Мастер-класс для родителей и педагогических работников. Тема: «Игровые приемы работы с детьми по обучению грамоте»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Шумилкина Алена Анатольевна

В материале представлены игры и игровые приемы, которые может использовать воспитатель при работе с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей и педагогических работников.

Тема: «Игровые приемы работы с детьми по обучению грамоте»

 «Природа хочет, чтобы дети были детьми,

прежде чем стать взрослыми»

Ж.-Ж. Руссо

        Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Что такое грамота? Грамота – это овладение умением читать                 и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • ознакомление со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением и его словесным составом;
  • деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
  • членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  •  знакомство с буквами.
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;
  • умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
  • владение навыками слогового чтения.

Важное место в педагогическом процессе занимают занятия, но педагогу нужно учитывать, что при такой форме обучения не должна разрушаться естественность жизни детей. Что подразумевается под естественностью жизни детей? Да, это игра.И с некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.

Начинаю любое занятие с мотивации познавательной деятельности и речевой активности, это такие приемы, как создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и т.д.

  1. Я расскажу об игровом приеме «Цепочка». Приглашаю всех воспитателей. Попрошу всех встать в круг. Сначала познакомимся друг                      с другом с помощью мяча, передавая его друг другу. Произнесите свое имя, выделяя первый звук. Я начинаю - «Ааааалена».

Можно использовать разные варианты заданий, предусмотренные программой по обучению грамоте – можно выделить первый слог имени, последний слог, ударный слог, произнести только первый звук своего имени и т.д. Этот прием позволяет закрепить ранее полученные знания на занятиях, а также его очень легко соотнести с темой недели. Например, тема «Мебель». Дети называют предметы мебели выделяя первый звук: к-комод, д-диван                   и т.д..

  1. Проходите на места, и мы познакомимся со следующим приемом «Работа в малых группах».  У нас образовались группы. Перед вами лежат картинки с изображениями: бобер, банка, баран, градусник, очки. Задание: определите на какой звук больше предметов. С помощью этого задания дети определяют, с каким звуком будут сегодня работать на занятии. Можно давать и другие задания: назовите слова с мягким звуком «б», в каких словах звук твёрдый, в каком слове встречается дважды и т.д. (Выполнили задание: закрепили ранее изученные звуки, нашли новый звук. Можно использовать картинки с силуэтным изображением:

Этот прием дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

3. « Корзинка знаний». Представитель с каждой группы подойдите                     и возьмите задание. Задание: к сюжетной картинке прикреплена схема предложения и согласная буква. В группе составьте предложение по сюжетной картинке согласно схеме, обязательно используя слова                       с определенно заданным звуком. Или же сюжетная картинка                                        с прикрепленной цифрой (2-4) и пустая полоска для схемы. Самим нарисовать схему к составленному предложению. Цифра указывает количество слов в предложении. Задания в корзинке меняются в зависимости от того, какой изученный материал надо закрепить.

      4. Следующая игра «Найди пару». Приглашаю 6 человек. Выберите себе материал для игры (раздаточный материал: схемы слова и предметные картинки). Образуем две шеренги, стоящие друг против друга. Одна шеренга со схемами слова (однослоговая, двухслоговая и трёхслоговая), другая                        с предметными картинками. Задание для коллег: найдите пару, согласно схеме слова, которую вы держите в руках.(Проводится игра: дом-однослоговая схема; ры-ба-двухслоговая схема; ра-ке-та-трёхслоговая схема). Эту игру можно использовать для нахождения ударного слога                         в слове.  У одной группы схема слова с ударением на первый, второй или третий слог. У другой группы картинки-рыба, машина, вертолёт.

Для закрепления умения выделять первый звук в слове провожу игру «Слова-друзья» только с предметными картинками: по две картинки на одинаковый звук (медведь-мак, рыба-ракета, собака-санки и т.д.). Количество участников должно быть четным (6-8).

     Эта игра стимулирует общение между детьми, умение слышать друг друга, договариваться, сообща выполнять задание. Каждый ребенок становится активным участником процесса обучения в игровой форме.

     В подготовительной к школе группе ставится задача в течение года познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком.

Буквы можно вкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, камешков, макаронин и т.д. У вас на столах лежат разные материалы, ваша задача - выложить, написать, вышить (шнурком на доске для мозаики) букву М.

При подведении итога занятия использую игру «Интервью». Благодаря использованию этого метода у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Вопросы: С какой буквой мы познакомились на занятии? В каких словах есть звук «б»? Каким бывает согласный звук «б»? (мягким, твердым)                                и т.д.(Проводит педагог игру)

В свободное от занятий время индивидуально и малыми группами играем в игру «Незаконченное предложение». Взрослый начинает предложение, а дети заканчивают словами на заданный звук. Например: на кухонном столе стояли-(звук «с»)…сахарница, стакан, самовар и т.д..

Составляем рассказы добавляя слова на определенный звук. Звук «С»

Высоко в небе летит (самолет). Соня и Саня летят  на (самолете).

(Самолет) идёт   на   посадку. Саня и Соня выходят из (самолёта).

В заключении я применю игровой прием  «Незаконченное предложение». Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение, начиная со слов «Я бы использовала эти игры потому, что….» (Участники высказываются)

Итог: в своей работе при отборе методов и приемов стараюсь помнить следующее:

  • обеспечивать успех во всех делах нужно через разумную дозу помощи;
  • хвалить от души;
  • договариваться и находить общее мнение, уступать желаниям;
  • поддерживать у детей ощущение успешности.

Подготовка к школе – это не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по «ТИКО» – моделированию для педагогических работников

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО- моделированию. Задачи:• знакомство педагогов с конструкт...

Индивидуальная работа с детьми по обучению грамоте

Закрепление знания звуков и букв, отработка умения четко произносить звуки, развитие фонематически слух...

МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организаций Тема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"

МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организацийТема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"...

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Обучение элементам грамоты – завершающий этап в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи. Задачи этого этапа решаются с учетом индивидуальных...

Мастер-класс «Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте» для воспитателей подготовительной группы

Мастер - класс "Методы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте" для воспитателей подготовительной группы...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...

Мастер-класс для родителей и педагогических работников. Тема: «Игровые приемы работы с детьми по обучению грамоте»

В материале представлены игры и игровые приемы, которые может использовать воспитатель при работе с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....