Конспект родительского собрания на тему: «Поговорим о Родине нашей».
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания на тему: «Поговорим о Родине нашей».
Цель родительского собрания:
• расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;
• познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
Подготовительный этап.
- изучение информации по проблеме;
- изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1);
- подготовка плакатов с высказываниями (приложение 7);
- анкетирование родителей;
- родителям дать домашнее задание: подготовиться к беседе, подумать о том, как они в своей семье воспитывают патриотизм;
- подготовка памяток для родителей.
Основной этап. «Круглый стол» - разговор взрослых по душам.
Ход собрание.
За «Круглым столом» всем необходимо выполнять следующие правила:
• Спокойная обстановка
• Не заниматься попутно каким-либо делом, не говорить вполоборота
• Заранее приготовить предложения
• Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
• Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга по плечу и т.п.)
Воспитатель приветствует родителей, сообщает тему «Круглого стола» «Мы говорим о нашей Родине», его цели.
Вступление:
-Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня наше собрание посвящено теме, содержание которой было высказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего начинается Родина» (чтение воспитателем).
Мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет - наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Актуализация темы.
С родителями было проведено анкетирование (приложение 2).
Результаты таковы: многие родители затрудняются в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Многие ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.
Мотивация родителей.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?
Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.д.
Родительский всеобуч.
Первая ступень формирования патриотизма - формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В нашей группе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота». Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.
Советы родителям по патриотическому воспитанию детей:
1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц». В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:
На одной из планет Маленький принц спросил:- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.
Вторая ступень патриотизма – это через воспитание любви к Малой Родине - местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
- С чего начинается Родина для взрослых и детей?
- Может ли человек жить без Родины?
- Как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой?
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле.
(На доске нарисовано солнце и на нем написано «Патриот, кто он?»). Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их.
1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5. Готов стать на защиту Отечества
6. Знает государственную символику
7. Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Патриотами не рождаются, ими становятся.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.
Четвертая ступень – война. Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Подборка книг для детей о ВОВ (Воронкова Л. «Девочка из города» Голявкин В. «Рисунок на асфальте» Катаев В. «Сын полка» Лиханов А. «Последние холода» Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», Балтер Б. «До свидания, мальчики!»Богомолов В. «Иван», «Зося» Ильина Е. «Четвертая высота», Кассиль Л. «Улица младшего сына» Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Сухова А. «Дети войны). Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Мы должны всегда помнить, что Россия - это земля наших предков, на которой пролито много крови. Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость русского воина, его самоотверженность и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за Родину в бою. Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне. Вынести такие великие тяготы помогали письма из дома, слова любви матерей и жен, память о детях.
Чтение стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом».
- Кем они были - Герои Великой Отечественной?
- Обычными мальчиками, вчерашними школьниками. И в крови, и в смерти, и в веках, ставшие бессмертными богатырями на границах земли русской.
Я горжусь своим современником
И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу - самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане.
Нужно постоянно повторять детям о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
Я русская, а это значит – пред родом предков я в долгу!
Я русская, а это значит, другой быть просто не могу!
Моя Родина! Моя Россия!
Работа в группах.
Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.
1 задание.
Воспитатель: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок «галочка». На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению) (приложение 3).
2 задание.
Воспитатель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?» (приложение 4).
2 этап. Воспитатель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в детском саду, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы.
3 задание.
В развитии и воспитании дошкольников значительное место занимают родители.
Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического воспитания дошкольников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными.
На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный вариант). (Приложение 5)
Рассматривание, обсуждение и принятие плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. (Приложение 6)
Решение собрания (в виде рекомендаций):
1. Обсудить материалы родительского собрания в семьях воспитанников группы. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.
2. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье постоянно.
Заключительный этап.
- Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.
(Родители пишут краткие сообщения воспитателю с использованием ключевых фраз: меня поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило).
Ребёнок приходит к нам в детский сад из семьи, где он любим, где родители рады сделать всё, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И воспитатели работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, которого будут любить.
Список используемой литературы.
1. Н,И.Дереклеева. Новые родительские собрания. - Москва, «ВАКО», 2006г.
2. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. – Санкт-Петербург, 2011 г.,
3. Метенова Н.М. Родительские собрания. Методическое пособие. – Ярославль, 2008 г.,
4. Калейдоскоп родительских собраний. /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
5. Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1986г
Приложение 1.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемые ____________ (И.О).
Приглашаю Вас на родительское собрание, на котором я предлагаю обсудить следующие вопросы:
1. Что такое патриотизм?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в детском саду?
3. Нужно ли в семье воспитывать патриотов и граждан страны?
4. Ступени формирования патриотизма у детей.
5. Разработка плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Мы все нуждаемся в поддержке и взаимопонимании в трудном деле воспитания наших детей. Без обратной связи очень трудно принять взвешенное решение относительно того, что действительно необходимо нашим детям.
Надеюсь, что наша встреча будет интересна и полезна.
Заранее благодарна за сотрудничество.
Дата собрания: __________________ Время: _______
Приложение 2.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?_______________
2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в детском саду? __________________
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _____________________________________
6. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
7. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности у детей?
Приложение 3.
1. Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
2. Патриотизм – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни.
3. Патриотизм – уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
4. Патриотизм – делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.
5. Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
6. Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
7. То, что мы вложим в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей и невежд, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Приложение 4.
Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?
Если да, то как?
Как должно быть?
Как на самом деле?
Что для этого должно быть сделано
Что я делаю? (обмен опытом)
Приложение 5
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком в музеи, краеведческий и боевой славы.
5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего города.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Приложение 6.
План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Поход в краеведческий музей
Поход в музей боевой славы
Совместный просмотр фильма о Великой Отечественной войне
Составление словаря патриотических слов
Семейный конкурс на знание государственной символики
Вырезки из газет и новостей о патриотических подвигах и поступках простых людей
Совместное семейное чтение литературного произведения патриотической направленности
Составление календаря семейных дат
Семейный архив
Копилка добрых дел
Приложение 7.
Плакаты «Известные люди о воспитании любви к Родине»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков)
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В.Белинский)
«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)
«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (А.И.Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В.А.Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Во что играют наши дети?"
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Она отражает жизнь по своему, кое - что изменяет, кое - что выдумывает, кое - что пропускает.Игра - это такая форма деятельностив которо...
Родительское собрание на тему «Поговорим о здоровье».
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему «Поговорим о здоровье»....
Конспект родительского собрания на тему: «Здоровье ребенка в наших руках»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
конспект родительского собрания на тему «Во что играют наши дети»
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании. Сегодня темой нашего родительского собрания будут игры и игрушки наших детей. Это очень актуальный вопрос в этом возрасте так как...
Родительское собрание на тему "Поговорим о правильном питании"
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществ...
Родительское собрание на тему: «Поговори со мною мама!» в подготовительной группе
Форма проведения: интеллектуальная игра «Самое лучшее общение – это общение с мамой».Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира сво...
Конспект родительского собрания на тему: «Поговорим о Родине нашей».
материал в помощь работе с родителями воспитателям и студентам педколледжа ....