Рекомендации для родителей "Как научить ребёнка воспринимать и понимать картины"
материал (подготовительная группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Материал рекомендован родителям и педагогам. Дана характеристика особенностей развития связной  речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей “Как научить ребенка воспринимать и понимать картины

         Уважаемые родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

  Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно  и грамматически оформленное  высказывание, состоящее из ряда логически  связанных предложений.

        Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.

               Давно установлено, что  к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей  развития связной речи ребёнка в  данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

       Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучить ребенка речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, определить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Игры «Составь по описанию», «Расскажи сказку», пособие «Учимся рассказывать» могут использоваться для обучения и закрепления навыков монологической речи в старшем дошкольном возрасте.

            Связная речь представляет собой логически  последовательное, грамматически правильно и  образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога  и монолога. Монолог как форма  речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания.

        Задача  этого этапа - определить особенности  развития связной  речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинам. А если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.

         В дошкольном возрасте появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач:

  • воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам,

учить правильно, понимать их содержание;

  •  формировать умение связно, последовательно описывать изображенное;
  •  активизировать и расширять словарный запас;
  •  учить, грамматически правильно строить, речь и т. д.

 Рекомендуемые  методические приемы:

  • беседу, касающуюся  узловых моментов изображенного  сюжета;
  • прием совместных речевых  действий;
  •  речевой образец и др.

        Рекомендуемое занятие по рассказыванию  начинается с повторного просмотра  картины. Родитель проводит краткую  беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы ребенок целенаправленнее и увереннее приступил к рассказам, мама или папа обращается к нему с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шариком? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы родитель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе общения родитель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у ребенка.

            При обсуждении по картине «Шар улетел» родитель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а ты его продолжишь. Ира надула красный воздушный шар и пошла, гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)».

 С помощью  опорных вопросов родитель наметил  план дальнейшего повествования,  а ребенок попытался продолжить  рассказ. В случае затруднения  родитель приходит на помощь. Затем  он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, мама или папа рассказывают сами.

          Ребенок  подходит к картине и начинает рассказывать, мама или папа его слушают.  При оценке рассказов родитель отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д.

           Таким образом, с каждым таким общением ребенок учится глубже вникать в содержание картин, проявляет все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей как научить ребенка воспринимать и понимать картины.

       Дорогие родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном  обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом язы...

"Как научить ребёнка воспринимать социальные явления"

Восприятие взаимоотношений людей и их внутренних переживаний становится возможным на основе личного опыта, полученного в разнообразных жизненных ситуациях....

Рекомендация родителям "Как научить ребёнка читать"

Представлен материал для родителей дошкольников о том, как научить ребёнка читать...

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка самостоятельным. Но далеко не все знают суть понятия. Немногие понимают, как развивать качество с детских лет. Из статьи вы узнаете, как научить самостоя...

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности»...

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка убирать игрушки?»

Советы для родителей детей  младшего дошкольного возраста...