Консультация для родителей: «Роль скороговорок и чистоговорок в развитии речи детей».
консультация

Людмила Яковлевна Пляскина

Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых..

Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_chistogovorok_dlya_doshkolnikov.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль скороговорок и чистоговорок

 в развитии речи детей».

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребёнок говорил чисто, внятно, красиво. Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребёнка правильно говорить. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе!

Хорошим подспорьем в этом станут скороговорки и чистоговорки.

Вначале поговорим о скороговорках.

Что такое скороговорки?

Скороговорка – это фраза или стишок  из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов, которая предназначена  для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

1. Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок – успешной в будущем личностью.

2. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

3. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

4. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.

5. Кроме того, это самое настоящее развлечение!

От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.

Как проговаривать скороговорки с ребёнком?

 Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Проговаривайте фразы медленно и чётко. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребёнку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Итак, проделывайте всё пошагово:

Первый шаг - произнесите скороговорку медленно и чётко. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Важно не допустить неправильного произношения.

Второй шаг - чтение скороговорки шёпотом. Важно, чтобы шёпотом, а,  не шипя или тихо, ребёнок чётко и понятно мог произнести всю фразу.

Третий шаг - произносите скороговорку  вслух, медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Каждому звуку - своя скороговорка. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определённые навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звуков [в], [в’]:  Водовоз вёз воду из водопровода.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Для звуков [р], [р’]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звука [с’]: Носит Сеня сено в сени.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ’]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребёнка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у ребёнка возникают трудности или проблемы.

Что же такое чистоговорка?

Чистоговорка – малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающая в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме. Они помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение. Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Выделяют чистоговорки:

1. Основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. Например, фразы «Та-та-та  - у нас дома чистота», «Ты-ты-ты -  сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки.

2. Имеющие вид обычного детского стихотворения, в  котором часто повторяется отрабатываемый звук. Они несут  в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например:

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.

Любую чистоговорку можно усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром темпе. 

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но,  не снижая качества произношения.

Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.

Для развития речи, выработки чёткого произношения согласных звуков существует много способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях.

Приёмы работы с чистоговоркой. Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приёмы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.

А теперь давайте поиграем с чистоговорками.

1. Скажи чистоговоркутихо-громко.

Цель: учить детей менять силу голоса. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить её с той же силой голоса.

ЦО-ЦО-ЦО – снесла курица яйцо.

2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.

Цель: учить детей менять темп речи. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить её с той же  скоростью или в том же темпе.

ТА-ТА-ТА – хвост пушистый у кота.

3. Скажи с различной интонацией.

Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:

ОМ-ОМ-ОМ – мы построим новый дом! (весело)

ОМ-ОМ-ОМ – мы построим новый дом? (спрашиваем)

4. Скажи как…

Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить её так: как бы её сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.

СУ-СУ-СУ – хорошо в лесу!

5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке. Взрослый говорит чистоговорку, а затем задаёт вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребёнок отвечает, выделяя голосом слово- ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – травку дали мы козе.

Вопрос: Кому мы дали травку?

Ответ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - травку дали мы козе.

Вопрос: Что мы дали козе?

Ответ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – травку дали мы козе.

Вопрос: Что мы сделали с травой?

Ответ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – травку дали мы козе.

6. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным последним слогом в слове или  с двумя последними звуками в односложном слове, словах.   Взрослый проговаривает чистоговорку и просит закончить её словом «дружочком»:

ОК-ОК-ОК – бабочка села на (цветок, листок, грибок, ботинок, носок…)

7. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в чётком произношении звуков в слогах и словах. Взрослый проговаривает чистоговорку, а дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ –  с высоты глядит жираф.

8. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в чётком произношении звуков во фразе.

Взрослый просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – это детский городок.

ОК-ОК-ОК – какой красивый теремок.

РЫ-РЫ-РЫ – Рома катится с горы.

РА-РА-РА – очень рада детвора.

9. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и чётко его произносить. Взрослый произносит чистоговорку, а дети выкладывают её фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО – красивое блестящее яйцо.

ЦО-ЦО-ЦО – дети вышли на крыльцо.

10. Придумай чистоговорку.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над чётким произношением звука [Ж], берём слово ёж, для чистоговорки изменяем форму слова,  берём  слово «ежа». А теперь придумываем чистоговорку:

- Жа-жа-жа – …  …  …   ежа.

Варианты:

- Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

- Жа-жа-жа – на поляне три ежа.

- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа.

- Жа-жа-жа – дом построим для ежа.

- Жа-жа-жа – покормили мы ежа.

- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа.

- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа.

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться

при работе со скороговорками».

  1. Использовать на первых порах название «чистоговорка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
  2. В скороговорке не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  3. Работу следует начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  4. Обязательно объяснять ребёнку значение непонятных слов.
  5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить её смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»...