Рекомендации для родителей "Как научить ребёнка воспринимать и понимать картины"
материал (подготовительная группа)
Материал рекомендован родителям и педагогам. Дана характеристика особенностей развития связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей “Как научить ребенка воспринимать и понимать картины”
Уважаемые родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучить ребенка речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, определить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Игры «Составь по описанию», «Расскажи сказку», пособие «Учимся рассказывать» могут использоваться для обучения и закрепления навыков монологической речи в старшем дошкольном возрасте.
Связная речь представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания.
Задача этого этапа - определить особенности развития связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам. А если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.
В дошкольном возрасте появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач:
- воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам,
учить правильно, понимать их содержание;
- формировать умение связно, последовательно описывать изображенное;
- активизировать и расширять словарный запас;
- учить, грамматически правильно строить, речь и т. д.
Рекомендуемые методические приемы:
- беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета;
- прием совместных речевых действий;
- речевой образец и др.
Рекомендуемое занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Родитель проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы ребенок целенаправленнее и увереннее приступил к рассказам, мама или папа обращается к нему с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шариком? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы родитель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе общения родитель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у ребенка.
При обсуждении по картине «Шар улетел» родитель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а ты его продолжишь. Ира надула красный воздушный шар и пошла, гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)».
С помощью опорных вопросов родитель наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения родитель приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, мама или папа рассказывают сами.
Ребенок подходит к картине и начинает рассказывать, мама или папа его слушают. При оценке рассказов родитель отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д.
Таким образом, с каждым таким общением ребенок учится глубже вникать в содержание картин, проявляет все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей на тему: Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»
Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш п...
Рекомендации для родителей как научить ребенка воспринимать и понимать картины.
Дорогие родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом язы...
"Как научить ребёнка воспринимать социальные явления"
Восприятие взаимоотношений людей и их внутренних переживаний становится возможным на основе личного опыта, полученного в разнообразных жизненных ситуациях....
Рекомендация родителям "Как научить ребёнка читать"
Представлен материал для родителей дошкольников о том, как научить ребёнка читать...
Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»
Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка самостоятельным. Но далеко не все знают суть понятия. Немногие понимают, как развивать качество с детских лет. Из статьи вы узнаете, как научить самостоя...
Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»
Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»...