ПРОЕКТ взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников «ПОМОГАЕМ ВОСПИТАТЬ»
проект
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.
Из опыта работы известно, что не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству с нами, с другой стороны – некоторые воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_roditelyami.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 «Садко»
г. Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2022 Протокол № 1 | Утверждаю: Заведующий МБОУ «Детский сад №27 «Садко» Уколова Е.В. «29» августа 2022г. |
ПРОЕКТ
взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
«ПОМОГАЕМ ВОСПИТАТЬ»
Разработала:
Михальченко Ирина Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
2022г
Описание проекта:
Данный проект по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ является продуктом активного взаимодействия двух важных институтов социализации детей - семьи и дошкольного учреждения. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их сотрудничество, партнёрство. Проект по организации взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: родители, педагоги, воспитанники группы.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г - июль 2023г.
Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»
- Идея проекта:
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно создать коллектив (дети + педагоги + родители) как единое целое, как большую семью, в рамках организации совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Это способствует включению родителей в деятельность дошкольного учреждения. Необходимо реализовывать активные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.
- Актуальность:
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.
Из опыта работы известно, что не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству с нами, с другой стороны – некоторые воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, организация правильной предметно-развивающей среды ДОУ – одна из главных задач, и без совместной работы с родителями мы не можем пополнить эту среду в виду недостаточного материального обеспечения. Сегодня мы признаём важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:
В процессе взаимодействия с родителями мы столкнулись с такими проблемами:
– нехватка времени,
– ощущение несостоятельности,
– нередко можно услышать: «Я привела к вам ребёнка, вам платят, вы и должны». Все эти отговорки приводят к формированию у родителей профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя.
Детям очень важно видеть, что родители интересуются их достижениями, праздниками, и зачастую сами в них участвуют. Так же важно видеть, что родители помогают группе, и не только потому, что они, таким образом, через личный пример прививают любовь к труду, но и прививают чувство гордости за родителей, сколько любви у ребенка к папе или маме, когда он говорит: «Это мой папа вешает полочку» или «Посмотрите, моя мама нарисовала этот цветочек на стене», или «Это моя мама играет Снегурочку».
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими достижениями, а если проблемами, то и совместно их решать.
Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а воспитатели являются помощниками родителей в их руках, дети становятся любознательными, активными, творческими.
Цель проекта: создание современной модели работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию познавательного, образовательного пространства, направленного на развитие интереса детей через активизацию деятельности родителей
Задачи:
для детей:
- укреплять отношения между родителями и детьми;
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- вызывать положительные эмоции, знакомить с профессиями взрослых, с новыми видами деятельности
для педагогов:
- изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью выстраивания плана взаимодействия;
- разработать план мероприятий по активизации деятельности родителей в жизни ребёнка в ДОУ;
- реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
- вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления активных позиций, положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал через внедрение наиболее эффективных форм работы;
- обеспечить родителей литературой, дидактическими играми и пособиями, видео презентациями для занятий с детьми в домашних условиях.
для родителей:
- преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
- познакомить родителей с ФГОС;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- вызвать желание принять участие в создании единого образовательного пространства;
- создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
- способствовать укреплению семейных отношений.
Новизна: формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся личностно-ориентированным подходом к родителям и помогающие влиять на социальную позицию семьи.
Социальная значимость: проект содействует развитию у семьи активной социальной позиции по взаимодействию с дошкольным учреждением, а участие в совместных мероприятиях открывают детям любящих, заинтересованных, творческих, активных родителей, что в дальнейшем благотворно повлияет на становление нравственных, семейных ценностей и социализацию в обществе.
Предполагаемые результаты:
1.Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, будет создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
2.Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
3.Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
4.Совместная работа педагогов с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей.
5.Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Основные принципы проекта:
Принцип активности и сознательности – участие педагогов ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Содержание проекта
I этап Предварительный ( сентябрь 2022 г.) | ||
Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей; -изучение потенциала семей и установление доверительных взаимоотношений с ее членами с целью выстраивания плана взаимодействия; -разработка плана мероприятий по активизации деятельности родителей в жизни ребёнка в ДОУ | ||
II этап Практический (сентябрь2022 –июль 2023 г.)
| ||
Реализация разработанного плана мероприятий | ||
Мероприятия проекта | Сроки реализации | Результат |
1.Творческий конкурс «Смоленск, любимый с детства город» | 01.09-08.09.22 | Оформление выставки рисунков и поделок, награждение победителей, создание тематического уголка «Наш город» |
2. Мастер-класс для родителей | 09.09.2022 г. | Ознакомление родителей с программами дополнительного образования в ДОУ |
3. Акция по ПДД «Осторожно, дети!» | 13.09.2022 | Изготовление знаков «Внимание, дети!» и раздача их водителям во дворах микрорайона с целью привлечения внимания к безопасному вождению во дворе. |
4.Акция «Наш лес. Посади своё дерево» | 23.09.2022 | Посадка саженцев сирени и вишни на территории ДОУ |
5.Фотоконкурс «Мама, папа, я - спортивная семья» | сентябрь 2022 г. | Оформление выставки фотоколлажей, награждение победителей, создание альбома «Спортивная семья» |
6.Коворкинг-центр для детей и родителей « Сделай сам» | 14.10.2022 | Создание макета здания ж/д вокзала и прилегающей территории |
7. Мастер-класс «Игры своими руками» | 16.10.2022 | Изготовление дидактических игр с прищепками |
8. Творческий конкурс «Грибное лукошко» | Октябрь 2022 | Организация выставки работ участников, использование работ в качестве дидактического материала и атрибутов на праздничных мероприятиях |
9. Осенний субботник | 27.10.2018 | Приведение в порядок территории детского сада |
11. Конкурс на лучший уголок по ПДД | Ноябрь 2022 | Победитель конкурса, создание ППРС по ПДД в группе, приобретение игрового оборудования |
12. Творческий конкурс «Новогоднее настроение» | Декабрь 2022 | Оформление группового помещения к празднику, приобретение фигуры Деда Мороза для украшения фасада здания |
13. Конкурс снежных построек «Зимнее царство» | Январь 2023 | Победитель конкурса, создание построек из снега для двигательной активности на прогулке |
14. Акция « Доброе дело делай смело» | Январь 2023 | Ремонт столов и шкафов в группе |
15. Мастер-класс « Чудо-снегири» | Январь 2023 | Изготовление новогодних игрушек |
16. Спортивный праздник « Русский валенок» | 14.02.2023 | Участие родителей в спортивных соревнованиях |
17. Физкультурный досуг « Дорога в космос» | 12.04.2023 | Участие родителей в спортивном празднике |
18. Городской субботник | 20.04.2023 | Благоустройство территории детского сада |
19. Творческий конкурс « Пасхальные дары» | 23.04.2023 | Организация выставки творческих работ, награждение победителей |
20. Акция « Лес Победы» | 19.05.2023 | Посадка сирени |
21. Коворкинг-центр «Мир фотографии» | 23.05.2023 | Обучение родителей правилам фотографирования |
22. Акция «Доброе дело делай смело» | 05.06.2023 | Ремонт построек на прогулочном участке |
23. Мастер-класс по созданию клумб «Дорога в детство» | 01.07.2023 | Создание клумбы на территории детского сада «В гости к Феечке» |
III этап Заключительный ( июль 2023 г.)
| ||
Подведение итогов по результатам проекта -анализ результативности взаимодействия с родителями; -прогнозирование на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников; -оформление проекта; - презентация проекта педагогам, родителям |
Достигнутые результаты:
В результате слаженной работы ДОУ с родителями воспитанников, делаем вывод, что благодаря нетрадиционным формам работы с родителями нам удалось добиться следующих результатов:
- в группе создана оригинальная активизирующая предметно - пространственная среда (уголок ПДД, фотовыставка «Мама, папа, я-спортивная семья», дидактические игры с прищепками); совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, дидактические пособия, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей младшего дошкольного возраста, обучению умению использовать макет «Наш город» для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей;
- расширился кругозор родителей в области работы ДОУ;
- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
- благодаря инициативности родителей, установлена прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную, изобразительную деятельность детей и родителей;
- благодаря нетрадиционным формам работы с родителями, ДОУ удалось наладить с родителями воспитанников партнерские отношения.
Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск различных форм сотрудничества с родителями наших воспитанников, добивается, чтобы любая игрушка или поделка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых.
Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься воспитанием дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Все мероприятия способствовали тому, что родители стали активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра поможет воспитать интерес ребёнка к природе"
Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что она даёт возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Взрослые члены семьи м...
Консультация для родителей «Как не воспитать ограниченность у детей»
...Огромное влияние на нашу жизнь имеют наши внутренние ограничения, убеждения, которые формируются в детстве. Детские убеждения – самые цепкие, самые сильные. Они проявляются в виде наших эмоций, и м...
Консультация для родителей "Как правильно воспитать сына?"
Как правильно воспитать сына? Советы родителям по воспитанию:• Начать следует с того, чтобы примером в воспитании сына был именно отец (ну или любой другой мужчина, вымышленный или реальный, не имеет ...
Консультации для родителей как правильно воспитать девочек и мальчиков
БУДУЩАЯ ЖЕНЩИНАили Как правильно воспитывать девочку (консультация для родителей)...
Памятка для родителей "Как правильно воспитать мальчика"
В помощь родителям воспитывающих мальчиков.Советы....
Четыре ошибки родителей, которые могут воспитать у ребёнка нездоровое отношение к еде.
Правильное отношение родителя к приему пищи ребенка....
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Воспитаем будущее вместе»
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ«Воспитаем будущее вместе»...