Игра как средство общения дошкольников
консультация (младшая группа)
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:
- расширить кругозор;
- развивать психические процессы;
- удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;
- развивать творческие способности;
- учить взаимодействовать в социуме;
- формировать характер и отношение к действительности;
- вырабатывать трудовые и познавательные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ивановская СОШ»
Консультация для родителей
« Игра как средство общения дошкольников»
Воспитатель: Колокольцева Ю.В.
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:
- расширить кругозор;
- развивать психические процессы;
- удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;
- развивать творческие способности;
- учить взаимодействовать в социуме;
- формировать характер и отношение к действительности;
- вырабатывать трудовые и познавательные навыки.
Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.
Воспитательный потенциал игры
Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.
Нормы поведения
Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.
Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах.
Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т.д. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил.
Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.
Основы характера
Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.
Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.
Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.
Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.
Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.
Социализация
Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.
В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.
Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.
Как играть с ребенком
Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».
Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.
Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.
Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.
Старайтесь использовать поменьше запретов.
Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».
Предлагайте различные виды игр.
Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.
Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!
Для чего нужны игрушки
Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.
Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. На консультации для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» даются такие советы.
Не только покупайте игрушки ребенку, но и делайте их своими руками.
У малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка.
Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.
Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.
Необходимо иметь игрушки на разную тематику.
Сюжетные куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д..
У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.
Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.
Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.
Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.
Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563533-1421163713.jpg)
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-774770-1476083618.jpg)
Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".
Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-784166-1461185330.jpg)
Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»
Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107255-1548330447.jpg)
«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...