Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
консультация
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsidlya_roditeley.docx | 261.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Развитие математических способностей
у детей дошкольного возраста»
Родители, которые желают обучить ребенка математике, сталкиваются с вопросом — чему именно нужно научить ребенка. Какие способности можно и нужно развивать в дошкольном возрасте, чтобы обеспечить успешное усвоение школьной программы. Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет.
Как развить математические способности у ребенка?
Начинать математическое развитие нужно в виде игры. Например, игрушки и бытовые
предметы, с которыми он сталкивается каждый день. С того момента, когда ребенок проявит интерес к тому или иному предмету родитель начинает показывать ребенку, что предмет можно не только рассматривать и трогать, но и совершать с ним разные действия. Акцентируя внимание на некоторых признаках предмета (цвет, форма), в ненавязчивой манере можно показать разницу в количестве предметов, ввести первые понятия о множественном и пространственном положении. После того, как ребенок научится разделять предметы по группам, можно показывать, что их можно считать и сортировать. Обратить внимание на геометрические особенности. Развитие математических способностей должно идти одновременно с основами операций с числами. Любое новое знание должно быть преподнесено при явном интересе ребенка к обучению. При отсутствии заинтересованности в предмете и его изучении, обучение ребенка проводить не стоит. Важно соблюдать баланс в обучении ребенка, чтобы развивать любовь к математике.
- Начинать обучение нужно с понятий о пространственном расположении предметов Ребенок должен понять, где находится право – лево. Что такое
«выше», «ниже», «перед» и «за». Ориентирование в пространстве — основополагающее знание не только для развития математических способностей, но и для обучения ребенка чтению и письму. Можно предложить ребенку следующую игру. Возьмите несколько его любимых игрушек и положите перед ним на разном расстоянии. Попросите его показать, какая игрушка находится ближе, какая дальше, какая левее и т.д. Например, предложите ребенку определить пространственное расположение предметов на детской площадке. Чаще в обычной жизни обращайтесь с просьбой подать что-либо, ориентируя ребенка в пространстве.
- Изучите понятие множества предметов. Ребенок должен различать понятия много — мало, один — много, больше — меньше и поровну. Предложите игрушки разного вида в разном количестве. Предложите сосчитать их и сказать много их или мало, каких игрушек меньше и наоборот, также показывайте равенство игрушек.
- Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам. Научите ребенка видеть их в окружающем мире. Хорошо для развития знания геометрических фигур использовать аппликации из математических форм. Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета. Покажите и объясните, что такое угол у фигур, предложите ребенку догадаться, почему «треугольник» носит такое имя.
Предложите ребенку для ознакомления фигуры с большим количеством углов. Закрепление геометрических знаний проведите через рисование изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек, камушков и т.д.). Можно использовать пластилин и другие материалы, позволяющие создавать различные формы. Попросите нарисовать ряд фигур разного типа, посчитайте их вместе с ребенком. Спросите, каких фигур много, а каких мало. На прогулке с ребенком обратите внимание на форму домов, лавочек, машин и т.д. Покажите, как сочетание различных фигур между собой может создавать новые и знакомые предметы.
- Умение ориентироваться в пространстве и классифицировать предметы позволяет научить измерению размера предмета. Раннее обучение измерения длины линейкой и при помощи сантиметров не рекомендуется, так как это будет сложный для восприятия материал. Попробуйте измерять предметы с ребенком при помощи палочек, ленточек и других подручных материалов. В этом обучении вложено не само измерение, а принцип его проведения. Большинство педагогов советуют обучать ребенка измерению при помощи счетных палочек. Они обосновывают это удобством для ребенка и приучению его пользоваться специальным материалом. Эти палочки пригодятся при изучении единиц счета. Также их можно использовать как наглядный материал при работе с книгами (отложить палочку по количеству героев), изучении геометрических фигур (ребенок может выложить палочками нужную фигуру) и т.д.
- Количественные измерения. После изучения базовых математических понятий можно переходить к количественным измерениям и изучению чисел.
- Сложение и вычитание. Только после освоения количественных измерений и чисел стоит вводить сложение и вычитание. Сложение и вычитание вводится в возрасте 5-6 лет и представляет собой простейшие операции на одно действие с малыми числами.
- Деление. Деление в дошкольном возрасте вводится только на уровне долей, когда ребенку предлагается разделить предмет на равные доли. Количество таких частей не должно превышать четырех. Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу
обычную жизнь внести некоторые дополнения. При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак; Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3; Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции. Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов; покажите, что такое весы и как они действуют. Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах. Научите пользоваться часами со стрелками. Уделите особое внимание пространственному расположению предметов; формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг. Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.
Дополнительные материалы, которые помогут родителям развивать математические способности у детей дошкольного возраста дома.
-Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
-Магнитная или меловая доска;
-Часы со стрелкой и весы;
-Палочки для счета;
-Конструкторы и головоломки;
-Шашки и шахматы;
-Лото и домино;
-Настольные игры;
-Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции.
Математические игры и упражнения для родителей.
Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
«Собери бусы»
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор
«Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками")
Игра - упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Развить у ребенка математические способности несложная задача. Ребенок до 7-ми лет сам ищет новые знания и рад, когда ему их преподносят в игровой форме. Найдите вариант занятий, который подходит вашему ребенку, и постигайте математические основы с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...
Консультация "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста"
Развиваем малышей с помощью дидактических игр......
Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста".
Консультативный материал...
Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"
Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и оп...
Консультация -игра для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством ТИКО - конструктора "
С каждым годом математика будет находить все более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики велика....
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"
laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...