доклад Базарный В.Ф.
консультация

Прокофьева Сария Расхатовна

Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazarnyy_vladimir_filippovich.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.

Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач (наслайде)

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Это технология признана научным открытием Академией медицинских наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?

Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. «Не усади!» – заповедь Базарного.

Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.

Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение снимает стресс, дает возможность ребёнку расслабиться.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.

Гимнастика для глаз полезна всем. В процессе занятий для разминок и фмзкультминуток, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий.

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут

В нашей группе есть “Диаграмма” для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь зверей к транспорту. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево.

А вот этот тренажёр называется схема зрительно-двигательной траектории Базарного.

• Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно.

Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение.

Синий – цвет осуществления желаний.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

o только глазами при неподвижной голове и туловище;

o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.

К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

Работаем мы в группе не долго по этой методике, но уже можно сказать, что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается интерес к знаниям. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Применение методики В. Ф. Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний, здоровье детей значительно улучшилось.

Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к ребёнку нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пасхальное яичко"старшая группа МБДОУ "Детский сад "Колосок ""с.Хватовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

Проект "Пасхальное яичко " проходил в нашем детском саду в старшей группе .Проект творческо -информационный .Образовательная область: приобщение детей к истокам русской народной культуре....

Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы ...

Тренажор Базарного

Пояснительная записка к тренажеру по методике Базарного В.Ф.Предмет: любойКласс: для начальной школыЦель:  профилактика зрительных расстройств,  и  восстановление утраченного зрения, ук...

Памятка для педагогов "Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного"

В буклете представлена специальная гимнастика для глаз, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного....

Зрительная гимнастика Базарного

Зрительная гимнастика Базарного...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием элементов методики В.Ф.Базарного, Э.С.Аветисова, У. Бейтса для детей старшей группы «Про кого расскажет жук»

Цель НОД: расширить представления детей о насекомых, познакомить с их многообразием, развивать умение обобщать насекомых по их существенным признакам, воспитывать интерес к жизни насекомых, желан...