Консультация для родителей "Кризис 3 лет по Выготскому Л. С."
консультация

Бариева Яна Вячеславовна

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3-h_let_vygotskiy.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет - Выготский Л. С

          Одна из ярких отличительных особенностей кризиса трех лет — негативизм, упрямство ребенка, желание во что бы то ни стало настоять на своем.
Взрослые, как правило, расценивают эти «симптомы» только со знаком минус. Так ли это? Ведь отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, нормативное, социально одобряемое действие. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период. Позитивное значение кризиса трех лет сказывается в том,что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

Симптомы кризиса 

  1. Негативизм -  такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
  1. Упрямство - это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
  2. Строптивость - реакция ребёнка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни (например, отказывается ложиться спать).
  3. Своеволие (своенравие) - тенденция ребёнка к самостоятельности, когда он хочет всё сделать сам.
  4. Протест - бунт, когда всё поведение ребёнка начинает носить протестующий характер.
  5. Симптом обесценивания взрослого - ребёнок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюётся, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды.
  6. Стремление к деспотизму - желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим, особенно к матери. Чаще проявляется в семье с единственным ребёнком.
  7. Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть другие дети. Ребёнок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребёнок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать центром внимания.
  8. Реакция невротического или психопатического характера -  это могут быть страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения речи и т.д.

Интенсивность симптоматики проявляется в различной степени и зависит:от семейного микроклимата; от модели воспитания; от биологически обусловленных свойств организма.

Используемая литература:

Выготский Л. С.Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005 — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова

Презентация  Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова...

Педагогическая гостиная "Л.С. Выготский и ФГОС"

В данной презентаци отражена работа Л.С. Выготского по десткой психологии. Актуальны труды психолога в рамках работы на современном этапе по ФГОС. Даны определения зоны ближайшего и актуального развит...

Лев Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

Очень интересная статья Льва Выготского. Коротко и ясно затрагивает основные элеметы развития: воображенияи творчества у детей....

Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии

Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выг...

эссе "Понимание игры в психологии Л.С. Выготского

Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития иг...