Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных
способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным
способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения»,
когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели
у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников
подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет
составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На
протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц —
200,0 г, а роста — 0,5 см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90%
закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для
развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится
логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает
столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом
возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко,
научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об
окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом
другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер?
Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой
аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых
им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное
отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики
своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или
взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется,
чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые
сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители
несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха,
обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление
интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному
обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в
гpyппе старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается
естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем,
совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их
достижений, с потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок
стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические
задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются
«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий
взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует
развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах.
И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок,
ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям,
перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от
степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым
ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и
правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного
поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение
в них детей в процессе повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по
предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой
выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми
числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?».
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет
точность определенным путем наложения или приложения.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей
суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору
картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает
небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд
человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они
сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных,
растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если
родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо,
нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и
интеллектуальную) можно заложить в ребенка
Вам как родителям ребёнка важно:
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование
и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу
там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы
окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту
границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. -
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей,
вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед
собой самые разнообразные задачи и решать их.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет
откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и
обязанность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Основные особенности возраста 6-7 лет: какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...
Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»
Публикуемый материал консультации для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...
Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"
Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Консультация разработана для родителей детей 3-4 лет....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Знание основных возрастных особенностей детей подготовительной группы позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальн...
Консультация для родителей. «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 лет»
Консультация для родителей. «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 лет»Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана ...