"Тревожные дети" - консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Чудинова Анна Викторовна

Консультация для родителей на тему "Тревожные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._trevozhn._deti.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Тревожные дети»

Как снизить тревожность у ребенка?

Выполнила: воспитатель

Чудинова Анна Викторовна

МАДОУ Д.С №474 г. Челябинск

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту, является повышенная тревожность ребенка. Тревожность — повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью). Различают ситуативную и личностную тревожность. В умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна — она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем. Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.
Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:
1. частое проявление беспокойства;
2. трудности с концентрацией внимания;
3. повышенный тонус мышц на лице и шее;
4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;
5. нарушения сна;
6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);
7. низкая работоспособность;
8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например — смущение даже среди хорошо знакомых людей).
9. напряженный взгляд;
10. тихий голос;
11. болезненная реакция на критику;
12. склонность обвинять самого себя;
13. критика окружающих.
Для тревожного ребенка окружающий мир — пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.
К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:
• отсутствие чувства защищенности;
• отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;
• тревожность родителей;
• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
• противоречивостью предъявляемых родителями требований;
• непоследовательность в воспитании;
• предъявление противоречивых требований;
• повышенная эмоциональность родителей;
• постоянное сравнение и приведение в пример других;
• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;
• материальные затруднения в семье;
• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);
• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на «картинку» вместо содержания).
Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:
— старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
— избегайте фраз типа «поймешь, когда вырастешь» — знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром — в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому «как надо» или «хорошему» и «плохому» сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять — непонимание порождает тревогу;
— говорите о своих эмоциях и чувствах;
— не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
— старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви — демонстрируйте это, говорите, однако не «душите» этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
— отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
— избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
— не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие «по шаблону», попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
— сведите к минимуму число замечаний;
— не пугайте невыполнимыми наказаниями;
— чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям — это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
— оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
— тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
— ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;
— по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь — ребенок должен учиться справляться с трудностями — сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
— предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
— делитесь своими детскими воспоминаниями — в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
— показывайте ребенку разницу в его достижениях — сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Как снизить тревожность у ребенка?

Как снизить тревожность у ребенка?

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители сморят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то может говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей:

- суетливость;

- повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами и т.д.);

- мышечное напряжение, скованность;

- желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;

- трудности засыпания;

- сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности;

- боязнь любых, даже незначительных перемен;

- неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»);

- страх перед ситуацией оценивания.

Возможные причины:

- в семье присутствует непоследовательный тип воспитания;

- родителям (или одному из родителей) свойственно тревожное поведение, не уверенность в себе, живут в ожидание негативных событий и последствий;

- родители (или один из родителей) требуют от себя и ребенка безупречности, идеальности, совершенства (завышенные требования);

- ребенок пережил психологически травмирующее событие и т.д.

Родителям важно знать, что:

·         Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которая ставит перед нами жизнь, повышать их самооценку.

·         Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будите любить вне зависимости от его достижений.

·         Важно не предъявлять ребенку завышенных требований, не сравнивать его с окружающими.

·         Необходимо быть последовательным в воспитании ребенка. Уверенность и психологическая устойчивость родителей, основательность устройства семейной системы помогут ребенку чувствовать себя спокойно, снизить уровень тревоги.

·         Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии речи детей (консультация для родителей)

В настоящее время родители зачастую используют детский сад как "камеру хранения" для детей, совершенно забывая о том, какую роль ОНИ играют в жизни ребенка. О том, что они должны ввести маленького чел...

Консультация для родителей "3доровье и сквернословие детей - консультация для родителей"

Проблема нецензурной лексики становится особенно острой в подростковом возрасте, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способность не подчиняться запретам, то ес...

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (консультация для родителей)

Консультация для родителей в воспитании детей....

Работа с родителями в детском саду «О летнем отдыхе детей» Консультация для родителей»

Работа с родителями в детском саду«О летнем отдыхе детей» Консультация для родителей»О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание - прекрасное закаливающ...

Памятка для родителей "Тревожные дети. Советы психолога родителям"

Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые ко...