Круглый стол. Беседа с родителями на тему: « Защитим детей от жестокого обращения».
проект
Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении его прав. В психологическом плане жестокое обращение также наносит непоправимый ущерб. Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitim_detey_ot_zhestogo_obrashcheniya.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Кретова Н.Ю., педагог-психолог;
МБДОУ г.Иркутска д/с № 58
Круглый стол. Беседа с родителями на тему:
« Защитим детей от жестокого обращения».
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении его прав. В психологическом плане жестокое обращение также наносит непоправимый ущерб. Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.
Определение жестокого обращения с ребенком учитывает:
- актуальное состояние ребенка;
- как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшее развитие и социальную адаптацию ребенка.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие;
- сексуальное насилие;
- эмоциональное (психологическое) насилие;
- пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение родителями физических повреждений ребенку, повлекших его смерть, или серьезные, требующие медицинской помощи, нарушение физического или психического здоровья, которые привели к отставанию в развитии; а также – телесные наказания, нанесшие физическому или психическому здоровью ребенка.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в сексуальные действия с целью получения полового удовлетворения или финансовой выгоды, в том числе сексуальные контакты с ребенком, проституция и другие действия, носящие характер сексуальной эксплуатации.
Пренебрежение нуждами ребенка, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка – не предоставление ребенку адекватного питания, одежды, медицинской помощи или убежища, эмоциональная холодность, игнорирование и отторжение ребенка, либо неосуществление надзора за ребенком в такой степени, что это ведет к возникновению угрозы здоровью или безопасности ребенка.
Необеспечение надлежащего надзора имеет место в случаях, когда ребенка оставляют без присмотра, либо на попечение незнакомых лиц, вследствие чего ребенок подвергается риску физических травм, сексуальной или иной эксплуатации, либо допускает нарушение действующих социальных норм, совершает преступление или вовлекается в злоупотребление алкоголем или наркотиками.
Психологическое (эмоциональное) насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.
Основные типы психологического насилия в отношении детей.
Игнорирование
- игнорирование его основных нужд в безопасном окружении;
- лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия;
- неспособность или нежелание выражать любовь и заботу к ребенку.
Отвержение
- предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту и возможностям;
- открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
- публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.
Угрозы
- оскорбление, унижение достоинства;
- угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит.
Изоляция
- запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома;
- установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми.
Развращение
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
- побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
- поощрение саморазрушающего поведения.
Последствия жесткого обращения
Итак, что же получается, когда с ребенком обращались – независимо от того, единичный это был случай или такое происходило систематически. Вот основные последствия жестокого обращения:
- задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;
- высокий уровень агрессивности, направленный как на других, так и на себя;
- импульсивность;
- низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;
- замкнутость, недоверие к окружающим;
- высокая тревожность, боязливость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- подавленное настроение, вплоть до депрессии;
- психосоматические и нервные расстройства.
Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причину таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта.
Как помочь детям с эмоциональными проблемами
Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудности! Так, что необходимо ребенку в первую очередь:
- атмосфера тепла и принятия;
- возможность выражать свои чувства;
- новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности, оптимистический настрой);
- помощь психолога, психоневролога;
Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку. Для этого:
- Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.
- Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.
- Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.
- Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1.
- Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.
- Помогите ему найти друзей.
Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия для детей перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.
Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.
Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам
В заключительной части мы перечислим особенности поведения детей, на которые надо обязательно обращать внимание и при их обнаружении обращаться за помощью к специалистам – в первую очередь к педиатрам или психологам.
- Если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела (двигательные тики), он постоянно всхлипывает, шмыгает носом и т.д. (голосовые тики).
- Если ребенок стал раздражительным, у него частые вспышки гнева.
- Если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется.
- Если ребенка мучают страхи.
- Если у ребенка понизился или чрезмерно повысился аппетит.
- Если у ребенка трудности с засыпанием, ночные просыпания, разговоры, беспокойный сон.
- Если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати.
- Если ребенок занимается мастурбацией.
- Если у ребенка ночной или дневной энурез, энкопрез.
Не надо пугаться этого. Ваша любовь, внимание, забота и небольшая помощь специалистов сотворят чудеса! Но совсем скоро он превратится в самого обычного ребенка, веселого и озорного, капризного и задумчивого, невыносимого и замечательного – самого лучшего в мире ребенка!
Правовая ответственность за жестокое обращение с детьми.
Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Основополагающим документом является "Конвенция о правах ребенка", из положений которой следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Как указано в Конвенции, ребенком "является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста", поэтому определения любых форм насилия над ребенком относятся к указанному возрастному периоду. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних—влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
- Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских правили о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток. Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гражданско-правовая ответственность
Семейный кодекс Российской Федерации Статья 69: Лишение родительских прав Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; - злоупотребляют своими родительскими правами; - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Статья 73: Ограничение родительских прав Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования.
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей—за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Статья 110: доведение до самоубийства,
Статья 111: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,
Статья 112: умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью,
Статья 113: причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта,
Статья 115: умышленное причинение легкого вреда здоровью,
Статья 116: побои,
Статья 117: истязание,
Статья 118: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности,
Статья 119: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью,
Статья 124: неоказание помощи больному,
Статья 125: оставление в опасности,
Статья 131: изнасилование,
Статья 132: насильственные действия сексуального характера,
Статья 133: понуждение к действиям сексуального характера,
Статья 134: половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста,
Статья 135: развратные действия,
Статья 156: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,
Статья 157: злостное уклонение от уплаты средств
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Как избежать насилия
К сожалению, ничто не может гарантировать ребенку абсолютную защищенность, но необходимо научить его простым правилам безопасного поведения. И это под силу каждому!
Уважаемые взрослые, ЗАПОМНИТЕ:
- Говорить с ребенком о безопасности всегда нужно в доверительной манере, ни в коем случае нельзя угрожать, рассказывая о правилах поведения.
- Необходимо развивать у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время без вашего присмотра, говорить открыто о том, что его беспокоит.
- Важно внушить ребенку, что никто не имеет права его трогать. Если кто-то все-таки пытается это сделать против его воли, он должен немедленно об этом сообщить.
- Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ним о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
- Оговорите границы окрестности, где ребенку можно гулять.
- Придумайте условное слово опасности, своего рода пароль, сказав которое, ребенок даст понять вам, что он в опасности и нуждается в помощи.
- Ребенок обязательно должен знать свое имя и имена родителей, их телефоны, а также домашний адрес.
- Не покупайте детям вещи с их именами, а также значки и другие предметы с указанием имени ребенка.
- Всегда спрашивайте, откуда у ребенка та или иная вещь, которую вы ему не покупали.
- Если вы заметили странность в поведении ребенка, постарайтесь узнать о том, что его беспокоит.
Самое главное! Если ребенок вовремя не вернулся домой, сразу звоните в полицию! Лучше ложная тревога, чем трагедия!
Научите детей элементарным правилам безопасности, основным из которых является правило пяти «Нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в дом!
- Нельзя заходить с незнакомцами в подъезд и лифт!
- Нельзя садиться в автомобиль к посторонним людям!
- Нельзя принимать от незнакомцев подарки и соглашаться куда-либо с ними пойти или проводить их!
- Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты!
Эта памятка подскажет вам, как себя вести и куда обратиться, если ваш близкий человек стал жертвой или свидетелем преступления!
Почему именно дети часто становятся жертвами преступлений?
Потому что дети доверчивы и беспечны!
А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия.
Избежать насилия можно!
Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него.
Будь всегда начеку!!!
Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно навсегда усвоить правило четырех «Не»
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом!
- Не заходи с незнакомцами в лифт и подъезд дома!
- Не садись в машину к посторонним людям!
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Всё равно скажи: «НЕТ»
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать. В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ»
- Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи – НЕТ;
- Если за тобой в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее – НЕТ;
- Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то – НЕТ;
- Если новый знакомый угощает чем-то – НЕТ.
Ненужные разговоры с посторонними
Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.
Объясните ребёнку, что преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей или тётей.
Поэтому наш совет:
На все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо отвечать «НЕТ», даже если очень интересно. А придя домой надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Это очень опасно!
От такого человека надо бежать сломя голову, и, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям.
Итак, вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой:
- Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
- Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «НЕТ».
- Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
- Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от неё и ни в коем случае не садись в неё.
- Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.
Зачем же тогда отворять дверь?
Ребёнок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить по телефону у соседей, которых давно знаете, родственников.
Это важно помнить родителям!
- Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
- Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
- Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать сами
- Никогда не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
- В настоящее время можно установить на своем телефоне программу поиска ребенка (некоторые компании мобильной связи предоставляют услугу «Ребенок под присмотром»).
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
- Если вы видите, что даже не вашему, а чужому ребенку что-то угрожает, он попал в какую-то двусмысленную ситуацию, – не проходите мимо, постарайтесь ему помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита детей от жестокого обращения
Защита детей от жестокого обращения -семиар для родителей и педагогов...
Информационный буклет "Защита детей от жестокого обращения"
Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми действие (или бездействие) родителей , воспитателей или др. лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребе...
Консультация для родителей:"Защита детей от жестокого обращения"
Конвенция о правах ребёнка (2 сентября 1990 года), предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:« Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:а) ни один р...
Беседа с родителями на тему: «Здоровые дети - в здоровой семье»
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Круглый стол (практикум) для родителей на тему: «Формирование связной речи на основе лексической темы «Дикие животные наших лесов»».
Практикум для родителей для ознакомления с содержанием работы по развитию речи....
Презентация "Защита детей от жестокого обращения и насилия"
Презентация "Защита детей от жестокого обращения и насилия"...
Защита детей от жестокого обращения
Защита детей от жестокого обращения...