Главные вкладки
Консультация для родителей: «Развитие грамматических способностей с помощью игры»
консультация
Консультация для родителей: «Развитие грамматических способностей с помощью игры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома»
Автор: Гудкова Ольга Юрьевна, воспитатель высшей категории
МБДОУ ДС № 49 «Родничок»
Согласимся, что родительское слово звучит в доме довольно часто. Да и тональную окраску отношений в семье задают не дети, а родители. Мы можем пытаться терпеливо уговаривать ребенка, когда он не слушается, повышаем звучание голоса, когда он не реагирует на наше слово, начинаем переходить на крик, а ребенок готов расплакаться! В таких ситуациях воспитание начинает казаться сущей мукой. От этих мыслей приходит усталость, мрачное и подавленное настроение.
Предлагаем поупражняться в навыке «упаковывать в игру» звучание родительского слова, точнее в речевую игру со словами и рифмами. Возможно, в таких играх многим удастся найти источник положительных эмоций и улучшения настроения для всей семьи.
Игры для подготовки артикуляционного аппарата
Начнем с особого вида речевых игр, чтобы лучше «разговориться». Как считают специалисты, такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выдох воздушной струи. Поиграем в некоторые из этих игр. В рамках практикума родители, при необходимости, разбиваются на пары и проигрывают все предлагаемые игры.
• Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
• Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся «футбольные ворота» из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
• Соломинка и воронка. На кухне отыскивается пищевая воронка. В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Взрослый, сделав глубокий вдох, начинает долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой, зависая. В рамках практикума родителям предлагаются исходные материалы для приготовления игрушки.
• Волшебные флакончики . Участники выбирают лежащие на столах пустые флаконы от духов или напитков. Одновременно все начинают дуть в выбранный флакончик, возникают разные по тембру звуки. Эта полезная игра, помогающая выработать правильное дыхание, становится весьма привлекательной для дошкольника. Дома можно время от времени устраивать выступление целого оркестра из флаконов.
Игры на развитие разговорной речи
Основу для следующих игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
• Послушная игрушка. Взрослый берет любую, попавшую под руку, игрушку и говорит ребенку, что эта игрушка будет выполнять просьбы, если он будет их правильно сообщать. «Попроси медведя, чтобы он станцевал, поиграл, поклонился, почитал, спел, поспал, спрятался». Перед ребенком встает задача правильно формулировать свою просьбу: «Мишка, станцуй, пожалуйста» (попрыгай, спой). Взрослый выполняет за игрушку просьбу ребенка. В дальнейшем ребенок сам может просить игрушку что-либо сделать и выполнить за нее действия. Таким образом, ребенок учится в игровой форме использовать глаголы в повелительном наклонении.
• Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, после драки или ссоры с приятелем, сестрой или братом. Для поссорившихся детей можно сочинить рифмованные фразы.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щепайся.
Расслабляйтесь зубы, расслабляйтесь и больше не кусайтесь.
Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Если родителям случается вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, вообще долго находиться в замкнутом пространстве — речевые и пальчиковые игры спасают от раздражения, усталости и скуки.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Развитие грамматических способностей с помощью игры »
Автор: Гудкова Ольга Юрьевна, воспитатель высшей категории
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими способностями? Особенно это становится актуальным с началом школьной жизни, когда в каждой семье делается все возможное, чтобы школьное обучение стало для первоклассника наименее болезненным и наиболее успешным.
Позаботимся об этом прямо сейчас, и для начала отложим скучную зубрежку букв алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграем в игры занимательно-развлекательного характера, которые помогут ребенку развивать собственные грамматические способности.
В ходе практикума родители участвуют в проигрывании всех рекомендуемых игр, разбившись на пары: один берет на себя роль взрослого, другой — ребенка.
Запоминаем буквы
помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
1. Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
3. Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, зубочисток, счетных палочек, семечек.
4. Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Полезно, чтобы в процесс запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
Прятки с буквами. тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор.
Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертание каких-либо букв, называть их по очереди и показывать в узоре их контур. Взрослый и ребенок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы: «п», «о», «ю», «е», «ш», «ф», «р», «н», «т», «г».
Братец большой и братец маленький
Цель: тренировать фонематический слух.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч со звуками и говорит, что будет исполнять роль «большого братца». Будет называть твердые согласные звуки, а ребенку предлагает быть «маленьким братцем», он будет называть мягкие согласные звуки. После этого взрослый бросает ребенку мяч и произносит твердый согласный звук, например: [л], [з], [м]. Ребенку нужно, перебрасывая мяч назад, каждый очередной звук произносить мягко, например:
1л] - [л'], [з] - [э'Ь [м] - [и*]. Взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Замени твердое звучание слова на мягкое
Цели: тренировать фонематический слух, внимание; стимулировать интерес к родному языку.
Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слова с твердым согласным зъуком.рад, мал, нос. Ребенок, поймав мяч, придумывает вариант звучания этого слова не с твердым, а с мягким согласным звуком и бросает мяч назад; рад —ряд, мал — мял, вол — вел, мыл — мил, лук — люк, нос — нес, воз — вез.
Другой вариант этой игры — твердый согласный звук меняется на мягкий в конце слова: угол — уголь, брат — брать, ел — ель, топ — топь, мел — мель, хор — хорь, пыл — пыль, был — быль, жар — жарь, дал — даль, стал — сталь, вес — весь.
Наблюдательный фотограф
Цель: тренировать способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.
Взрослый сообщает ребенку, что он фотограф, и предлагает ребенку тоже роль фотографа. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, [р], [с]. Затем в течение нескольких минут просматривает свои «фотопленки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.
Цепочка из слов
Цели: тренировать навык звукового анализа слов; стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом — мох — хлеб— парта — аист — тополь — лиса.
Анаграммы
Цели: тренировать навык звукобуквенного анализа слов; учить терпению.
Ребенку предлагается вместе со взрослым стать волшебником и превращать буквы в слова. Каждый играющий получает на карточке набор букв и путем их перестановки составляет готовое слово: омд — дом, кма — мак, унла — луна, озар — роза, лошак — школа, ратап — парта. Задачу можно усложнить, увеличив набор исходных букв, из которых надо составить как можно больше готовых слов: клуно — кулон, уклон, клоун, колун.
Завершая встречу, можно высказать пожелание родителям попробовать самим придумывать аналогичные игры в зависимости от затруднений ребенка в усвоении грамматических форм речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей. «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет».
Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка пока вы добираетесь до дома....
"Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет"
Рекомендации для родителей....

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх...
Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет
Речевые игры по дороге домойдля детей 5–6 лет...

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет
Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома....

Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Рекомендации родителям по обучению детей классифицировать и обобщать предметы, развивать внимание и воображение...