Консультация для родителей и педагогов «Применение мнемотехники в детском саду и дома»
презентация
К. Д.Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений . К . Д.Ушинский писал: “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов .
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность . Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду и дома? Мнемотехника в детском саду и дома , как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями , которые обозначают одно слово, словосочетание , его характеристики или простое предложение. Затем рекомендуется усложнить задачу, демонстрируя мнемодорожки - это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения . И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев , в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение .
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком . Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности . Примеры мнемотехники: 1.Приведу широко известную мнемоническую фразу или слова. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: " Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан ". 2. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола .
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2 . Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3 . После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4 . Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».
Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки . Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше. С помощью мнемотаблиц можно разучивать стихотворения - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд!
Загадывать и отгадывать загадки : Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Пересказывать, составлять рассказы, описывать предметы:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: -Развитие основных психических процессов — памяти,внимания , образног мышления ; -Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; -Помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение -Развивает графические навыки. Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам и родителям использовать методику мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Консультация для родителей . Декоративно - прикладное искусство в детском саду и дома....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380559-1389515113.jpg)
Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».
Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома....
Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
« …недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода.Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих,одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству....
консультация для родителей "Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома"
«Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770366-1458459382.jpg)
Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"
Здоровый образ жизни в детском саду и дома Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием фор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967269-1509556012.jpg)
консультация для родителей " Здоровый образ жизни в детском саду и дома"
Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856155-1479970982.jpg)
Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач детского сада.Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть ...