«Инновационные методы работы с детьми с ОВЗ»
статья

Дашина Наталия Владимировна

Оглянитесь вокруг! Если Вы являетесь родителями «особенного» ребенка - вы должны научиться смотреть на жизнь иначе. В век современных технологий и многообразия ресурсов можно не просто «жить», а «учить и развиваться» вместе с вашим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naberites_terpeniya.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Наберитесь терпения. Ваше самообладание поможет Вам и вашему малышу преодолеть все трудности. Не опускайте руки, ведь только от Вас зависит судьба Вашего ребенка. Знайте, есть родители, которые уже преодолевали этот путь. Специалисты, педагоги, родители таких же детей с удовольствием поделятся с вами опытом.

Кто же такие дети с ОВЗ?

«Дети с ОВЗ»- дети с ограниченными возможностями здоровья (ограниченными потребностями). Родители выполняют исключительно важную роль в жизни ребенка, на них возлагается основная ответственность за его развитие и воспитания. Однако, родители сталкиваются с серьезными проблемами в воспитании и обучении, поэтому коррекционные педагоги и специалисты способны помочь им в решении сложных проблем вызванных социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием их детей.

С чего начать?

Главное начать с себя. Многие родители, узнав о диагнозе, впадают в депрессию и отчаяние, чего делать никак нельзя!

*Обращение к специалисту (психологу, неврологу, психиатру, коррекционному педагогу, социальному педагогу и.тд.)

*Проводите время вместе (играйте, развивайте моторику, экспериментируйте, разговаривайте, читайте). Помните, не смотря на особенности, ребенок развивается по общим закономерностям, просто выражать будет иначе.

*Изучите литературу и методы работы с вашим ребенком (обратитесь к специалистам для совместной разработки и апробации плана работы с ребенком).

Соблюдайте режим дня, выполняйте предписание врачей, постарайтесь не «пе*регружать» ребенка (т. к. такие дети имеют пониженную активность центральной нервной системы, поэтому быстрее устают).

*Помните, вашему ребенку потребуется больше времени для приобретения навыков, но не лишайте их самостоятельности.

*Не забывайте, когда-то вы тоже были детьми. Хвалите больше, помогайте, но не осуждайте (если у ребенка, что-то не получается).

*Как и всем людям, Вашему малышу нужен социум. Помните, вы не одни!

Если Ваш ребенок посещает образовательное учреждение!

Если Вы решили посещать детское образовательное учреждение, знайте:

*Подготовьте ребенка к встрече с незнакомыми людьми;

*Будьте готовы, что ваш малыш с большим нежеланием и испугом будет привыкать к новой обстановке;

*Начинайте адаптацию с нескольких минут, постепенно увеличивая время;

*Помните! Родители - врачи - педагоги - ребенок должны стать единым целым, для благополучного и продуктивного развития малыша.

Методы работы с детьми ОВЗ

Время инноваций и инклюзии позволяет педагогам и родителям искать индивидуальный подход к каждому ребенку, разработать систему коррекционной работы и применить ее на практике.

В работе с детьми с ОВЗ лучше применять нетрадиционные методы и пытаться их разнообразить. Главное помнить, что игра — это основной вид деятельности любого ребенка и именно через нее нужно выстраивать процесс.

Нетрадиционные коррекционные методы:

*Ароматерапия – это применение в лечении и восстановлении организма различных эфирных масел, экстрактов растений, запахов и ароматов. (ОБЯЗАТЕЛЬНО! У ребенка не должно быть аллергии).

*Песочная терапия – метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи, как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком.

*Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

·       Логоритмитика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

*Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

*Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев рук обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов.

*Имаготерапия  использование разного вида театральных игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним.

·       Куклотерапия – метод лечения с помощью кукол, широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

·       Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

*Сенсорная интеграция – метод использования разномодальную сенсорную информацию для адаптации ребенка к условиям окружающей среды в процессе жизнедеятельности.

·       Цветотерапия – это метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему.

·       Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.

*Эмоционально-образная терапия – этот метод состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать негативное эмоциональное состояние в позитивное.

·       Смехотерапия – это метод лечения смехом.

*Рефлексотерапия – это метод точечного и сигментарного массажа. Применение СУ-Джок терапии. (ОБЯЗАТЕЛЬНО! Консультация врача)

*Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях. Специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

*Кинезотерапия — это метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.

*Пет-терапия — это психотерапевтический метод воздействия на человека с помощью животных.

*Флортайм – это метод, который во главу угла ставит самого ребенка, его особенности. Метод делает упор на игры, которые интересуют малыша. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм.

*Фитотерапия – метод использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний и реабилитации. (ОБЯЗАТЕЛЬНО! Консультация врача).

В каждой из методики можно и нужно применять:

*Здоровосберегающие технологии;

*Технологии проектной деятельности;

*Игровая технология;

*Технология исследовательской деятельности;

*Информационно - коммуникационные технологии;

*Личностно - ориентированные технологии.

*Технология портфолио.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги – родители – специалисты должны учитывать личностные характеристики ребенка, его наклонности и потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием инновационного метода работы с детьми: « Путешествие по Царству Математики»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...

Инновационные методы работы с детьми в речевом развитии дошкольников.

Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений....