«Как научить детей понимать собственные и чужие эмоции и переживания, помочь ребенку разрешить конфликт?»
консультация (старшая группа)
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального развития детей, научить распознавать и помогать детям справляться с собственными эмоциями и разрешать конфликты.
Задачи: сформировать у родителей понимание, что развитие эмоционального интеллекта – это длительный процесс, требующий постоянной работы и терпения.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важном – о чувствах наших детей. Как помочь им понимать свои эмоции и эмоции других, и что делать, если вдруг возник конфликт?
Наши дети, как и мы, испытывают разные эмоции, и важно научить их распознавать и понимать эти чувства.
Вопрос к родителям - Что такое Эмоции?
Эмоции –это наши чувства: радость, грусть, злость, страх, удивление. Это просто сигналы, которые наше тело и мозг посылают нам, чтобы показать, что происходит внутри. Для начала, назовем эмоцию, которую испытывает ребенок. Например, если он хмурится – можно сказать: «Я вижу, что ты сейчас расстроен». Так мы помогаем ребенку понимать, что он чувствует. Давайте поиграем и на практике посмотрим, как это можно сделать.
Игра «Объясни эмоцию ребенку»
Цель: Помочь родителям научиться объяснять различные эмоции детям простым и понятным языком.
Родители по очереди берут карточки с эмоциями и, представив, что он разговаривает с ребенком, объясняет эту эмоцию простыми, доступными словами.
Примеры объяснений:
- Радость: «Радость – это когда тебе очень хорошо и весело, как будто светит солнышко внутри тебя. Когда ты играешь, смеёшься или получаешь подарок, тебе радостно!»
- Грусть: «Грусть – это когда тебе немного печально, как будто тучка на небе. Когда тебе не хватает кого-то или, когда что-то не получается, ты можешь грустить.»
- Злость: «Злость – это когда ты сильно сердишься, как будто внутри тебя есть маленький вулкан. Но важно не давать вулкану взорваться, а учиться выражать свою злость другими способами, например, попрыгать, похлопать в ладоши, или пойти порисовать».
- Страх: «Страх – это когда тебе немного боязно, как будто тебе встретился страшный зверь. Когда тебе что-то непонятно или кажется опасным, ты можешь бояться. Но мы вместе сможем справиться со страхом.»
- Удивление: «Удивление – это когда ты видишь что-то необычное, как будто ты открыл волшебную шкатулку. У тебя могут раскрыться глаза, и ты можешь сказать: «Ух ты!».
- Смущение: «Смущение – это когда тебе немного стыдно, как будто ты забыл слова в стишке. Ты можешь покраснеть, отвернутся и тебе станет немного неловко. »
- Обида: «Обида – это когда тебе больно и неприятно от чьих-то слов или поступков, как будто тебя кто-то уколол иголочкой. Но можно поговорить и сказать, что тебя обидело, и все станет хорошо.»
- Интерес: «Интерес – это когда тебе хочется узнать что-то новое, как будто ты нашел необычную игрушку. Глаза горят, хочется все потрогать и посмотреть.»
- Гордость: «Гордость – это когда ты что-то хорошо сделал, как будто получил награду. Ты можешь расправить плечи, улыбнуться и сказать: «Я это сделал!»
А как научить ребенка понимать, что чувствуют другие? Это называется эмпатия – это способность сопереживать другим.
Вот несколько простых способов:
- Обращайте внимание на вербальные сигналы: учите ребенка замечать, как меняется выражение лица у человека, его поза, жесты.
- Задавайте вопросы: помогайте детям ставить себя на место другого. Задавайте вопросы типа: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует Маша, когда Дима взял ее игрушку? »
- Используйте книги и мультфильмы: совместно читайте и смотрите мультфильмы, обсуждайте чувства героев. Это поможет детям увидеть, как разные герои проявляют свои эмоции в разных ситуациях.
В прошлой игре мы называли и объясняли эмоции, а теперь давайте посмотрим, как мы можем их распознавать по мимике жестам.
Игра «Эмоции в сказках»
Цель: развивать умение распознавать, анализировать и выражать различные эмоции.
Материалы:
- Карточки с отрывками из русских народных сказок (где герои ярко проявляют разные эмоции.)
- Небольшие реквизиты (шарфы, маски, платки, игрушки.)
Ход игры: Каждый участник по очереди выбирают карточку с отрывком из сказки. Участники по очереди читают свой отрывок, стараясь максимально выразительно передать эмоции героя, используя голос, мимику, жесты. Остальные участники игры должны угадать, какую эмоцию выражал участник.
Отрывок для выражения РАДОСТИ:
Сказка «Айболит»
Отрывок: «И акула Каракула правым глазом подмигнула и хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет.»
(В данном отрывке можно изобразить радость от приезда Айболита)
Отрывок для выражения ЗЛОСТИ:
Сказка: «Морозко»
Отрывок: «Рассердился Морозко, как стукнет посохом, как поглядит сурово, так холоднее станет. Затрещали деревья, заскрипел мороз. И говорит Морозко: «Не будет тебе добра, если будешь такая ленивая и грубая».
(В этом отрывке можно изобразить злость Морозко и его суровый тон. )
Отрывок для выражения СТРАХА:
Сказка: «У страха глаза велики»
Отрывок: «А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
(В этом отрывке можно изобразить страх)
Отрывок для выражения ОБИДЫ:
Сказка: «Лиса и заяц»
Отрывок: «Сидит зайчик под деревом, плачет, горюет. Идет мимо медведь: «Что, зайчик, плачешь?». «Как же мне не плакать? Была у меня лубяная избушка, а лиса выгнала меня…»
(В этом отрывке можно изобразить отчаяние зайчика, который потерял свой дом)
Отрывок для выражения УДИВЛЕНИЯ:
Сказка: «По щучьему веленью»
Отрывок: «Набрал Емеля воды и говорит: «Ступайте- ка, ведра, сами домой». Только сказал, ведра сами пошли домой, а он идет себе позади, усмехается. Люди диву даются.
(В этом отрывке можно изобразить удивление людей при виде ведер, которые идут сами.)
А что делать, если дети поссорились?
Конфликты неизбежны, но важно научить детей решать их мирным путем. Во-первых, нужно выслушать обе стороны, не перебивая. Во-вторых, помочь им называть свои чувства: «Ты рассердился, потому что он взял твою игрушку». И, в-третьих, подсказать, как можно договориться: «Может быть, вы поиграете по очереди или вместе?» Это как будто быть таким «переводчикам» между детьми. Мы, взрослые, помогаем им учиться понимать друг друга. Важно поощрять их попытки самостоятельно договориться.
Давайте поиграем в игру «Мостик примирения», которая поможет на практике учиться решать конфликты, искать компромиссы и налаживать отношения.
Игра «Мостик примирения»
Цель: Развивать навыки разрешение конфликтных ситуаций.
Ход игры: Ведущий объясняет, что это не обычный мостик, а «Мостик примирения», который поможет ребят помириться. Участники должны будут пройти по мостику навстречу друг другу, но для этого им нужно будет договориться. Ведущий предлагает выбрать карточку с конфликтной ситуацией (или сам зачитывает ее). Участники встают по разные стороны мостика, начинают идти навстречу друг другу, выполняя шаги примирения:
Поговорить друг с другом, что произошло, кто что чувствует, и почему это произошло;
Попросить прощения, если кто-то был не прав;
Помириться (пожать руки, обняться)
Примеры конфликтных ситуаций:
- «Два друга поссорились из-за игрушки».
- «Две подружки не могут решить, во что играть».
- «Один ребенок обидел словом другого».
- «Два ребенка спорят из-за места за столом.»
Нужно дать ребенку понять, что его чувства важны, и что вы его поддерживаете. Важно помнить, что все дети разные и кому-то нужно больше времени, чтобы научится понимать свои эмоции. Будьте терпеливыми и поддерживающими родителями.
Коммуникативная игра «Разноцветные ладошки»
Вы будете ходить по группе, разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх ладонь вам нужно сделать действие, и так запоминаем:
- Красная ладонь – нужно пожать руку как можно большему количеству ребят.
- Синяя ладонь – погладить по плечу друг друга.
- Зеленая ладонь – встать спинами друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvyatitelskaya_rabota_s_roditelyami.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Просветительское мероприятие с родителями»
в формате игрового практикума
Тема: «Как научить детей понимать собственные и чужие эмоции и переживания, помочь ребенку разрешить конфликт?»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального развития детей, научить распознавать и помогать детям справляться с собственными эмоциями и разрешать конфликты.
Задачи: сформировать у родителей понимание, что развитие эмоционального интеллекта – это длительный процесс, требующий постоянной работы и терпения.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важном – о чувствах наших детей. Как помочь им понимать свои эмоции и эмоции других, и что делать, если вдруг возник конфликт?
Наши дети, как и мы, испытывают разные эмоции, и важно научить их распознавать и понимать эти чувства.
Вопрос к родителям - Что такое Эмоции?
Эмоции –это наши чувства: радость, грусть, злость, страх, удивление. Это просто сигналы, которые наше тело и мозг посылают нам, чтобы показать, что происходит внутри. Для начала, назовем эмоцию, которую испытывает ребенок. Например, если он хмурится – можно сказать: «Я вижу, что ты сейчас расстроен». Так мы помогаем ребенку понимать, что он чувствует. Давайте поиграем и на практике посмотрим, как это можно сделать.
Игра «Объясни эмоцию ребенку»
Цель: Помочь родителям научиться объяснять различные эмоции детям простым и понятным языком.
Родители по очереди берут карточки с эмоциями и, представив, что он разговаривает с ребенком, объясняет эту эмоцию простыми, доступными словами.
Примеры объяснений:
- Радость: «Радость – это когда тебе очень хорошо и весело, как будто светит солнышко внутри тебя. Когда ты играешь, смеёшься или получаешь подарок, тебе радостно!»
- Грусть: «Грусть – это когда тебе немного печально, как будто тучка на небе. Когда тебе не хватает кого-то или, когда что-то не получается, ты можешь грустить.»
- Злость: «Злость – это когда ты сильно сердишься, как будто внутри тебя есть маленький вулкан. Но важно не давать вулкану взорваться, а учиться выражать свою злость другими способами, например, попрыгать, похлопать в ладоши, или пойти порисовать».
- Страх: «Страх – это когда тебе немного боязно, как будто тебе встретился страшный зверь. Когда тебе что-то непонятно или кажется опасным, ты можешь бояться. Но мы вместе сможем справиться со страхом.»
- Удивление: «Удивление – это когда ты видишь что-то необычное, как будто ты открыл волшебную шкатулку. У тебя могут раскрыться глаза, и ты можешь сказать: «Ух ты!».
- Смущение: «Смущение – это когда тебе немного стыдно, как будто ты забыл слова в стишке. Ты можешь покраснеть, отвернутся и тебе станет немного неловко. »
- Обида: «Обида – это когда тебе больно и неприятно от чьих-то слов или поступков, как будто тебя кто-то уколол иголочкой. Но можно поговорить и сказать, что тебя обидело, и все станет хорошо.»
- Интерес: «Интерес – это когда тебе хочется узнать что-то новое, как будто ты нашел необычную игрушку. Глаза горят, хочется все потрогать и посмотреть.»
- Гордость: «Гордость – это когда ты что-то хорошо сделал, как будто получил награду. Ты можешь расправить плечи, улыбнуться и сказать: «Я это сделал!»
А как научить ребенка понимать, что чувствуют другие? Это называется эмпатия – это способность сопереживать другим.
Вот несколько простых способов:
- Обращайте внимание на вербальные сигналы: учите ребенка замечать, как меняется выражение лица у человека, его поза, жесты.
- Задавайте вопросы: помогайте детям ставить себя на место другого. Задавайте вопросы типа: «Как ты думаешь, что сейчас чувствует Маша, когда Дима взял ее игрушку? »
- Используйте книги и мультфильмы: совместно читайте и смотрите мультфильмы, обсуждайте чувства героев. Это поможет детям увидеть, как разные герои проявляют свои эмоции в разных ситуациях.
В прошлой игре мы называли и объясняли эмоции, а теперь давайте посмотрим, как мы можем их распознавать по мимике жестам.
Игра «Эмоции в сказках»
Цель: развивать умение распознавать, анализировать и выражать различные эмоции.
Материалы:
- Карточки с отрывками из русских народных сказок (где герои ярко проявляют разные эмоции.)
- Небольшие реквизиты (шарфы, маски, платки, игрушки.)
Ход игры: Каждый участник по очереди выбирают карточку с отрывком из сказки. Участники по очереди читают свой отрывок, стараясь максимально выразительно передать эмоции героя, используя голос, мимику, жесты. Остальные участники игры должны угадать, какую эмоцию выражал участник.
Отрывок для выражения РАДОСТИ:
Сказка «Айболит»
Отрывок: «И акула Каракула правым глазом подмигнула и хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет.»
(В данном отрывке можно изобразить радость от приезда Айболита)
Отрывок для выражения ЗЛОСТИ:
Сказка: «Морозко»
Отрывок: «Рассердился Морозко, как стукнет посохом, как поглядит сурово, так холоднее станет. Затрещали деревья, заскрипел мороз. И говорит Морозко: «Не будет тебе добра, если будешь такая ленивая и грубая».
(В этом отрывке можно изобразить злость Морозко и его суровый тон. )
Отрывок для выражения СТРАХА:
Сказка: «У страха глаза велики»
Отрывок: «А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
(В этом отрывке можно изобразить страх)
Отрывок для выражения ОБИДЫ:
Сказка: «Лиса и заяц»
Отрывок: «Сидит зайчик под деревом, плачет, горюет. Идет мимо медведь: «Что, зайчик, плачешь?». «Как же мне не плакать? Была у меня лубяная избушка, а лиса выгнала меня…»
(В этом отрывке можно изобразить отчаяние зайчика, который потерял свой дом)
Отрывок для выражения УДИВЛЕНИЯ:
Сказка: «По щучьему веленью»
Отрывок: «Набрал Емеля воды и говорит: «Ступайте- ка, ведра, сами домой». Только сказал, ведра сами пошли домой, а он идет себе позади, усмехается. Люди диву даются.
(В этом отрывке можно изобразить удивление людей при виде ведер, которые идут сами.)
А что делать, если дети поссорились?
Конфликты неизбежны, но важно научить детей решать их мирным путем. Во-первых, нужно выслушать обе стороны, не перебивая. Во-вторых, помочь им называть свои чувства: «Ты рассердился, потому что он взял твою игрушку». И, в-третьих, подсказать, как можно договориться: «Может быть, вы поиграете по очереди или вместе?» Это как будто быть таким «переводчикам» между детьми. Мы, взрослые, помогаем им учиться понимать друг друга. Важно поощрять их попытки самостоятельно договориться.
Давайте поиграем в игру «Мостик примирения», которая поможет на практике учиться решать конфликты, искать компромиссы и налаживать отношения.
Игра «Мостик примирения»
Цель: Развивать навыки разрешение конфликтных ситуаций.
Ход игры: Ведущий объясняет, что это не обычный мостик, а «Мостик примирения», который поможет ребят помириться. Участники должны будут пройти по мостику навстречу друг другу, но для этого им нужно будет договориться. Ведущий предлагает выбрать карточку с конфликтной ситуацией (или сам зачитывает ее). Участники встают по разные стороны мостика, начинают идти навстречу друг другу, выполняя шаги примирения:
Поговорить друг с другом, что произошло, кто что чувствует, и почему это произошло;
Попросить прощения, если кто-то был не прав;
Помириться (пожать руки, обняться)
Примеры конфликтных ситуаций:
- «Два друга поссорились из-за игрушки».
- «Две подружки не могут решить, во что играть».
- «Один ребенок обидел словом другого».
- «Два ребенка спорят из-за места за столом.»
Нужно дать ребенку понять, что его чувства важны, и что вы его поддерживаете. Важно помнить, что все дети разные и кому-то нужно больше времени, чтобы научится понимать свои эмоции. Будьте терпеливыми и поддерживающими родителями.
Коммуникативная игра «Разноцветные ладошки»
Вы будете ходить по группе, разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх ладонь вам нужно сделать действие, и так запоминаем:
- Красная ладонь – нужно пожать руку как можно большему количеству ребят.
- Синяя ладонь – погладить по плечу друг друга.
- Зеленая ладонь – встать спинами друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих
В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...
Как научить детей справляться со своими негативными эмоциями?
Этот вопрос актуален для многих родителей. Чтобы разобраться в нем, необходимо, прежде всего, понять и принять то, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций, есть «положи...
Консультация для педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию детей "Как можно научить детей понимать язык искусства?"
В статье приведены рекомендации по развитию детского интересы к произведениям художников, подобранны дидактических игры по работе с картинами....
Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...
Журнал для родителей "Психолог и Я" выпуск № 2-24 «Как научить ребенка понимать и контролировать свои эмоции»
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для реше...