ПРОЕКТ взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников «ПОМОГАЕМ ВОСПИТАТЬ»
проект

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА МИХАЛЬЧЕНКО

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.

Из опыта работы известно, что не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству с нами, с другой стороны – некоторые воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_roditelyami.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Садко»

г. Смоленска

Принята на заседании        

педагогического совета        

от «29» августа 2022

Протокол № 1                                        

 Утверждаю:

 Заведующий МБОУ

 «Детский сад №27 «Садко»

                 Уколова Е.В.        

  «29» августа 2022г.

ПРОЕКТ

 взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

«ПОМОГАЕМ ВОСПИТАТЬ»

Разработала:

Михальченко Ирина Владимировна,

 воспитатель первой квалификационной категории

2022г

Описание проекта:

   Данный проект по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ является продуктом активного взаимодействия двух важных институтов социализации детей - семьи и дошкольного учреждения. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их сотрудничество, партнёрство. Проект по организации взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: родители, педагоги, воспитанники группы.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г - июль 2023г.

Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»

 

  • Идея проекта:

  Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно создать коллектив (дети + педагоги + родители) как единое целое, как большую семью, в рамках организации совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Это способствует включению родителей в деятельность дошкольного учреждения. Необходимо реализовывать активные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.

 

  • Актуальность:

 Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.

Из опыта работы известно, что не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству с нами, с другой стороны – некоторые воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, организация правильной предметно-развивающей среды ДОУ – одна из главных задач, и без совместной работы с родителями мы не можем пополнить эту среду в виду недостаточного материального обеспеченияСегодня мы признаём важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:

В процессе взаимодействия с родителями мы столкнулись с такими проблемами:

– нехватка времени,

– ощущение несостоятельности,

– нередко можно услышать: «Я привела к вам ребёнка, вам платят, вы и должны». Все эти отговорки приводят к формированию у родителей профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. 

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя.

  Детям очень важно видеть, что родители интересуются их достижениями, праздниками, и зачастую сами в них участвуют. Так же важно видеть, что родители помогают группе, и не только потому, что они, таким образом, через личный пример прививают любовь к труду, но и прививают чувство гордости за родителей, сколько любви у ребенка к папе или маме, когда он говорит: «Это мой папа вешает полочку» или «Посмотрите, моя мама нарисовала этот цветочек на стене», или «Это моя мама играет Снегурочку».

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими достижениями, а если проблемами, то и совместно их решать.

Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а воспитатели являются помощниками родителей в их руках, дети становятся любознательными, активными, творческими.

 

Цель проекта: создание современной модели работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию познавательного, образовательного пространства, направленного на развитие интереса детей через активизацию деятельности родителей

Задачи:   

для детей:

  1. укреплять отношения между родителями и детьми;
  2. воспитывать уважение к труду взрослых;
  3. вызывать положительные эмоции, знакомить с профессиями взрослых, с новыми видами деятельности

для педагогов:

  1. изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью выстраивания плана взаимодействия;
  2. разработать план мероприятий по активизации деятельности родителей в жизни ребёнка в ДОУ;
  3. реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
  4. вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления активных позиций, положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал через внедрение наиболее эффективных форм работы;
  5. обеспечить родителей литературой, дидактическими играми и пособиями, видео презентациями для занятий с детьми в домашних условиях. 

для родителей:

  1. преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
  2. познакомить родителей с ФГОС;
  3. вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  4. вызвать желание принять участие в создании единого образовательного пространства;
  5. создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
  6. способствовать укреплению семейных отношений.

Новизна: формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся личностно-ориентированным подходом к родителям и помогающие влиять на социальную позицию семьи.

Социальная значимость: проект содействует развитию у семьи активной социальной позиции по взаимодействию с дошкольным учреждением, а участие в совместных мероприятиях открывают детям любящих, заинтересованных, творческих, активных родителей, что в дальнейшем благотворно повлияет на становление нравственных, семейных ценностей и социализацию в обществе.

Предполагаемые результаты: 

1.Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, будет создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.

2.Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.

3.Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи

4.Совместная работа педагогов с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей.

5.Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Основные принципы проекта:

Принцип активности и сознательности – участие педагогов ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

 

                               

                                             Содержание   проекта

                         I этап  Предварительный ( сентябрь 2022 г.)

Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей;

-изучение потенциала семей и установление доверительных взаимоотношений с ее членами с целью выстраивания плана взаимодействия;

-разработка плана мероприятий по активизации деятельности родителей в жизни ребёнка в ДОУ

                            II этап Практический (сентябрь2022 –июль 2023 г.)

 

                        Реализация разработанного плана мероприятий

Мероприятия проекта

Сроки реализации

Результат

1.Творческий конкурс «Смоленск, любимый с детства город»

01.09-08.09.22

Оформление  выставки рисунков и поделок, награждение победителей, создание тематического уголка «Наш город»

2. Мастер-класс для родителей

09.09.2022 г.

Ознакомление родителей с программами дополнительного образования в ДОУ

3. Акция по ПДД «Осторожно, дети!»

13.09.2022

Изготовление знаков «Внимание, дети!» и раздача их водителям во дворах микрорайона с целью привлечения внимания к безопасному вождению во дворе.

4.Акция «Наш лес. Посади своё дерево»

23.09.2022

Посадка саженцев сирени и вишни на территории ДОУ

5.Фотоконкурс «Мама, папа, я - спортивная семья»

сентябрь 2022 г.

Оформление выставки фотоколлажей, награждение победителей, создание альбома «Спортивная семья»

6.Коворкинг-центр для детей и родителей « Сделай сам»

14.10.2022

Создание макета здания ж/д вокзала и прилегающей территории

7.     Мастер-класс «Игры своими руками»

16.10.2022

Изготовление дидактических игр с прищепками

8.     Творческий конкурс «Грибное лукошко»

Октябрь 2022

Организация выставки работ участников, использование работ в качестве дидактического материала и атрибутов на праздничных мероприятиях

9.     Осенний субботник

27.10.2018

Приведение в порядок территории детского сада

11.  Конкурс на лучший уголок по ПДД

Ноябрь 2022

Победитель конкурса, создание ППРС по ПДД в группе, приобретение игрового оборудования

12.  Творческий конкурс «Новогоднее настроение»

Декабрь 2022

Оформление группового помещения к празднику, приобретение фигуры Деда Мороза для украшения фасада здания

13.    Конкурс снежных построек «Зимнее царство»

Январь 2023

Победитель конкурса, создание построек из снега для двигательной активности на прогулке

14. Акция « Доброе дело делай смело»

Январь 2023

Ремонт столов и шкафов в группе

15. Мастер-класс « Чудо-снегири»

Январь 2023

Изготовление новогодних игрушек

16. Спортивный праздник « Русский валенок»

14.02.2023

Участие родителей в спортивных соревнованиях

17. Физкультурный досуг « Дорога в космос»

12.04.2023

Участие родителей в спортивном празднике

18.  Городской субботник

20.04.2023

Благоустройство территории детского сада

19.  Творческий конкурс     « Пасхальные дары»

23.04.2023

Организация выставки творческих работ, награждение победителей

20.      Акция « Лес Победы»

19.05.2023

Посадка сирени

21.   Коворкинг-центр «Мир фотографии»

23.05.2023

Обучение родителей правилам фотографирования

22.   Акция «Доброе дело делай смело»

05.06.2023

Ремонт построек на прогулочном участке

23.  Мастер-класс по созданию клумб «Дорога в детство»

01.07.2023

Создание клумбы на территории детского сада «В гости к Феечке»

                            III этап Заключительный ( июль 2023 г.)

 

Подведение итогов по результатам проекта

-анализ результативности взаимодействия с родителями;

-прогнозирование на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников;

-оформление проекта;

- презентация проекта педагогам, родителям

                    Достигнутые результаты:

В результате слаженной работы ДОУ с родителями воспитанников, делаем вывод, что благодаря нетрадиционным формам работы с родителями нам удалось добиться следующих результатов:

  • в группе создана оригинальная активизирующая предметно - пространственная среда (уголок ПДД, фотовыставка «Мама, папа, я-спортивная семья», дидактические игры с прищепками); совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, дидактические пособия, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей младшего дошкольного возраста, обучению умению использовать макет «Наш город» для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей;
  • расширился кругозор родителей в области работы ДОУ;
  • укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • благодаря инициативности родителей, установлена прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную, изобразительную деятельность детей и родителей;
  • благодаря нетрадиционным формам работы с родителями, ДОУ удалось наладить с родителями воспитанников партнерские отношения.

  Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск различных форм сотрудничества с родителями наших воспитанников, добивается, чтобы любая игрушка или поделка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых.

   Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься воспитанием дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Все мероприятия способствовали тому, что родители стали активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра поможет воспитать интерес ребёнка к природе"

     Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что она даёт возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу.  Взрослые члены семьи м...

Консультация для родителей «Как не воспитать ограниченность у детей»

...Огромное влияние на нашу жизнь имеют наши внутренние ограничения, убеждения, которые формируются в детстве. Детские убеждения – самые цепкие, самые сильные. Они проявляются в виде наших эмоций, и м...

Консультация для родителей "Как правильно воспитать сына?"

Как правильно воспитать сына? Советы родителям по воспитанию:• Начать следует с того, чтобы примером в воспитании сына был именно отец (ну или любой другой мужчина, вымышленный или реальный, не имеет ...

Консультации для родителей как правильно воспитать девочек и мальчиков

БУДУЩАЯ  ЖЕНЩИНАили       Как правильно воспитывать девочку (консультация для родителей)...

Памятка для родителей "Как правильно воспитать мальчика"

В помощь родителям воспитывающих мальчиков.Советы....

ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Воспитаем будущее вместе»

ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ«Воспитаем будущее вместе»...