Рекомендации для родителей "Как научить ребёнка воспринимать и понимать картины"
материал (подготовительная группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Материал рекомендован родителям и педагогам. Дана характеристика особенностей развития связной  речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей “Как научить ребенка воспринимать и понимать картины

         Уважаемые родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

  Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно  и грамматически оформленное  высказывание, состоящее из ряда логически  связанных предложений.

        Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.

               Давно установлено, что  к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей  развития связной речи ребёнка в  данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

       Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучить ребенка речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, определить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Игры «Составь по описанию», «Расскажи сказку», пособие «Учимся рассказывать» могут использоваться для обучения и закрепления навыков монологической речи в старшем дошкольном возрасте.

            Связная речь представляет собой логически  последовательное, грамматически правильно и  образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога  и монолога. Монолог как форма  речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания.

        Задача  этого этапа - определить особенности  развития связной  речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам. А если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.

         В дошкольном возрасте появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач:

  • воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам,

учить правильно, понимать их содержание;

  •  формировать умение связно, последовательно описывать изображенное;
  •  активизировать и расширять словарный запас;
  •  учить, грамматически правильно строить, речь и т. д.

 Рекомендуемые  методические приемы:

  • беседу, касающуюся  узловых моментов изображенного  сюжета;
  • прием совместных речевых  действий;
  •  речевой образец и др.

        Рекомендуемое занятие по рассказыванию  начинается с повторного просмотра  картины. Родитель проводит краткую  беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы ребенок целенаправленнее и увереннее приступил к рассказам, мама или папа обращается к нему с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шариком? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы родитель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе общения родитель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у ребенка.

            При обсуждении по картине «Шар улетел» родитель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а ты его продолжишь. Ира надула красный воздушный шар и пошла, гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)».

 С помощью  опорных вопросов родитель наметил  план дальнейшего повествования,  а ребенок попытался продолжить  рассказ. В случае затруднения  родитель приходит на помощь. Затем  он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, мама или папа рассказывают сами.

          Ребенок  подходит к картине и начинает рассказывать, мама или папа его слушают.  При оценке рассказов родитель отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д.

           Таким образом, с каждым таким общением ребенок учится глубже вникать в содержание картин, проявляет все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему: Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»

Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш п...

Рекомендации для родителей как научить ребенка воспринимать и понимать картины.

       Дорогие родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном  обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом язы...

"Как научить ребёнка воспринимать социальные явления"

Восприятие взаимоотношений людей и их внутренних переживаний становится возможным на основе личного опыта, полученного в разнообразных жизненных ситуациях....

Рекомендация родителям "Как научить ребёнка читать"

Представлен материал для родителей дошкольников о том, как научить ребёнка читать...

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка самостоятельным. Но далеко не все знают суть понятия. Немногие понимают, как развивать качество с детских лет. Из статьи вы узнаете, как научить самостоя...

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»...