникновения, предложены пути решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 80.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.
Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка
Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.
Повышенной тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики.
«Тревожные дети», будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину.
Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер, ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Чем опасна повышенная тревожность
Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.
Причины тревожности у ребенка
Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.
- Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:
- Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гиперопеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
- Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
- Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником
Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:
- Требования, которые противоречат друг другу, т.е. когда родители не могут договориться между собой.
- Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
- Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.
Что делать: советы родителям
Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.
Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.
Методы, направленные на профилактику тревожности у детей дошкольного возраста – игровая терапия, арт-терапия, включающая в себя изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, куклотерапию, песочную терапию, танцевальную терапию.
Все эти методы направлены на снятие тревожности, эмоционального напряжения, страха перед окружающими, на повышение самооценки, на коррекцию нарушений поведения, на совершенствование взаимоотношений с окружающим миром, на создание близких отношений в группе.
Рекомендации родителям:
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Выработайте с остальными членами семьи единый стиль воспитания.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку какая-либо деятельность даётся с трудом, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Создайте ребенку ситуацию успеха, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость.
Читайте книжки вместе с ребенком: К. Спилман, К. Паркинсон «Когда я тревожусь»; Н. Ланда, Т. Уорнс «Охота на монстра»; Х. Хараштова, Я. Ценкл. «Я не боюсь темноты!».
Избегайте публичных порицаний и замечаний.
Не сравнивайте с другими детьми
Играйте, рисуйте, готовьте вместе, именно ваша уверенность и поддержка, совместная деятельность с близкими успокоит, снизит тревогу, неуверенность ребенка.
Игры, снижающие уровень тревожности детей:
1. «Копилка достижений». Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.
Возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей — маленьких и больших собственных успехов в жизни.
Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.
А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и сказать, а вы должны записать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: «Хорошо прочитала стихотворение», «Нарисовала отличный рисунок на тему «Осень», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился» и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений.
Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если воспитатели, родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).
К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или у него ничего не получается. В такие периоды полезно вспомнить, что у малыша есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.
2. «Закончи предложение». Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра — хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.
Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…».
Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.
3. «Прыжки». Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания».
Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...
Тревожность у детей дошкольного возраста.
Причины возникновения и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...
Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности .
Профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка....