Круглый стол «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
консультация

Шмелёва Екатерина Валентиновна

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»

Круглый стол

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

Выполнила:

Шмелёва Екатерина Валентиновна

2022 г.

Круглый стол

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

Звучит музыка

Ведущий:  Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания
.                                    
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.                
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.
  5.  «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.
  6. (Ведущий,  передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

  1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?
  2.  Почему?
  3. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?
  4. Как часто?

                  5.Какие самые любимые?

                  6. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий:  Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети?

  1. «Мама, а откуда появляются детки?
  2. «Почему идет дождь?»
  3. «Для чего верблюду горб?»
  4. «А почему  у этой тети огромные глаза?»

Родитель: ну а более актуальным  остается все же  вопрос  у ребенка, о том, откуда же берутся дети? Самым верным и отличным ответом будет обыкновенная фраза : «Детишки появляются из  живота мамочки» . Но успокоиться ли ребенок на этом? Нет, он , вероятнее всего захочет узнать о подробностях  этого процесса. И тут у же нет никаких   стереотипов. Естественно с детьми разного возраста и пола на данную тему необходимо разговаривать по-разному, но важным считается  такой ответ чтобы, то что услышит ваш сын или дочь не испугало их излишней  натуралистичностью, но и не надо  отмалчиваться.  В такой ситуации малыш почувствует , что родители держат в секрете от него что-либо постыдное, в это тоже может быть чревато психологической трагедией. Общих советов не существует,  все детишки разные, и почти все зависит от интуиции родителей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На эти и множество других самых невинных вопросов обычно взрослые отвечают подробно и спокойно, ничего не скрывая . Главное - глубже дышите, не переживайте, просто ваш ребенок дорос  до того возраста когда ему хочется знать почти все .Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам. Это возраст «почемучки».

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий:  Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их п, кормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Варианты ответа:

                              1. Дети не могли  в вестибюле рассмотреть хорошо птичек (утром мамы спешили на работу);

                               2. Никто из взрослых не организовал правильное наблюдение за птичками;

                               3. В ходе занятий у детей формируется понимание специфике живого объекта, его принципиального отличия от предмета. Формируется элементарные умения правильного взаимодействия с растениями и животными.

Ведущий:  Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА - яркая, круглая, полная, месяцеподобная;

МЕТЕЛЬ - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.

Ведущий: каждый   человек использует в своей речи крылатые выражения, как вы объясняете значение крылатых выражений своему ребенку:

           -« горе луковое»;

          - «спустя рукава»;

          -«бить баклуши»;

          - «точить лясы».

(Высказывания родителей)

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий:  Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

- много разговаривать

- объяснить

- раскрашивать

- лепить

- рисовать

- читать и т.д.

Ведущий:  Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Всего вам доброго!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект нетрадиционного мероприятия для родителей, проводимого в форме круглого стола...

Круглый стол «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»...

Круглый стол Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Круглый столТема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Подготовили и провели:Воспитатель: Дудина З.Р.,педагог-психолог: Харина Е. В. Звучит музыкаВеду...