Консультация для родителей «Развиваем связную речь»
консультация
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Речь состоит из нескольких компонентов, одним из которых является связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_svyaznuyu_rech.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей
Тема: «Развиваем связную речь»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Речь состоит из нескольких компонентов, одним из которых является связная речь.
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Далее представлены простые и интересные игры и упражнения на развитие связной речи у дошкольников.
Игра «Представь, что ты…»
Цель: учить детей продолжить фразу по заданному замыслу.
Ход игры:
- Считалочкой выбираются два участника.
- Ведущий назначает роли, используя фразу: «Представь, что ты продавец», «Представь, что ты покупатель».
- Между двумя действующими лицами должен состояться диалог.
Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развитие умения составлять небольшой рассказ, соблюдая последовательность действий.
В стадии знакомства с игрой ее проводят с применением картинок. Когда дети усвоят правила, от картинок можно отказаться.
Ход игры:
- Вариант 1. Детям показывают картинки с изображением 2 — 3 действий. Ребенок должен составить рассказ, правильно расставив очередность действий.
- Вариант 2. Ведущий перечисляет действия, совершенные героем и допускает ошибку в последовательности. Дети должны назвать, где была допущена ошибка.
Игра «Если бы…»
Цель: учить детей придумывать продолжение фразы
Ход игры:
Ведущий задает тему, дети заканчивают предложение:
- «Если бы я был воспитателем…»
- «Если бы пропали все цветы на Земле…»
- «Если бы птицы разучились летать…»
Составление сказки «Приключения Маши в лесу».
Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)».
Пересказ сказки
Цель: овладение навыком пересказа текста знакомой сказки.
Взрослый просит ребенка пересказать его любимую сказку. Можно задавать наводящие вопросы.
Упражнение «Какой, какое, какая»
Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.
Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-
Ветер осенью- Сапоги осенью-
Небо осенью- Одежда осенью-
Туча осенью- Куртка осенью-
Дождь осенью- День осенью-
Лес осенью- Утро осенью-
Аллея осенью- Роща осенью-
Погода осенью- Парк осенью-
Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
Упражнение «Что будет?»
Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.
Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
• Что будет, если Буратино научится летать?
• Что будет, если исчезнут все книги?
• Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
• Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.
Игра «Кто больше знает»
Цель: учить детей подбирать слова действия, применяемые к одному предмету.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку назвать, что можно сделать одним предметом. Пр. стакан - пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Взрослый предлагает ребену вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
Большой - огромный, крупный, громадный, гигантский.
Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный.
Мокрый - сырой, влажный и т.д.
Игра «Подбери слово»
Цель: развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» - «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
Игра «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
Игра «Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
Игра «Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
Игра «Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
Игра «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Развиваем связную речь
Информация представлена в форме буклета....
Консультация для родителей "Развиваем связную речь"
Рекомендации для родителей, перечень игр по развитию словотворчества у детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12104255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","w...
Консультация для родителей «Развиваем связную речь».
Консультация для родителей...
Семинар - практикум для родителей "Развиваем связную речь детей 3 - 4 лет"
Развитие речи младших дошкольников...
Рекомендации для родителей"Развиваем связную речь ребенка"
Развиваем связанную речь ребенка...
буклет Советы логопеда родителям «Развиваем связную речь у детей 5ти – 6ти лет.»
quot;Развиваем связную речь у детей 5ти - 6ти лет"...
Консультация для родителей "Развиваем связную речь дома"
Материал будет полезен родителям детей не посещающих детский сад...