Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для родителей
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 248.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
подготовила воспитатель группы № 2
Кучумова А.Л.
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя).
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил
- Читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
- Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
- В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)
- Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
- Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
- Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые.
- В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
- Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста.
- Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь.
- Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.7 основных правил чтения вслух
Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.
Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.
Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста.
- При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
- Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
- Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
- Детям следует читать книги только со счастливым концом.
- Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
- Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.
- Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку.
Чтение детям 4-5 лет
У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.
Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.
Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.В возрасте 4-5лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
- Чаще говорите о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
- Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
- Чаще устраивайте семейные чтения.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-963512-1516610825.jpg)
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1247195-1603614608.jpg)
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен для родителей и педагогов ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1306847-1674999295.jpg)
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В материале представлены различные аспекты формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Даны рекомендации для родителей, как правильно ребенка приучать к миру финансов, с какого возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289670-1605455190.jpg)
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным.Роберт Кийосаки....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-378338-1600232650.jpg)
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по экономическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1268267-1601492221.jpg)
Консультация для родителей "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-919137-1492929092.jpg)
Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...