Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация

Кучумова Анна Львовна

Консультация для родителей

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chit_gramotnost.docx248.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

подготовила воспитатель группы № 2

Кучумова А.Л.

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.

В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни.

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя).

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений,  мыслей,  поступков,  характеров.  Книга  учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.        Прочитанная        в детстве        книга,        оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил

  • Читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
  • Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
  • В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)
  • Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
  • Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
  • Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые.
  • В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
  • Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио        и        видеокниги лучше        рекомендовать        детям        школьного возраста.
  • Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь.
  • Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.7 основных правил чтения вслух

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста.

  1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
  2.         Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
  3. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
  4. Детям следует читать книги только со счастливым концом.
  5. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
  6. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.
  7. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку.

Чтение детям 4-5 лет

У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный        опыт.

     Вместе                с        тем        при        восприятии        литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.

     Отношение                детей        к                литературным        фактам        имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник        изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.В возрасте 4-5лет происходит активизация   словарного   запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Радуйтесь        успехам        ребенка,        а        на        ошибки        не        заостряйте внимание;
  • Обсуждайте        прочитанную        книгу        среди        членов        семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

В материале представлены различные аспекты формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Даны рекомендации для родителей, как правильно ребенка приучать к миру финансов, с какого возраста ...

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным.Роберт Кийосаки....

Консультация для родителей "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...