Мастер-класс для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников» на Муниципальном этапе среди педагогических работников осуществляющих образовательную деятельность по ОП ДО "Воспитатель года Оренбуржья -2025"
методическая разработка (старшая группа)

Главная цель ранней профориентации дошкольников — это развить эмоциональное отношение ребёнка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»

Цель:

-Привлечь родителей к участию в процессе развития ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

  • Расширить информационное поле родителей в вопросах ранней профессиональной ориентации дошкольников, показать важность воспитательного потенциала семьи, как основной среды личностного развития ребенка.
  • Побудить родителей к размышлению о необходимости выявлений способностей, наклонностей и увлечений детей в семье.
  • Рассказать родителям о способах развития ранних представлений детей о мире профессий.
  • Показать и научить создавать дидактические пособия для совместной работы с детьми в условиях семьи.

1. Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на своём мастер - классе, тему которого Вы узнаете, разгадав кроссворд, представленный на слайде.

Все просто, я загадываю загадки, вы их отгадываете.

2. Загадки:

1. Скажите, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды? (Повар).

2.   Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?  (Врач)

3.Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница. (Агроном)

4. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – запомнит вас.
(Фотограф).

5. Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? (Режиссёр)

6. Он природу охраняет, 
Браконьеров прогоняет, 
А зимою у кормушек 
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник)

7. Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

8. Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас ….
(пилот)

9. Как правильно слова писать,

Задачи сложные решать,

На карте страны находить

Всему он сможет научить. (Учитель)

Как назвать все эти отгадки одним словом? (Профессии). 

- Правильно! Сегодня мы поговорим о профессиях, а точнее о ранней профессиональной ориентации дошкольников.

 

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и полицейским, поваром и строителем, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

3. Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способностей, наклонностей, определённой потребности в той или иной деятельности.  

- Главная цель ранней профориентации дошкольников — это развить эмоциональное отношение ребёнка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.  

- Скажите, пожалуйста, в каком возрасте становится вопрос выбора профессии глобальным? (В старшем школьном возрасте, в подростковом).

- Почему для многих это становится большой проблемой?

- Что вызывает затруднение у ребёнка? Почему дети часто не могут определиться с тем, куда пойти учиться? (Недостаточно знают о профессиях. Не знают, какой предмет ему нужен для будущей профессии. Сомнения в том – понравится ли ему будущая профессия).

 - Наша задача: познакомить дошкольников с разнообразным миром современных профессий и показать их ценность, пробудить интерес к труду, сформировать самое важное качество для человека – трудолюбие.

- Начинается работа с того, что ребёнок знакомится с профессией своих родителей, а также людей, которые трудятся в ближайшем окружении.

- Поэтому в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей важная роль отводится семье. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку.  

Проведем коммуникативную игру «Давайте познакомимся»

(родители передают смайлик друг другу и называют свою профессию или место работы).

У нас столько представителей разных профессий. А знают ли ваши дети кем вы работаете?

Мы провели опрос старших дошкольников на тему «Профессии моих родителей» и пришли к выводу, что не все дети знают, где и кем работают их родители.

6. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Показ видеоролика «Кем работают мои родители».

7. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

 Знакомить детей с миром профессий помогают  сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры.

С этой целью в своём детском саду мы используем развивающую профориентационную среду «Взросляндия» из серии «Навигатум профессий».

Ребёнок узнает смысл профессии, наблюдая весь технологический процесс

-  я хочу показать вам дидактическое пособие, которое помогает в игровой форме знакомить детей с профессиями.

- Представляю вашему вниманию интерактивное пособие «Волшебный рюкзачок». С помощью которого ребенок быстро и эффективно усваевает новую информацию и закрепляет изученное в занимательно - игровой форме. Пособие содержит много интересного материала на тему «Профессии». Это и дидактические игры, и пословицы, и загадки, и стихи, и ребусы, и разрезные картинки и многое другое.

И помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять, и запомнить материал. Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять «Волшебный рюкзачок»  и поиграть.

В помощь взрослому предлагается алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Алгоритм решения «Волшебный рюкзачок»

  • Как называется профессия?
  • Как ты догадался?
  • Где работают люди данной профессии?
  • Какая у них форменная одежда?
  • В чём заключаются трудовые действия?
  • Какие орудия труда использует?
  • Какие личностные качества человека помогают в профессии?
  • Какой результат труда данной профессии?
  • В чём заключается польза труда для общества?
  • Что было бы, ели бы не было данной профессии?
  • Что было раньше, что сейчас?

- Такое развивающее игровое средство ознакомления детей с профессиями можно использовать для организации совместной деятельности с детьми в семейных условиях. Игры и картотеки можно подобрать в интернете или обратиться к воспитателям детского сада.  Все эти игры можно сделать и как отдельные пособия.

«Кто где работает ?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник что делает? (подметает, убирает, поливает, сгребает);

Музыкальный руководитель что делает? (поет, играет, танцует, учит);

Младший воспитатель (няня) что делает? (моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает);

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

«Кому что нужно для работы ?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

А сейчас я вам предлагаю попробовать применить эту технологию на практике и обсудить возможность ее использования в семье при знакомстве детей с профессиями. Я предлагаю вам по алгоритму, который находится в рюкзачке познакомить ребенка с профессией военный, а вас с профессией ветеринар.

Рефлексия (Притча)

17. И закончить свой мастер-класс я бы хотела одной притчей:

«Жил на свете один мудрец, который очень много знал. Один человек завидовал ему и хотел доказать, что мудрец знает не всё. Он пришёл к нему, зажав в ладонях бабочку и спрашивает: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: живая или мёртвая?» А сам думает: «Если мудрец скажет живая, я ее умерщвлю, если он скажет мёртвая, я ее выпущу». Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках!»

Ведущий. Всем нам, родителям, очень хочется, чтобы наши дети много добились в жизни. Выбор профессий действительно очень велик, а выбор того, кем стать по жизни один из самых ответственных. Поэтому так важно, чтобы малыши уже с ранних лет начинали узнавать какие существуют профессии. Для этого нам надо очень постараться, чтобы к моменту «взрослой» жизни ребёнок имел достаточный багаж знаний, умений и навыков. Поэтому все в наших руках! 

Уважаемые родители, благодарю Вас за активное участие в моем мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»

Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от д ругой можно уже с полутора - двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить реб...

Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть....

Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности....

консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»

laquo;Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»Консультация для родителей      Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В...

" Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Консультация для родителей Ранняя профессиональная ориентация дошкольников

Родители являются одними из участников образовательного процесса в дошкольной организации. Без их помощи работа педагогов бы не имела законченного смысла. Именно из семьи ребенок получает первые ...

Буклет для родителей ранняя дошкольная профессиональная ориентация

Ранняя дошкольная профессиональная ориентация – что это?Дошкольный возврат можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ явл...