Что необходимо знать родителям о заикании.
консультация

Белякова Людмила Михайловна

Заикание -  сложное речевое расстройство.Родители должны обеспечить соответствующие условия жизни, которые будут способствовать укреплению нервной системы ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном(в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому нарушению нормального ритма речи. Темп речи  при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

 Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трех до пяти лет, когда ребенок овладевает связной речью. Причины возникновения заикания различны.

      Предрасполагающую роль в происхождении заикания могут сыграть следующие неблагоприятные для развития речи ребенка факторы.

  • Отягощенная наследственность это наличие у родителей ребенка или его близких родственников заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, которые уже изначально обуславливают ослабление нервной системы.
  • Осложненное протекание беременности и родов, которые могут неблагоприятно сказаться на состоянии его нервной системы, ее неустойчивости к  неблагоприятным воздействиям.
  • Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающую нервную систему.
  • Перегрузка речевым материалом – слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений.
  • Нервозная, неспокойная обстановка в семье.
  • Неправильные воспитательные приемы, заставляющие ребенка  находиться  в постоянном нервном напряжении.

Но вызывают непосредственно заикание производящие причины. Это причины  играющие роль непосредственного толчка, приводящего к  появлению заикания.

При нормальном функционировании нервной системы возбудительный и тормозной процессы бывают хорошо уравновешены и поэтому могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения  происходит и вовремя речи. Нарушение же нормального взаимодействия между этими процессами  приводит к возникновению невроза. Такого рода «срыв» в работе нервной системы может быть обусловлен следующими причинами

  • Действием сверхсильного раздражителя, приводящим к перенапряжению возбудительного процесса(во-первых, заикание при  подобных обстоятельствах  возникает в основном у детей с ослабленной  нервной системой, в этом случае

происходит резкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушению нормального взаимодействия между возбуждением и торможением, а во-вторых, такое повышенное реагирование детей на различные воздействия окружающей среды объясняется пока еще не достаточной  в их возрасте  зрелостью коры больших полушарий и связанной  с этим невозможностью «включить механизм защиты»).

Это должно заставить всех взрослых  серьезно задуматься о стиле взаимоотношений с детьми – всегда ли этот стиль обращения с ребенком достаточно безобиден  для него?

  • Перенапряжением тормозного процесса (излишне напряженной домашней обстановки, когда ребенка постоянно держат в большой строгости, или, наоборот, когда ребенок является «кумиром семьи» все это также приводит к нарушению нормального взаимодействия между основными нервными процессами).

       Во всех этих случаях нарушается необходимое для нормальной работы нервной системы равновесие между возбудительным и тормозным процессами, что и приводит к возникновению невроза.

       В настоящее время  для преодоления заикания применяется  комплексный метод  различных медико-педагогических мероприятий. Это сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка, с состоянием его нервно-психической сферы, с нарушением социальных взаимоотношений с окружающими людьми(сверстниками) и включает в себя :

  • Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося
  • Обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий
  • Непосредственная работа над речью
  • Психотерапия

                                Что же конкретно  могут  сделать родители?

Прежде всего, они должны, позаботится о выполнении всех рекомендаций врача-невролога, направленных на укрепление нервной системы. Лечение нервной системы это не только прием соответствующих лекарств и выполнение специальных процедур, но и обеспечение таких условий жизни, которые уже сами по себе способствовали бы укреплению нервной системы.

К таким условиям относятся:

  • Режим дня с правильным чередованием игры и отдыха;  
  • Вечерний сон в строго определенное время.
  • Спокойный и достаточный по продолжительности сон (дневной).
  • Полноценное и своевременное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов(исключить острую, соленую пищу, шоколад, кофе)
  • Достаточное пребывание на воздухе(прогулки)
  • Исключение физического и умственного переутомления
  • Закаливание организма
  • Занятие спокойными видами спорта. Но родители должны помнить, что занятия спортом нужны для здоровья, а не для того, чтобы ребенок участвовал в соревнованиях, так как это стрессовые ситуации, которые необходимо избегать.
  • Исключение просмотра устрашающих и расстраивающих телевизионных передач, надолго выводящих ребенка из состояния душевного равновесия и нередко вызывающих ночные кошмары у детей.
  • Обеспечение спокойных условий жизни в семье(отсутствие конфликтных взаимоотношений между членами семьи, заставляющих заикающегося ребенка пребывать в состоянии постоянного нервного напряжения(родителям необходимо пересмотреть как собственные взаимоотношения(в случае конфликтных ситуаций), так и взаимоотношения с ребенком, все имеющиеся противоречия на некоторое время  необходимо приглушить и отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов.
  • Родителям очень важно соблюдать  неторопливый темп речи и в тоже время отмечать любое улучшение в речи ребенка.
  • Психотерапия для маленьких также важна, как и для взрослых. Но с детьми не надо проводить никаких специальных бесед, а создать такие условия жизни, которые дали бы ему возможность чувствовать себя хорошо и спокойно на равных с другими детьми. Можно предложить ребенку рисование, лепку, игру на музыкальном инструменте, пение –  это те занятия,  в процессе которых заикание не проявляется  и это позволяет чувствовать себя достойным равного положения среди сверстников. Игровая терапия дает возможность создать условия, которые давали бы возможность осуществить  в ходе игры эмоциональную разрядку и «реализовать нереализуемое». В итоге происходит психологическая разрядка, не оставляющая после себя негативных накоплений.
  • Сказкотерапия направлена на «непринудительное воспитание» желательных личностных качеств. Она способна оказать глубокое психотерапевтическое воздействие на ребенка, если он будет видеть положительных сказочных  героев, которым ему  захочется подражать.
  • Работа над речью это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания реализуется логопедом при активном участии родителей.
  • Очень важен систематический контроль над речью ребенка со стороны родителей в домашних условиях.

Таким образом, соблюдение родителями всех выше рассмотренных рекомендаций, вытекающих из учета самой сущности заикания, позволит улучшить и сохранить  достигнутые результаты логопедического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности

Периоды упрямства и капризности. Что могут сделать родители. Рекомендации для родителей....

Памятка для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»

Памятка для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»...

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»: Что необходимо знать родителям

Что такое ЗОЖ? Под термином «здоровый образ жизни» принято понимать такую систему полезных навыков, привычек и мероприятий, которая помогает человеку беречь и укреплять здоровье. Ее формир...

Консультация для родителей "Что необходимо знать родителям при поступлении в детский сад"

Консультация для родителей "Что необходимо знать родителям при поступлении в детский сад"...

Консультация для родителей «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности»

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступыупрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормал...

Что должен знать родитель о заикании.

  Что должен знать родитель о заикании. Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи.В настоящее время заикани...