Что необходимо знать родителям о заикании.
консультация
Заикание - сложное речевое расстройство.Родители должны обеспечить соответствующие условия жизни, которые будут способствовать укреплению нервной системы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заикание - сложное речевое расстройство. | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном(в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому нарушению нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трех до пяти лет, когда ребенок овладевает связной речью. Причины возникновения заикания различны.
Предрасполагающую роль в происхождении заикания могут сыграть следующие неблагоприятные для развития речи ребенка факторы.
- Отягощенная наследственность это наличие у родителей ребенка или его близких родственников заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, которые уже изначально обуславливают ослабление нервной системы.
- Осложненное протекание беременности и родов, которые могут неблагоприятно сказаться на состоянии его нервной системы, ее неустойчивости к неблагоприятным воздействиям.
- Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающую нервную систему.
- Перегрузка речевым материалом – слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений.
- Нервозная, неспокойная обстановка в семье.
- Неправильные воспитательные приемы, заставляющие ребенка находиться в постоянном нервном напряжении.
Но вызывают непосредственно заикание производящие причины. Это причины играющие роль непосредственного толчка, приводящего к появлению заикания.
При нормальном функционировании нервной системы возбудительный и тормозной процессы бывают хорошо уравновешены и поэтому могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и вовремя речи. Нарушение же нормального взаимодействия между этими процессами приводит к возникновению невроза. Такого рода «срыв» в работе нервной системы может быть обусловлен следующими причинами
- Действием сверхсильного раздражителя, приводящим к перенапряжению возбудительного процесса(во-первых, заикание при подобных обстоятельствах возникает в основном у детей с ослабленной нервной системой, в этом случае
происходит резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением, а во-вторых, такое повышенное реагирование детей на различные воздействия окружающей среды объясняется пока еще не достаточной в их возрасте зрелостью коры больших полушарий и связанной с этим невозможностью «включить механизм защиты»).
Это должно заставить всех взрослых серьезно задуматься о стиле взаимоотношений с детьми – всегда ли этот стиль обращения с ребенком достаточно безобиден для него?
- Перенапряжением тормозного процесса (излишне напряженной домашней обстановки, когда ребенка постоянно держат в большой строгости, или, наоборот, когда ребенок является «кумиром семьи» все это также приводит к нарушению нормального взаимодействия между основными нервными процессами).
Во всех этих случаях нарушается необходимое для нормальной работы нервной системы равновесие между возбудительным и тормозным процессами, что и приводит к возникновению невроза.
В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод различных медико-педагогических мероприятий. Это сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка, с состоянием его нервно-психической сферы, с нарушением социальных взаимоотношений с окружающими людьми(сверстниками) и включает в себя :
- Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося
- Обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий
- Непосредственная работа над речью
- Психотерапия
Что же конкретно могут сделать родители?
Прежде всего, они должны, позаботится о выполнении всех рекомендаций врача-невролога, направленных на укрепление нервной системы. Лечение нервной системы это не только прием соответствующих лекарств и выполнение специальных процедур, но и обеспечение таких условий жизни, которые уже сами по себе способствовали бы укреплению нервной системы.
К таким условиям относятся:
- Режим дня с правильным чередованием игры и отдыха;
- Вечерний сон в строго определенное время.
- Спокойный и достаточный по продолжительности сон (дневной).
- Полноценное и своевременное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов(исключить острую, соленую пищу, шоколад, кофе)
- Достаточное пребывание на воздухе(прогулки)
- Исключение физического и умственного переутомления
- Закаливание организма
- Занятие спокойными видами спорта. Но родители должны помнить, что занятия спортом нужны для здоровья, а не для того, чтобы ребенок участвовал в соревнованиях, так как это стрессовые ситуации, которые необходимо избегать.
- Исключение просмотра устрашающих и расстраивающих телевизионных передач, надолго выводящих ребенка из состояния душевного равновесия и нередко вызывающих ночные кошмары у детей.
- Обеспечение спокойных условий жизни в семье(отсутствие конфликтных взаимоотношений между членами семьи, заставляющих заикающегося ребенка пребывать в состоянии постоянного нервного напряжения(родителям необходимо пересмотреть как собственные взаимоотношения(в случае конфликтных ситуаций), так и взаимоотношения с ребенком, все имеющиеся противоречия на некоторое время необходимо приглушить и отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов.
- Родителям очень важно соблюдать неторопливый темп речи и в тоже время отмечать любое улучшение в речи ребенка.
- Психотерапия для маленьких также важна, как и для взрослых. Но с детьми не надо проводить никаких специальных бесед, а создать такие условия жизни, которые дали бы ему возможность чувствовать себя хорошо и спокойно на равных с другими детьми. Можно предложить ребенку рисование, лепку, игру на музыкальном инструменте, пение – это те занятия, в процессе которых заикание не проявляется и это позволяет чувствовать себя достойным равного положения среди сверстников. Игровая терапия дает возможность создать условия, которые давали бы возможность осуществить в ходе игры эмоциональную разрядку и «реализовать нереализуемое». В итоге происходит психологическая разрядка, не оставляющая после себя негативных накоплений.
- Сказкотерапия направлена на «непринудительное воспитание» желательных личностных качеств. Она способна оказать глубокое психотерапевтическое воздействие на ребенка, если он будет видеть положительных сказочных героев, которым ему захочется подражать.
- Работа над речью это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания реализуется логопедом при активном участии родителей.
- Очень важен систематический контроль над речью ребенка со стороны родителей в домашних условиях.
Таким образом, соблюдение родителями всех выше рассмотренных рекомендаций, вытекающих из учета самой сущности заикания, позволит улучшить и сохранить достигнутые результаты логопедического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности
Периоды упрямства и капризности. Что могут сделать родители. Рекомендации для родителей....
Памятка для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»
Памятка для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»...
Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»: Что необходимо знать родителям
Что такое ЗОЖ? Под термином «здоровый образ жизни» принято понимать такую систему полезных навыков, привычек и мероприятий, которая помогает человеку беречь и укреплять здоровье. Ее формир...
Консультация для родителей "ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О НЕПРАВИЛЬНОМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИИ ДЕТЕЙ?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Что необходимо знать родителям при поступлении в детский сад"
Консультация для родителей "Что необходимо знать родителям при поступлении в детский сад"...
Консультация для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступыупрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормал...
Что должен знать родитель о заикании.
Что должен знать родитель о заикании. Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи.В настоящее время заикани...