«Артикуляционная гимнастика, для детей младшего возраста».
консультация (младшая группа)
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Артикуляционная гимнастика, для детей младшего возраста».
Подготовила: Cултанова З.Т.
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.
Как делать гимнастику?
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать ребёнку больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Как организовать работу?
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
- В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
- Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения.
Регулярное выполнение гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнение «Улыбочка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
Упражнение «Трубочка»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
Упражнение «Улыбочка – Трубочка»
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Улыбочка» - «Трубочка».
Упражнение «Окошко»
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
Упражнение «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
Упражнение «Иголочка»
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
Знакомим родителей с артикуляционными упражнениями....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-996028-1622819420.jpg)
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-860564-1573312769.jpg)
Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для трениров...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-858454-1603833516.jpg)
Артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста
Консультация для родителей : "Важность артикуляционной гимнастики для детей младшего возратса"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-858454-1603833516.jpg)
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста.
Комплекс артикуляционной гимнастики в первой младшей группе...
картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста
разработка упражнений по укреплению речевого аппарата...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/20/picture-199770-1726836654.jpg)
Логопед советует! Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста»
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.К сожа...