Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»
консультация

Гребенкина Ирина Анатольевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozr_osob.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных

способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным

способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и

содержание.

Анатомо-физиологические особенности

Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения»,

когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели

у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников

подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет

составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На

протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц —

200,0 г, а роста — 0,5 см.

Развитие личности

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень

важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,

интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,

когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,

прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90%

закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень

важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных

процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для

развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится

логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и

рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную

информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает

столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом

возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,

расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную

информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко,

научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об

окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,

человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом

другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,

расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший

результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку

развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А

почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер?

Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой

аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых

им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное

отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к

некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики

своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или

взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный

аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется,

чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые

сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать

у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители

несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха,

обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)

можно заложить в ребёнка.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление

интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному

обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в

гpyппе старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается

естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем,

совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры

на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой

социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их

достижений, с потребностью познания и освоения нового.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой

багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок

стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,

что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой

стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно

влияющим на его успешность среди сверстников.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении

представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические

задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих

эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются

«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка

развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить

одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как

лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты

способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий

взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует

развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах.

И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок,

ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям,

перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от

степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым

ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и

правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного

поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение

в них детей в процессе повседневной жизни.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ВНИМАНИЕ:

• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается

переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по

предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов ;

ПАМЯТЬ:

• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;

• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

МЫШЛЕНИЕ:

• - определять последовательность событий;

• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;

• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;

• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой

выбор.

МАТЕМАТИКА

• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.

• Правильно пользуется количественными и порядковыми

числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?».

 Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет

точность определенным путем наложения или приложения.

• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей

суток.

• Называет текущий день недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

• Имеет достаточно богатый словарный запас.

• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору

картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает

небольшие литературные произведения.

ПОЗНАНИЕ

• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд

человека в быту.

• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они

сделаны.

• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.

• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных,

растений.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Знает стихотворения, считалки, загадки.

• Называет жанр произведения.

• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если

родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо,

нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и

интеллектуальную) можно заложить в ребенка

Вам как родителям ребёнка важно:

 С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его

магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование

и просто игру воображения.

 Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.

 Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу

там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы

окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту

границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. -

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей,

вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

 Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед

собой самые разнообразные задачи и решать их.

 Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет

откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и

обязанность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

Основные особенности возраста 6-7 лет:  какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»

Публикуемый материал консультации  для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...

Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"

Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

      Знание основных возрастных особенностей детей подготовительной группы позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальн...

Консультация для родителей. «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 лет»

Консультация для родителей. «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 лет»Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана ...