Цикл рекомендаций для родителей "Играем вместе с детьми".
консультация

Ткаченко Наталия Николаевна

Предлагаю цикл рекомендаций для родителей на тему: "Играем вместе с детьми"

1 "Особенности игр детей с нарушением слуха",

2 "Игра - как средство развития детей",

3 "Развивающие игры с детьми с нарушением слуха"

4 Памятка "Играем дома",

5 Рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для родителей

«Особенности игр детей с нарушением слуха»

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для родителей

«Особенности игр детей с нарушением слуха»

Психологи утверждают, что становление человеческой личности происходит в процессе деятельности - игровой, учебной, трудовой. Для детей дошкольного возраста такой деятельностью является в первую очередь игра вообще, и сюжетно-ролевая игра в особенности.

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащая их в умственном, нравственном и других отношениях. Игры глухих детей по сравнению с играми слышащих детей имеют ряд особенностей и отличий:

  • однообразны по содержанию;
  • значителен элемент механического подражания;
  • отстает игровое воображение;
  • отсутствует слуховое восприятие;
  • затруднено речевое общение;
  • испытывают трудности в предметах - заместителях.

В отличии от своих сверстников глухие дети нуждаются в проведении с ними специальных занятий. Программа для глухих детей предусматривает обучение на специальных занятиях сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Обучая играм, детям даются знания об окружающем мире, последовательно, более углубляются и расширяются, систематизируются и переносятся на самостоятельную деятельность, в другие виды деятельности и режимные моменты (на прогулке, в свободной деятельности, самообслуживании и т.д.). Обучение тесно связано с речевым развитием. В игре развивается творческое воображение, способность перевоплощаться в реальных и сказочных героев, умение пользоваться различными средствами для передачи многообразных явлений действительности, использование предметов заместителей, нравственное воспитание. Выполнение правил игры требует выдержки, самообладания, дисциплинированности. Например, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать пока не будет сигнала.

Добросовестное выполнение правил игры требует честности и дисциплинированности, формируются моральные качества, например, в игре «Что такое хорошо и что такое плохо?». В игре развивается любознательность, настойчивость, сообразительность, память, внимание, умственная активность, речь. Формируются взаимоотношения между детьми, умение играть в коллективе.

Игры с элементами соревнования и подвижные игры развивают физические силы, ловкость, быстроту, меткость, помогают совершенствовать движения, воспитывают уверенность в себе, укрепляют здоровье, поднимают настроение ребенка. С помощью игры происходит и эстетическое воспитание. Различая цвет. Форму, величину, подбирая костюмы и аксессуары для театрализации, дети учатся видеть красоту, различать сочетания.

С помощью игр вырабатываются навыки и привычки, закладываются способности и умения. Игра является той формой организации жизнедеятельности ребенка, в условиях которой педагог применяет игровые приемы, развивает личность ребенка. Чтобы игра глухих была эффективной игровой деятельностью, необходимо создать условия.

1. Игра в режиме дня.

2. Оснащение игрушками (выделение определенного места и обозначение табличкой).

3. Учить пользоваться игрушкой (эмоциональный настрой педагога, умение включаться в игру, избегать вмешательства, нажима).

4. Повседневное руководство.

Дети бережно используют атрибуты игр, ставят их после игры в определенное место. Все родители группы принимают участие в создании условий для развития игровой деятельности в детском саду и дома. Много было сделано дидактических игр. На занятиях постоянно используются игровые приемы, игровые действия (внезапное появление объектов и т.д.).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для родителей

«Игра – как средство развития детей».

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для родителей

«Игра – как средство развития детей».

Дети с нарушениями слуха испытывают такую же потребность в играх, как и их сверстники. При этом такие дети нуждаются в обучении самому умению играть.

Поэтому перед родителями и педагогами стоит непростая задача: совместить умелое руководство в игре и создание условий для увлекательной игровой активности малышей.

С помощью игр можно решить сразу несколько задач:

  • развитие остаточного слуха у ребёнка;
  • создание слухо-зрительной основы, соотнесение звуков со зрительными образами;
  • расширение представлений малыша о звуках.

Развитие мелкой моторики

Игры данной группы особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

У деток самая любимая игра в этой категории – это пальчиковое рисование.

Рисовать, кстати можно не только пальчиками, но и всей ладошкой.

В процессе этой увлекательной игры ребенок развивает еще и сенсорику, учится чувствовать и понимать свое тело, проживает новые тактильные ощущения, реализует творческий потенциал, дает выход эмоциям.

Хороши в комплексе с такими играми артикуляционная и пальчиковая гимнастики и дыхательные упражнения.

Прекрасно развивают мелкую моторику мозаики. Они могут быть с крупными деталями – для малышей или с мелкими деталями – для деток постарше.

Игры на развитие восприятия

Такие игры помогают детям усвоить представления о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.

В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в частях собственного тела.

В ходе использования игр данной группы помимо зрительного, развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.

Используйте в играх со своим ребенком «Рамки-вкладыши».

С ними можно придумать массу увлекательных развивающих игр: ощупывать детали с закрытыми глазами, обводить их на бумаге, пытаться понять, что изменилось (когда ребенок отворачивается, убирайте пару деталей или меняйте местами фигуры, лежащие на столе).

Тренажер «Форма и цвет» поможет детям с нарушением слуха закрепить знания о цвете и форме предметов.

Пространственные представления ребенка и его ориентировка в пространстве совершенствуется благодаря игре на изучение предлогов.

Познакомьте ребенка с музыкальными инструментами. Возьмите барабан и покажите карточку с названием инструмента. Стукните по барабану и скажите: «та-та-та». После ребенок касается барабана, ощущая его вибрацию, старается повторить «та-та-та». Пробует ударить по инструменту, а затем дублирует действие на других поверхностях. Так же можно выполнять игру и с другими инструментами.

Попробуйте игру Чудо-куб «Сенсорика», с помощью которого можно не только закрепить знания о форме и цвете, но и развить сенсорику, определяя на ощупь текстуру предметов.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры помогают обучить ребенка с нарушением слуха принятым нормам поведения. В игре ребенок привыкает слышать, как принято произносить слова приветствия, прощания, начало разговора, просьб и т.п. Все это малыш должен постараться проговорить и запомнить.

Таких игр можно придумывать массу – по 5-6 каждый день. Не пугайтесь того, что часто подготовка к игре длится дольше, чем сама игра: вы долго раскладывали «товар» по полочкам магазина, чтобы ребенок совершил в игре одну покупку за 5 минут. Это нормально! И если ребенок принимает правила этой игры и следует им на протяжении этих 5 минут, выполняя роль покупателя (или продавца), считайте, что игра прошла успешно.

Можно начинать новую! – О пиратах и принцессах, изображать животных в Африке и доктора Айболита, доброго волшебника и потерянные магические кристаллы. Главное, чтобы ребенок проявлял как можно больше интереса к игре и фантазировал.

Театр теней - игра, в которой даже стеснительный ребенок может играть главную роль, ведь актер прячется за ширмой, да еще и в темноте. А пока малыш двигает фигурки, он еще и развивает речь, произнося фразы героев.

Игры на развитие мышления и воображения

Такие игры помогают научить детей с нарушением слуха анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними.

Пазлы «Что за чем?» развивают умение выявлять причинно-следственные связи и выстраивать последовательность событий.

Дидактическая игра «Логика» поможет ребенку научиться выделять общие признаки предметов, устанавливать ассоциативные связи, соединяя картинки с между собой как пазлы. На таком же принципе построена игра «Обобщения».

«Веселый зоопарк» - игра на развитие логического и аналитического мышления, которую можно адаптировать даже для двухлетних деток, убрав карточки со сложными заданиями.

Многоразовые карточки «Головоломки» - прекрасный вариант игры, как дома, так и в путешествиях. Задания направлены на развитие логического и аналитического мышления, помогают развить самостоятельность и усидчивость.

Опытные педагоги утверждают, что если у малыша обнаружено ослабленный или полностью утраченный слух, работу по коррекции и развитию коммуникативных навыков нужно начинать немедленно. И тогда, возможно, удастся сохранить и развить остатки слуха, а в случае глухоты – максимально адаптировать малыша к жизни в обществе. Игра – единственно доступный и действенный метод обучить кроху. Главное – не сдаваться и верить в успех!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Рекомендации для родителей

«Развивающие игры с детьми с нарушением слуха»

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Рекомендации для родителей

«Развивающие игры с детьми с нарушением слуха»

Применение игр у детей с нарушением слуха способствует решению задач на развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи и обогащение представления детей о звуках окружающего мира. Для достижения результата нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:

  • первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо родителя и его действия и слушает;
  • по мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. В случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух. В ходе игр-упражнений звучания, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания;
  • целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор – из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

Игры-упражнения, направленные на развитие неречевого слуха детей включают обучение различию: на слух звучащих игрушек, громкости, количества, длительности, слитному и прерывистому, темпа, громкости, высоты, количества, музыкальных ритмов, определению места расположения (слева, справа) звучаний и голосов животных и птиц. Предложенные игры могут быть использованы родителями в домашних условиях.

Формирование умения реагировать на начало и конец звучания.

Игра «Барабан или гармошка?»

Цель: учить ребенка различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла (у взрослого), маленькие зайка и кукла или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА (у ребенка).

Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Ход игры.

Ребенок сидит перед взрослым за столом. На столе сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки – барабан, около куклы – гармошка. На столе у ребенка - маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Взрослый ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает ребенка повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла. Взрослый на глазах ребенка играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Ребенок самостоятельно выбирает нужную игрушку (картинку): если звучит барабан – выбирает зайку, который прыгает; если играет гармошка, то выбирает куклу, которая танцует. В подтверждение правильности выбора взрослый также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке. Когда ребенок начинает уверенно справляться с данным заданием, взрослый стучит в барабан или играет на гармошке за ширмой и побуждает ребенка выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая играть на гармошке или барабане, появляется из-за ширмы, оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично можно проводить игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем детям предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан – дудка – металлофон, гармошка – бубен – дудка.

Обучение различию на слух количества звучаний.

Игра «Один и много»

Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания. Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно, покажи, ОДИН, МНОГО.

Ход игры.

Ребенок сидит за столом, перед ним на определенном расстоянии два подноса – с одним предметом (или шарик, или матрешка, или елочка и т.п.) и с большим их количеством. Взрослый на глазах ребенка ударяет один раз по барабану, Показывает поднос с одним предметом (например, матрешкой) и побуждает ребенка сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, семь-восемь матрешек) и побуждает к этому ребенка. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося «па-па-па-па-па». Затем взрослый предлагает ребенку различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии (т.е. он видит, как взрослый ударяет по барабану и слушает звук). Производя один удар или большое их количество, он спрашивает ребенка: «Сколько?» (используется естественный жест и табличка). Ребенок показывает соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопает один или много раз, произнося соответственно «па» или «папа-па-па-па».

Различие на слух голосов птиц и животных

Игра «Это кто?»

Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование: записи голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.

Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно, КОРОВА, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, СОБАКА, КОШКА, ЛЯГУШКА.

Ход игры.

Взрослый показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает ребенка; «Как кошка мяукает?» После воспроизведения ребенком голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Соответствующие игрушки ставятся на стол. Затем предлагается детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки, не выключая записи, показывается соответствующая игрушку или картинка. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из двух-трех) выборе, например: мычание коровы – стук дятла (голос кукушки); лай собаки – мяуканье кошки – кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется.

Обучение умению реагировать на начало и конец звучания.

Игра «Мы танцуем»

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания. Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно.

Ход игры.

У ребенка в одной руке ленточка (платочек), а в другой руке – музыкальный инструмент (дудка, губная гармошка). Он одной рукой начинает играть на инструменте или включать любую музыку, а второй – размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку). Взрослый учит ребенка в момент начала игры размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается. По мере того, как ребенок овладевает этим умением, видя игру взрослого на инструменте, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью взрослый играет за экраном (ширмой) или ребенок поворачивается к нему спиной. Вместо ленточки (платочка) ребенку можно дать детям куклу, которая начинает танцевать под музыку и останавливается (садится) при ее прекращении.

Литература, рекомендуемая родителям: Головчиц, Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей: практич. пособие / Л.А. Головчиц – М., 2003. – 160 с.

Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом/ О. В. Зонтова – СПб., 2009 – 172с.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Играем дома».

Поставьте прямоугольный столик, стул. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка.

  1. Повесьте несколько репродукций, изображающих натюрморт, пейзаж, животных. Прикрепите к ним таблички с названиями.
  2. Поставьте один или два цветка на окне, столе или специальной подставке так, чтобы ребёнок мог сам их поливать.
  3. На полочку поставьте игрушки. К игрушкам прикрепите таблички с названиями.
  4. В специальной коробке храните все пособия, картинки, таблички со словами, которые вы используете на занятии. Разложите их по коробкам, конвертам, сделайте на них соответствующие надписи.
  5. Также вам понадобится наборное полотно. Это может быть фланелеграф. Вставьте на него несколько обиходных выражений, которые понадобятся в ходе занятий. По мере усвоения ребёнком слов и выражений, вы будете менять их и пополнять.
  6. Сделайте несколько фотографий членов семьи, выполняющих различные действия: ест, спит, играет, бежит, сидит и т. д. Сделайте соответствующие подписи к ним.
  7. В ящике для игрушек должен быть мешочек для мелких игрушек: цветные кубики, мозаика, парные картинки, лото.

Родителям необходимо помнить, что, занимаясь с ребёнком, вы тем самым умножаете результаты его воспитания и обучения. Выполняйте домашние задания, пользуйтесь советами учителя-дефектолога, воспитателей и читайте специальную литературу.

;quality=95&crop=225,0,2224,2226&ava=1



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

• Поддерживайте ребенка в его стремлении к самостоятельной деятельности. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Интерес родителей укрепляет учебную мотивацию ребенка.

•Чтобы морально подготовить ребёнка к школе можно составить распорядок дня, и следить за его исполнением.

•При обучении у вашего ребёнка может что-то не получаться. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.

Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать».

•Сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только ему чуть-чуть помочь.

•Сейчас для ребенка необходимо ощущение собственной успешности, что значительно облегчает адаптацию и способствует повышению учебной мотивации.

• Поощрения для ребенка должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а его какую-то черту поведения, результат его деятельности.

• Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах, всегда объясняйте причину. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Учите ребенка делиться с Вами своими проблемами.

• Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.

Во время адаптационного периода важно не только справиться с психологическими проблемами, но и подготовить руку ребенка к письму, ведь скоро ему предстоит обучение в школе.

Для этого можно использовать комплекс упражнений, которые можно выполнять по вечерам с вашим детьми:

•Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять шарики, губку.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

•Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой.

• Резать ножницами.

•Рисовать по клеточкам в тетради.

Делать пальчиковую гимнастику.

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад семьи: взаимоотношения супругов, общий тон доброжелательности, трудолюбия, единство требований к ребенку. Необходимо объяснять ребенку необходимость того или иного действия так, чтобы он понял, что внимание и любовь не только одному ему нужна, а и другим членам семьи - братику, сестричке, бабушке, всему окружающему нас миру. Даже в раннем детстве дети должны знать многое о родителях: как их зовут, о профессиях мамы и папы, что доставляет им радость (рисунок ребенка, цветы), что умеют родители (шить, мастерить, рисовать). А этого можно достигнуть только в совместном доброжелательном общении с ребенком.

Авторитет родителей - основа воспитания. Чтобы воспитать нравственно- волевые черты личности ребенка нельзя подавлять его «Я САМ», не стоит идти против его воли в игре, одевании, умывании, кормлении и т.д., иначе возникает протест, упрямство. Он начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно. Нужно найти такие слова, которые помогут ребенку понять его неправильное поведение, или переключить на другой вид деятельности.

У многих родителей возникают трудности в общении с «особым» ребёнком, поэтому и здесь я считаю своей задачей дать рекомендации родителям как правильно нужно взаимодействовать с ребёнком:

Переступая порог дома, оставляйте за дверью все взрослые, профессиональные проблемы. Не демонстрируйте свое плохое настроение ребенку, он не виноват в ваших проблемах.

Правильно расставляйте приоритеты. Не говорите о работе как о самом важном в Вашей жизни. Самое главное - это ребенок и Ваша семья.

Общение с ребенком важнее всего в семье. Если Вы заняты приготовлением ужина, не отталкивайте его, а дайте ему посильное задание.

Ребенок - это помощник, равноправный член семьи. Не командуйте им, а доброжелательно объясняйте его домашние обязанности. Умейте слышать и видеть его даже незначительные успехи. Чаще хвалите его! Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей:"Учим стихи вместе с детьми".

Стихи и потешки позволяют развивать память ребёнка,закрепляют в речи новые слова.Заучивая стихи,не огорчайтесь,если ребёнок не запоминает их быстро.Сначала прочитайте ребёнку всё стихотворение.Читайте...

Рекомендации для родителей «Давайте поплаваем вместе с детьми!»

Дорогие родители, если вы не знаете чем заняться со своим ребенком в выходные дни ….. идите в бассейн!:)  Благотворное влияние водных процедур на физическое и эмоциональное здоровье ребенка...

Рекомендации для родителей "Читаем вместе с детьми"

Данный материал предназначен для размещения на информационном стенде....

Рекомендации для родителей, в какие игры можно поиграть с ребенком на прогулке: «Играем вместе с детьми»

Дорогие родители, если вы не знаете в какую игру можно поиграть с детьми на прогулке, как совместно занять  брата, сестренку, папу, маму, бабушку и даже дедушку, попробуйте поиграть с ними в след...

Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста.

Статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, советы и рекомендации, предлагаемые ее авторами могут быть использованы родителями, воспитывающими детей дома или дополнительно занимающимися с ни...

Рекомендации родителям "Рождество вместе с детьми!"

Уважаемые родители, знакомство детей  с  праздником Рождество Христовов детском саду проходит в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир». С детьми провод...