Родительская встреча «Самостоятельный ребенок или как стать «ленивой мамой»
методическая разработка (старшая группа)
О том, как удержаться на тонкой границе между беспечностью и гиперопекой, как делигировать полномочия ребёнку, как справиться с собственной тревогой Анна Быкова подробно рассказала в книге " Самостоятельный ребёнок" или Как стать " ленивой мамой". Уважаемые родители! Предлагаю познакомиться с некоторыми принципами " ленивой мамы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская встреча
«Самостоятельный ребенок или как стать «ленивой мамой»
⎯Добрый день! Меня зовут Марина Николаевна Шишова. Я рада приветствовать вас на нашей встрече и предлагаю начать её с игры «Я к вам пишу».
ИГРА «Я К ВАМ ПИШУ»
- Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным? Почему?
- Помогает ли вам ребёнок готовить еду? В чём заключается его помощь?
- Умеет ли ваш ребёнок завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, молнии? Как часто вы помогаете ему сделать это?
- Позволяете ли вы своему ребёнку дома мыть посуду, стирать свои вещи?
- Считаете ли вы важным специально воспитывать у ребёнка самостоятельность? Почему?
- С какого возраста у ребёнка надо начинать воспитывать самостоятельность?
Спасибо, уважаемые родители за ответы. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Сегодня мы поговорим о том, как воспитать самостоятельного ребёнка. Приглашаю вас в киноклуб для просмотра мультфильма «Песочник». Прошу всех садиться. (Фильм «Песочник»)
Уважаемые родители, как вы думаете:
- Почему мама не стала кормить птенчика, хотя он ее об этом просил?
Ответы родителей
- Вспомните, как первый раз птенчик столкнулся с неудачей, и его накрыло волной. Он вернулся в гнездо, и ему явно было страшно. Как думаете, что было бы, если бы мама пожалела его и продолжила кормить?
Ответы родителей
- Что почувствовал птенец, когда прошел через свой страх?
Ответы родителей
- Какой важный вывод вы можете сделать для себя после просмотра мультфильма?
Ответы родителей.
⎯Я думаю, каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос самостоятельным, инициативным и творческим, способным принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Ребёнок не рождается самостоятельным и инициативным. Эти личностные качества формируются с раннего детства, и ведущую роль в их формировании играют родители.
⎯Известный психолог и педагог, автор множества публикаций и книг – Анна Быкова считает, что воспитать самостоятельного ребёнка можно став «ленивой мамой». Уважаемые родители, как вы думаете, что Анна Быкова вкладывает в это понятие «ленивая мама»? (ответы)
⎯Согласна. Это понятие не про истинную лень, а про создание условий для развития детской самостоятельности. Про разницу между «лень учить, лучше быстро сделаю сама» и «не буду делать за ребёнка, лучше потрачу усилия на обучение».
—Работая воспитателем, я вижу, как родительская гиперопека формирует пассивных и инфантильных детей. Родители за ребёнка делают то, с чем ребёнок может справиться сам. Допустим, он уронил игрушку и может сам ее поднять. Но мама успевает поднять и подать её малышу ещё до того, как он успел об этом подумать. Если это происходит не разово, а постоянно, это отложит отпечаток на личности ребёнка.
—Поколение «наших мам» — это были мамы, которые много работали, им было некогда опекать, и выросло «поколение Дяди Фёдора», очень самостоятельных детей. Став взрослыми, мы качнулись в другую крайность, стараясь дать своим детям то, чего у нас не было. И вот сейчас мы ищем золотую середину.
—Как же формировать у ребёнка самостоятельность и инициативность?
—У «ленивой мамы» есть несколько «секретов», как это сделать.
(На слайде «Секреты «ленивой мамы» или правила воспитания самостоятельности у ребёнка»)
- Не мешать
- Действовать постепенно
- Избавиться от перфекционизма
- Ввести постоянные правила
- Обеспечить безопасность
⎯Сейчас мы обсудим каждый секрет.
⎯Как вы думаете, что скрывается за «секретом» «не мешать»?
- Главный принцип в воспитании самостоятельности — не мешать, позволять ребёнку получать новый опыт. Когда ребёнок хочет что-то сделать сам, прежде чем ответить ему отказом, взвесьте, будут ли
последствия разрушительными, фатальными или с ними можно смириться, исправить, пережить? Да, малыш сделает хуже, чем это бы сделали вы, но важен не только результат. Процесс тоже важен. В этом процессе ребёнок получает опыт, формирует новый навык. Если не давать пробовать, навык не будет развиваться. Если всегда гасить импульс «хочу попробовать сам», то в результате может вырасти человек, который ничего не хочет.
- Следующий секрет «ленивой мамы» «действовать постепенно». Как вы это понимаете? (ответы)
Иногда родитель, прочитав статью, резко начинает воспитывать самостоятельность, заявляет: «С меня хватит, теперь ты у меня станешь самостоятельным!». Стоит ли говорить, что единственным результатом таких слов, скорее всего, будет стресс? Ребенку сложно будет резко перестроиться. Сложно понять, почему это мама всегда кормила его с ложки, а теперь заставляет есть самостоятельно.
Вместо этого можно увлечь малыша игрой, пусть он сначала «покормит» любимую игрушку, а потом поест сам, предложите соревнование «Кто быстрее съест кашу» или скажите: «Ты начни кушать сам, а я тебе помогу через пять минут». Сообщите, что пока малыш ест, вы идете искать его любимую сказку или звонить папе, чтобы купил домой что-то вкусное. Обязательно хвалите, поощряйте и мотивируйте. За неудачные попытки ни в коем случае не ругайте. Первые успехи вдохновят малыша все больше и больше пробовать действовать самостоятельно.
- Следующее правило «Избавиться от перфекционизма».
Перфекционист — это кто? Это человек, который стремится к совершенству и постоянно держит всё под контролем.
Как вы думаете, почему «ленивая мама» советует избавиться от этого качества? (ответы)
Препятствием на пути к самостоятельности может стать желание мамы, чтобы все было идеально – ребенок накормлен, чист, игрушки убраны, книжки прочитаны, причём быстро и без потерь для окружающей среды. Понятно, что ребенок все это будет делать медленно и не так хорошо, как вы, но дайте же ему возможность научиться! Помогайте, поддерживайте, мотивируйте, но не делайте вместо него.
Часто мне, как воспитателю приходится слышать от родителей вопрос «Почему у ребёнка колготки надеты задом наперёд, а сандалии - не на ту ногу?». Ответ только один «Ребёнок проявил самостоятельность и оделся сам, чему лично я очень рада». Но подумайте — ваша потребность в качестве действительно выше потребности развивать у ребёнка самостоятельность, инициативу? К ошибкам нужно относиться спокойно.
В каком бы возрасте вы ни начали учиться ездить на велосипеде, поначалу вы все равно будете падать. Это естественно. В ошибках и несовершенстве нет ничего криминального.
- Следующее правило «Ввести постоянные правила».
Как вы думаете, нужны ли в семье постоянные правила для того, чтобы ребёнок стал самостоятельным?
Бывает, ребенок уже все умеет, но ему просто лень. Яркий пример – не хочет собирать игрушки, складывать их на свои места. Ситуация осложняется тем, что порядок в комнате не является личной потребностью малыша. Ему вполне комфортно и с разбросанными по всей квартире машинками.
В этой ситуации вы можете ввести правило: «В нашей семье перед тем, как лечь спать, принято наводить порядок в комнате. После игры все машинки должны стоять на своих местах». Важно придерживаться этого правила постоянно, а не так, что «сегодня уже поздно, уберем в другой раз».
Важный момент: у ребенка должно быть столько игрушек, сколько он в силах самостоятельно сложить на свои места. Согласитесь, собрать 2-3 машинки гораздо проще, чем, если их 30. Что в подобной ситуации делаете вы? Можно сказать ребёнку, что все игрушки, которые остались разбросанными, вы уберете, как ненужные. Так и поступите, если ребенок не собрал все до конца.
Некоторые мамы жалуются, мол, мы ребенка приучаем к самостоятельности, а бабушка все делает вместо него, портит нам воспитательный процесс. Например, кормить с ложки — это потребность бабушки, она таким образом проявляет свою любовь. И если это происходит на её территории — это допустимо. Ребёнку можно объяснить, что у бабушки дома свои правила, а у вас – свои. Она не плохая и не делает ничего нехорошего. У нее в гостях можно действовать по ее правилам, но у себя дома следует поступать иначе. Обычно дети хорошо это понимают, и проблема быстро решается.
Важно установить границы: ваша территория — ваши правила. Гораздо хуже, если вы с бабушкой живете в одной квартире. Здесь нужно пробовать договариваться с самой бабушкой, аргументировать свои просьбы и методы воспитания.
- Ещё одно правило, на мой взгляд, очень важное, «Обеспечить безопасность».
Тревожные родители говорят: у меня нет запасных детей, поэтому я контролирую всё, что касается моего ребёнка.
Но нужно понимать, что контролировать все аспекты жизни мы не можем. Но это не значит, что мы не должны заботиться о безопасности. Когда малыш учится ползать, мы убираем повыше все опасные предметы и закрываем ящички — только после этого отпускаем в свободное ползание. То есть сначала мы организуем безопасную среду либо учим аккуратному обращению с опасным предметом. Только после этого предоставляется свобода действий. В закрытом охраняемом дворе, где гуляет много знакомых мам, можно теоретически отпустить на самостоятельную прогулку даже пятилетнего малыша. Но если это простой проходной двор, незнакомый двор, то, конечно, рисковать не стоит, несмотря на то, что мы стремимся воспитать у ребёнка самостоятельность.
Работая воспитателем, большое внимание уделяю развитию у дошкольников творческих способностей, потому что знаю, что если их не развивать, то со временем они угасают.
Уважаемые родители, как вы думаете, можно ли применить правила «ленивой мамы» при развитии творческих способностей у дошкольников?
«Не мешать» - мамам и папам лучше всего творить рядом с ребенком. Не нужно лезть со своими советами и исправлениями «как лучше», займите свои руки, чтобы не мешать ребенку. В творчестве главное не результат, а процесс.
«Ввести постоянные правила» - развивая в ребёнке творчество нельзя забывать про дисциплину, про чёткие рамки «можно» - «нельзя». Рамки не должны быть очень узкими, иначе не будет пространства для творчества. Но, если совсем без рамок, получится эдакий «свободный художник», неспособный соблюдать договорённости, регламент, не считающийся с другими людьми.
Творчество – это не только рисунок или аппликация, это ещё и глобально: отношение к работе, к людям, к жизни.
Вопросы для рефлексии. Уважаемые родители, наша встреча подходит к концу, мне очень важно знать ваше мнение о ней. Я прошу вас ответить на два вопроса:
#1050;акая мысль, идея или высказывание запомнилось вам?
#1048;зменится ли что-то в вашей жизни, в общении с ребенком после сегодняшней родительской встречи?
Подробнее о воспитательном подходе, при котором нет места гиперопеке, удушающей, жертвенной родительской любви, зато есть принятие, ответственность и формирование здоровых границ личности, творческих способностей можно прочитать в серии книг Анны Быковой…
(представляет библиотечку)
Уважаемые родители, ваше мнение важно для нас. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса: #1050;акая мысль, идея или высказывание запомнились вам? #1048;зменится ли что-то в вашей жизни, в общении с ребенком после нашей встречи? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча: «Особенности самостоятельности и обслуживания детей 2-3 лет».
итоговое годовое собрание...

Родительская встреча"Особенности самостоятельности и обслуживания детей 2-3 лет"
Воспитание навыков самообслуживания у детей — длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическо...

Родительская встреча "Особенности самостоятельности и обслуживания детей 2-3 лет"
Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для ...

"Как вырастить самостоятельного ребёнка". (Анонс книги "Большая книга "ленивой мамы").
Эта книга нужна всем мамам (а также папам), настоящим и будущим. В нее вошли два бестселлера Анны Быковой из серии «Ленивая мама», которые совершили прорыв во взглядах на воспитание и роль...

Конспект родительской встречи "Здоровье ребенка в наших руках"
Развернутый конспект тематического родительского собрания...

"Как вырастить самостоятельного ребёнка". (Анонс книги "Большая книга "ленивой мамы").
Эта книга нужна всем мамам (а также папам), настоящим и будущим. В нее вошли два бестселлера Анны Быковой из серии «Ленивая мама», которые совершили прорыв во взглядах на воспитание и роль...
Родительское собрание "Как помочь ребенку раннего возраста стать самостоятельным"
Значение воспитания самостоятельности у детей раннего возраста . Рекомендации родителям по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания....