Главные вкладки
Консультация для родителей: «Развивайте связную речь детей»
консультация
Консультация для родителей: «Развивайте связную речь детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchit_stihi.pdf | 1.24 МБ |
razvivayte_svyaznuyu_rech_detey.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Развивайте связную речь детей»
Автор: Гудкова Ольга Юрьевна, воспитатель высшей категории
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»
Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку - развитие связной речи.
Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника, как это происходит в диалоге. Ребенок сам строит описание предметов, явлений, событий, действий.
Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения ребенка. Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете.
Но этого мало - содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
Задайтесь также вопросам: владеет ли ребенок богатством разных средств для выражения одной и той же мысли, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?
Все эти качества успешной связной речи развиваются, когда дети учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (об игрушке, по картине).
В свободные минуты предложите детям картинки, поупражняйте в составлении рассказа (из 3-4-5) предложений; поставьте игрушки, попросите ребенка рассказать: кто это? (кошка), какая она? (пушистая, мягкая, белая), если ребенок затрудняется, то сначала сами расскажите, а затем пусть повторит ребенок.
Дети могут составить небольшие рассказы из личного опыта. Попросите, рассказать ребенка, как он играл в детском саду, что видел по дороге в детский сад, домой. Все родители читают детям рассказы, сказки; предложите детям коротко пересказать произведение, но сначала побеседуйте по вопросам. Сначала ребенок ответит на вопросы по содержанию, а затем пусть сам целиком расскажет, что он услышал. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей всё неисчерпаемое богатство родного языка, способствуют тому, что дети начинают пользоваться этим богатством, а многие оказываются склонными и к собственному творчеству.
Семья - это подлинный университет, где помимо всех прочих наук ребенок овладевает языком. Языковые впечатления, подчеркнутые в раннем детстве, являются основой речевого поведения будущего взрослого человека. Поэтому языковой микроклимат в семье - это та среда, где закладывается фундамент речевой культуры человека, и оттого, каким будет этот фундамент, в значительной степени зависит, какое отношение к родному языку утвердится в человеке, каким языком он будет общаться с людьми, будет ли он в состоянии чувствовать прелесть родного слова.
Отсюда вытекает и первое требование к речи родителей и других членов семьи - с первых дней жизни ребенка с ним и друг с другом нужно разговаривать лучше, естественнее и даже умнее, чем это делается обычно.
Первое, что требуется от родителей в этом отношении - это каждая мать и каждый отец могут и должны знать, как они говорят. Родители должны контролировать свою речь.
Для того, чтобы проверить правильность своего словоупотребления, родители могут воспользоваться книгой Скворцова Л. И. " Правильно ли мы говорим по-русски ?", обратиться к книгам для родителей о детской речи - К.И. Чуковский " От двух до пяти ", Л.В. Успенский " Культура речи ", Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович "Язык и дети ".
Увеличение же объема индивидуально словаря и грамматическая правильность речи в значительной мере обеспечиваются обильным чтением. А читать, когда подрастет ребенок, нужно много, читать ему в слух, начиная от книжек до самых маленьких до классики - терпеливо и вдумчиво - вместе с ребенком.
Совместное с ребенком отыскивание значений слов в словаре является важным взаимным обогащением и очень нужным общением.
Дети любят сочинять самые различные фантастические истории, которые также являются благодатным материалом для развития их речевых и творческих способностей.
Такое творческое восприятие окружающего мира детьми необходимо всячески стимулировать, а придуманные ими истории непременно записывать, чтобы потом, когда сын или дочь вырастет и станет мыслить и говорить рационалистичнее, дать им возможность вспомнить о том богатстве фантазии, которым они владели, вновь ощутить тот творческий дух, который наполнял их в возрасте от двух до пяти.
Ребенок непременно будет уметь поэтизировать мир, видеть его более ярким, более щедрым, более радостным, чем человек, лишенный дара воспринимать вещи поэтически.
Еще одна эффективная форма обогащения речи детей. Детские пластинки. Сказки, стихи, песенки, инсценированные рассказы и повести, записанные на кассетах и дисках, очень нравятся детям. Они готовы слушать их часами и при этом невольно запоминают самые разнообразные тексты, из которых в речь ребенка оседает много новых слов.
Любимые песни, часто звучащие в семье, также оставляют свой след в речи ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в доме, где есть дети, звучали подлинные песни, а не однодневки, далекие от поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем учить стихи?
Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ раз...
Зачем учить стихи.
Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный спос...
Консультация для родителей: «Как и зачем учить стихи c ребёнком...»
Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ...
Консультация "Как и зачем учить стихи c ребёнком"
Заучивание стихов развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра как поэзия, и, наконец, формирует общий уровень культуры....
Как и зачем учить стихи с ребёнком
Консультация для родителей "Как и зачем учить стихи с родителями"...
Учим с детьми стихи. Зачем учить стихи?
консультация...
Как и зачем учить стихи с ребёнком
Консультация для родителей: "Как и зачем учить стихи с ребёнком"...