Эмоциональный интеллект и его значение в жизни человека.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Рыбачёк

Понятие "Эмоциональный интеллект", факторы влияющие на его формирование, игры и упражнения для его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога

Что такое эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количества знаний по специальности, то сегодня все больше и больше внимания уделяют совсем другому? А именно – интеллекту эмоциональному.

Эмоциональный интеллект - умение распознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и понимать причину их возникновения. Во многом, именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека.

Дети реагируют на все очень эмоционально и проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать стыд,  гнев, удивление, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно понимают их эмоции. Дети, которые не понимают собственные эмоции, не умеют правильно их выражать. В данном случае можно наблюдать истерики и капризы.

В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта ребёнка.

Правило 1. Быть открытым в своих чувствах.

Ребенок всегда берет пример с родителей. Если родители открыты и эмоционально свободны – это гарантия того, что и ребенок, скорее всего, вырастет таким же.

Пока ребенок маленький, интереснее людей для него нет. Ребенок с живым любопытством готов выслушивать рассказы обо всем, происходящем в вашей жизни. И в вашей душе тоже – об этом не стоит забывать.

Не стесняйтесь быть открытыми и рассказывать о своих чувствах!

Правило 2. Позволяйте ребенку выражать свои чувства.

«Нечего плакать – ты же мальчик!»  «Нельзя злиться – ты от этого становишься такая некрасивая!» - частенько говорим мы сыну или дочке… «Чего ревешь? Я же не навсегда ухожу!» - такими словами мы «прощаемся» с ребенком в детском саду.

А часто ли мы задумываемся, что стоит за слезами, криком, бурным весельем?

На самом деле за всем этим скрываются эмоции ребенка. Окриками, упреками, угрозами и наказаниями мы демонстрируем их полное неприятие и игнорирование, а так же запрет на их выражение. Но может ли ребенок перестать чувствовать? Нет, не может. А вот что он может – так  это научиться не обращать никакого внимания на свои ощущения. Потом мы удивляемся, почему подросшие дети не проявляют сочувствия к нам, постаревшим родителям. А кто их этому научил, разве не мы сами?.. что уж говорить о том, что подобное отношение к самому себе – верный путь  к несчастливой и нескладывающейся личной жизни (нет опыта привязанности, искренности, открытости, доверия), бурному расцвету психосоматических заболеваний (чувства находят выход через тело)…поэтому давайте позволим нашим детям чувствовать так, как они могут и хотят. Наша же, взрослая, задача – понять, принять их эмоции и научить выражать их социально приемлемым путем. Не через агрессию, крик, визг, топанье ногами и т.д., а словами.

Знает ли ваш ребенок такие фразы, как «Мамочка, я сегодня так обиделся, что мне хотелось все порвать, разбросать и кричать долго – долго»? или: «Я сегодня был так счастлив, что готов весь садик на одной ножке попрыгать!»

Подобных слов можно придумать великое множество. Как ввести их в лексикон ребенка? Проще всего – с помощью сказки или игры. Например, встретились две машины, и одна говорит другой: «Когда в меня залили невкусный бензин, я очень расстроилась». Вторая ей в ответ: «Я понимаю, тебе было очень неприятно. А у меня хозяин лег в больницу – мне без него грустно и скучно». – «Ой, конечно, понимаю, ты сейчас так расстроена!»

Правило 3. Учите ребенка радоваться жизни.

В жизни редко бывает так, что мы делаем только то, что хотим. Но и жизнь, полностью подчиненная исключительно долгу, вряд ли может быть счастливой. Ведь долг – это исполнение того, что нужно кому – то другому, а не лично тебе.

Выход из этой ситуации есть: не спешите выспрашивать у воспитателя, как он себя вел, как слушался и т.д. вместо этого поговорите с самим ребенком. Спросите, что нового он узнал? Что ему было интересно, а что – не очень? Что понравилось и почему? Поначалу ребенок будет давать невнятные односложные ответы, а то и просто не поймет, о чем именно его спрашиваете. Продолжайте задавать такие вопросы каждый день, да и просто вечером перед сном пробегитесь мысленно по прошедшему дню, обсудите его с ребенком. А чтобы ему было понятнее, расскажите о своих делах и связанных с ними эмоциях.

Можете вспомнить истории из своего детства. (Только ни в коем случае не превращайте это в морализование по поводу того, как вы ответственны, собраны, аккуратны и служите во всем примером!). Поверьте, через некоторое время ваш ребенок начнет отвечать, все более и более развернуто, а главное, станет обращать внимание именно на эти аспекты своей жизни.

Второй шаг на пути к достижению цели – научиться переключать внимание с «негатива» на «позитив». Допустим, ребенку не нравится убирать игрушки. Когда в следующий раз вы попросите его помочь в этом «скучном» деле, «переведите стрелки» - говорите в процессе уборки о том, как здорово, когда все чисто и аккуратно, как порадуется папа, как вы освободите место для следующей игры…

Практикуйте это постоянно, сталкиваясь с делами, которые ваше чадо не любит – тем самым вы научите его видеть позитивную перспективу в неприятной обязанности. Плюс, что может быть лучше, чем доставить радость кому – то другому!

Следуя этим нехитрым правилам изо дня в день, вы научите своего ребенка прекрасно разбираться во всем, что касается как его собственного эмоционального состояния и его, внешних проявлений, так и чувствовать, сочувствовать и сопереживать другим людям.



Предварительный просмотр:

- Разыгрывание сюжетов из жизни. 

Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет/радуется/злится. Попробуйте вместе с ребёнком с помощью мимики показать эмоцию. Обсудите, по какой причине он испытывает эту эмоцию. Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребёнку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.

- Слушая сказки, ребёнок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Обсудите с ребёнком чувства и эмоции героев, какие поступки и действия стали причинами этих эмоций.  

- Также развить эмоциональный интеллект ребёнка можно при помощи рисования (особенно красками), слушая классическую музыку. Рисовать лучше всего пальчиками, ладошками, но если ребёнок не разрешает пачкать руки – использовать кисточку, ватную палочку, «печати». Очень здорово, когда родители рисуют вместе с малышом.

- Игра «Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

 С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите ребёнка угадать, что вы показываете. Затем ребёнок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.

- Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.

- Игра «На что похоже настроение». Предложите ребёнку пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, моё настроение похоже на журчащий ручеёк» или «моё настроение похоже на ураган»).

- Игра «Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребёнка «собрать» заданную эмоцию.

              - Игра «Как я говорю?»

Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребёнок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.

- Игры с карточками-историями. С помощью специальных карточек с изображением различных сюжетных ситуаций, обсудите с ребёнком, что по его мнению испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции. (лица у героев картинок не прорисованы, задача ребёнка ориентироваться на действия персонажей).

        - Игра «История одного шарика»

Необходимо надуть шарик. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями :

- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

На что обратить внимание!

Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.

Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).

     - Игра «Фантазёры»

Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Попросите ребёнка описать, что он видит.

Далее задача ребёнка - придумать, что предшествовало изображенному моменту.

Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.

На что обратить внимание!

Чем больше деталей заметит ребёнок на картинке, тем лучше. Если вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.

- Игра «Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у ребёнка совершать что-то хорошее. В игру играть лучше всей семьёй, у каждого члена семьи должна быть своя «копилка».

- Игра «Мешочек злости»

Подготовьте заранее «чёрные тучки» или «темные кляксы», предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее. В игру играть лучше всей семьёй.

- Игра «Общее настроение»

Создается «цветопись» настроения семьи. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый член семьи рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый член семьи выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.

Занимаясь всесторонним развитием своего ребёнка, важно помнить самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребёнку, чутко относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребёнок получит все шансы вырасти гармоничной и счастливой личностью.

Памятка для родителей

Упражнения и игры

для развития эмоционального интеллекта у дошкольников

https://www.pngplay.com/wp-content/uploads/13/Characters-PNG-Images-HD.png

Подготовила

Е.В.Рыбачёк

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их значение в жизни человека

Конспект НОД по ОЗОЖ в старшей группе...

Витамины и их значение в жизни человека

Знакомство детей с понятием "ВИТАМИНЫ" и их значением....

Конспект открытого мероприятия НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" Тема: «Витамины и их значение в жизни человека»

-познакомить детей с витаминами А, В, С;-сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;-развивать обонятельные и вкусовые анализаторы;-развивать мелкую моторик...

Конспект занятия "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".

Уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ...

Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека"

• познакомить детей с понятием «витамины» и с витаминами А, В, С;• сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся вита-мины;• развивать обонятельные и вкусовые анализато...

Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....