«Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников»
консультация

Валентина Владимировна Дерлам

«Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._neyroigry._moya.docx25.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников»

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина - это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Сегодня я хочу познакомить вас с одним из таких методов, который

позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.
Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.

Что же такое нейроритмика? Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра)?

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

Нейроигры очень полезны,  как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается особым способом эффективной коррекционной помощи.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично
 работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм

Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи.
Я хочу представить вам игры и упражнения, которые  способствуют развитию не только чувства ритма
, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку. Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.
Первый тренажер, с которым я хочу вас познакомить, называется «Мемори».
Несмотря на тот факт, что данное упражнение находится в разделе для памяти, это вовсе не говорит о его узкой направленности. Напротив, занятия на данном тренажере для мозга, имеют комплексное благотворное воздействие на разные системы анализаторов.
Кратковременная память – это основной инструмент в выполнении заданий данной игры. Без умения запоминать расположения рисунков по полю, игроку не удастся правильно повторить заданный музыкальный рисунок.
Наблюдательность – способность держать во внимании все рабочее поле, позволит быстро и правильно реагировать на изменение ситуации. 
Образное мышление – ряд усложнений, таких как цвет фигурок или переворот их в пространстве усложняют задачи выполнения, поэтому образное мышление выходит на первый план при идентификации и запоминании нужного рисунка.
Этот тренажер прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.
Для игры можно использовать цветной  картон, фетр или флис.
Ход игры:
Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен набор цветных листов. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (Усложняем задачу, увеличивая количество действий). Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Играем
Еще одна игра «Поймай ритм».
Для игры мы можем использовать круги из картона, цветные диски, кубики разной величины.  Договариваемся с детьми, что большой кубик – стучим по столу, маленький – хлопаем в ладоши. Развиваем ритмический слух и внимание. Поставить большой стол
Играем  («Кукушка»)
Еще одни вариант игры «Поймай ритм». Для игры нужны тарелочки и, допустим, матрешки. Кол-во матрешек обозначает количество хлопков. Сначала выполняет педагог, затем ребенок. С каждым витком игры количество матрешек меняется.
Играем  («Кукушка»)
Следующая музыкально-педагогическая технология Татьяны Боровик Ритмодекламация.
Использование данной технологии
направлено на развитие:

-координационной свободы движения;

-слухового восприятия музыки;

-чувства ритма;

-развитию общей и мелкой моторики

-внимания;

-ансамблевой слаженности.
Основная цель ритмодекламации
 – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Ритмодекламация  способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.
Их можно использовать работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.
Игра «Падишах»
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, затем темп убыстряется.  Дети должны сохранить координацию рук.
На алтайских горах
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах
ОХ, АХ
Захотелось падишаху
ОХ, АХ
Съесть большую черепаху
ОХ, АХ
Но большая черепаха
ОХ, АХ
Укусила падишаха
ОХ, АХ.
Игры со стаканами
Вы уже представляли игры со стаканами. Они очень интересные.
Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на  занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола.
С чего начать. Первый этап.
Дети сидят на полу (за столом)  по кругу, перед ними  стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: 
«Бе-рем, От-да-ем!».  Далее порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».
Игр со стаканчиками очень много и все они интересные.
Вместе с игрой со стаканчиками широко использую игры с мячиками. У них похожи правила игры
Ритмические упражнения :
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот
2. передача соседу и наоборот.
3. по кругу
4. перекрёстные движения 
(правая рука сверху, затем левая)
5. вариации.

Играем.  Летка -енка

1.Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.
2.Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.
Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»
3.Перекладываем мяч из руки в руку, оставляем мяч в левой руке и передаем в левую сторону.
Еще одна замечательная форма работы над ритмом - это классики.

Классики – детская подвижная игра, пик популярности которой приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек. У современных детей другие приоритеты – они заняты телефоном, компьютером и прочими благами техники и сегодня почти позабыты веселые и подвижные игры для девочек – классики, резиночки, скакалки.
Это довольно печальная тенденция, ведь никакие электронные развлечения не способны заменить активных игр на свежем воздухе, которые непосредственно полезны для детского здоровья. Надо возвращать замечательные игры нашего детства из небытия.  
«Классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению. На первом этапе знакомим детей с перемещением на игровом поле. После того, как дети усвоили движение, предлагаем разные варианты.
Для игры в классики подбирается музыкальный материал с ритмичной музыкой. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.
Играем
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов работы над ритмом с помощью нейроигры.
Я надеюсь, что кому то этот материал окажется полезным.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Музыкально-оздоровительный проект " Нейробум. Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников"

Разработка содержания и методики проведения программы Нейробум, направленной на активизацию работы мозга, развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития дошкольников

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙИгра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка....

Мастер-класс "Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейроигры и упражнения - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а такж...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Методическая разработка: Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных.Недостаточность физической активности ведет к...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников.

Музыкальные нейроигры и упражнениякак средство развития ритмической работы мозгау дошкольников....