Логопед советует! Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста»
консультация по логопедии (младшая группа)
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.
К сожалению, далеко не все дети в возрасте 3-4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey_3-4_let.docx | 655.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопед советует!
Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика
для детей младшего возраста»
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.
К сожалению, далеко не все дети в возрасте 3-4 лет обладают хорошей дикцией, но это исправимо. На помощь родителям может прийти логопед и домашняя зарядка для улучшения артикуляции.
О методе
Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то с произношением у малыша будут проблемы. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка произносить различные звуки и их сочетания ребенку становится проще. А постепенно правильное произношение становится привычным.
Гимнастика имеет лечебно-профилактическое предназначение, то есть она способствует исправлению неправильной речевой привычки, а также может предотвратить появление дефектов речи.
В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, который мешает малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.
Кому показаны и противопоказаны занятия?
Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, тогда же, увы, формируются и дефекты речи. Разумно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если малыш относится к категории раннеговорящих, то и в 2,5 года.
После трех лет становятся очевидны некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Так, в этом возрасте отчетливо проявляется заикание. Многие детки из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «жуют» половину алфавита, из-за чего бывает сложно понять, что именно говорит ребенок. Также может проявиться заикание и дизартрия.
Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в установлении дикции, силы голосовой подачи, произношении, увеличат скорость говорения, улучшат разборчивость речи.
Однако есть ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или абсолютно не стоит.
К противопоказаниям относятся врожденные пороки сердца, если гимнастику совмещают с дыхательной, психические недуги, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.
Больные зубки или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, ангина в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционную гимнастику проводить не рекомендуется.
Общие требования
Если принято решение делать вместе с малышом такую гимнастику, помните, что стартовать надо с легких заданий и поэтапно переходить к более сложным.
Наиболее легкими и доступными для новичков считают статические упражнения, при которых нужно удерживать речевые мышцы в заданном положении. С динамическими упражнениями спешить не стоит. В возрасте 2-4 лет эти упражнения пока считаются довольно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять и динамические задания.
Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка очень быстро наскучит малышу, и он откажется выполнять задания.
Необходима систематичность – гимнастику нужно делать ежедневно на протяжении достаточно долгого времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и будут интересными.
В каждое задание постарайтесь включать 2-3 упражнения, не более. Обязательно повторяйте уже усвоенные ранее задания и приемы, и лишь одно задание в ходе занятия выбирайте новое, еще не знакомое.
Гимнастика проводится в сидячем положении. Шею и руки ребенок должен научиться расслаблять. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сравнить их с вашими мимикой и расположением губ и языка.
Будут полезны отпечатанные или нарисованные карточки с картинками, которые будут иллюстрировать некоторые упражнения. Например, для упражнения «Еж» нужно иметь картинку с ярким и красочным веселым ежиком. Это позволит ребенку лучше представить себе задачу.
Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.
Обида и огорчение лишь усилят мышечные зажимы, подорвут у него веру в свои силы, он начнет отказываться от занятий. Голос мамы должен быть мягким и негромким, не требовательным.
Рекомендованные упражнения
Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:
- «Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».
- «Завтрак котенка». Покажите малышу картинку котенка, который пьет молоко из мисочки. Попросите малыша открыть рот и продемонстрировать, как кошки лакают молоко. Усложняйте задачу, попросив открывать рот шире, одновременно улыбаться и поглаживать при «лакании» языком нёбо.
- «Еж». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ежиком и прочитайте стишок: «На клубочек он похож, милый, добрый, славный еж». Ребенок в начале стиха делает вдох, а в конце двустишия нужно активно выдохнуть и на выдохе как можно громче произнести «пых-пых».
- «Ворота». Мама читает: «Мы ворота открываем, в гости всех мы приглашаем! ». Задача малыша – широко открыть рот, подержать его в таком состоянии 5-7 секунд и плавно закрыть.
- «Шарики». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шарики. Задача – как можно дольше удержать их в таком положении, а затем резко хлопнуть ладошками по щекам, сдуть «шарики».
- «Часики». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Читает: «Тихо часики идут, пять минут, семь минут» (на этих словах ребенок высовывает язык и пробует кончиком в воздухе описать круг, подобно часовым стрелкам). Мама продолжает: «Ну а маятник – мастак, тик-так, тик-так!» (ребенок после круговых движений кончиком язычка переходит к перемещению кончика языка вправо и влево, как маятник).
- «Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».
При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:
- «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.
«Чистоговорки».
Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.
Полезные советы
Обязательно введите в программу занятий некоторые упражнения из дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой. Она считается очень эффективной при развитии речи. В частности, можно взять обычное перышко и попросить ребенка как можно дольше удерживать его в воздухе, делая резкие короткие выдохи. Научите ребенка дышать спокойно и размеренно. На последнем выходе после 5-6 вдохов-выдохов можно произнести короткие слоги «Ра», «Са», «Ля» и т. д.
Не заставляйте и не принуждайте ребенка продолжать занятие, если он устал и начал отвлекаться и капризничать. Лучше прерваться и вернуться к занятию позже, когда малыш будет настроен поиграть и позаниматься. От принуждения пользы не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (с показом презентации). ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ».
Задачи:1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросахвоспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.2. Сформировать у родителей представления о Значении само...
Консультация на тему: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"
Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего возраста об особенностях развития и адаптации к услови...
Консультация на тему:Развитие творчества детей младшего возраста через дидактические игры в рисовании в доу
В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами деятельн...
Советы родителям На тему : "Аппликация – для детей младшего возраста"
Занятия аппликацией – это не только развлечение, но и полезные упражнения для развития мелкой моторики, координации движений, творческих способностей ребенка....
Советы родителям На тему : «Аппликация – для детей младшего возраста»
Занятия аппликацией – это не только развлечение, но и полезные упражнения для развития мелкой моторики, координации движений, творческих способностей ребенка. Аппликация предполагает работу с ра...
- Мне нравится (1)