Этапы развития мелкой моторики
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В первый год жизни ребёнка развитие мелкой моторики у детей является единственным и важнейшим аспектом развития, доступным объективному наблюдению моторики у грудного ребенка. О нормальном развитии ребенка свидетельствует нормальное развитие моторики.
Рассмотрим особенности развития психомоторики у детей второго года жизни.
Большинство детей в начале второго года жизни начинают ходить. Ребёнок, получив относительную независимость, пытается «в свои руки взять весь мир». Начинается новый этап в развитии мозга и руки - ознакомление с предметами окружающего мира. Ребёнок в этот период использует предмет в соответствии с его функциональным назначением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 76 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПЕДАГОГ: МАСЛОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
В первый год жизни ребёнка развитие мелкой моторики у детей является единственным и важнейшим аспектом развития, доступным объективному наблюдению моторики у грудного ребенка. О нормальном развитии ребенка свидетельствует нормальное развитие моторики.
Рассмотрим особенности развития психомоторики у детей второго года жизни.
Большинство детей в начале второго года жизни начинают ходить. Ребёнок, получив относительную независимость, пытается «в свои руки взять весь мир». Начинается новый этап в развитии мозга и руки - ознакомление с предметами окружающего мира. Ребёнок в этот период использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует вилкой и ложкой, он учится, как действовать ими. И хотя ребёнок учится пользоваться этими «орудиями труда», для него важен не результат, а сам процесс.
Наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка, как считают ученые, оказывают орудийные и соотносящие действия.
Соотносящие действия - это такие действия, в процессе которых один предмет необходимо привести в соответствие с другим (или одну часть предмета привести в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть матрёшку, следует найти её вторую часть (подобрать крышку - для того, чтобы закрыть коробочку и т.д.). Таким образом, ребёнок должен соотнести предметы по форме и размеру.
Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - «орудие» (карандаш, сачок, вилка, ложка и др.) необходим для воздействия на другой предмет. Ребёнок от взрослого узнаёт способ использования таких «орудий».
Возможности мелкой моторики и функциональности руки ребенка в 1-2 года:
• строит башню из трех маленьких кубиков;
• строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
• вставляет 5 колышков в отверстия;
• переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
• рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
• нажимает кнопки;
• рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
• ест при минимальной помощи родителей;
• использует жесты в общении;
• подносит ложку ко рту;
• самостоятельно берет чашку и пьет из нее.
Негативные последствия в случае, если моторные навыки не развиты:
• недостаточно развита сила рук и пальцев;
• недостаточно развиты игровые навыки;
• недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
Самые важные и любимые для развития мозга и руки игры - с глиной, водой и песком. При этом важно прививать ребёнку нужные гигиенические навыки (учить ребенка с мылом мыть руки, вытирать их, массируя все пальцы поочерёдно превращая каждую такую процедуру в полезную и радостную игру.
Ребёнок вместе со взрослым читает короткие тексты, называет нарисованных персонажей, рассматривает в книге картинки. Малышу речевой контакт открывает новый мир. В этом возрасте очень важны книжки - раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми большими страницами.
Учёными подмечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия предметов, «прошедших» через его действия, его руку.
Третий год жизни
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Точнее, она называется предметноманипулятивной деятельностью. Руки ребёнка находятся в работе, в постоянном движении.
Если пронаблюдать, сколько сменит видов деятельности малыш за час, можно выяснить, сколько успеет «починить» и «поломать», показать, сложить, достать и т.д. При этом он всё время думает вслух: говорит сам с собой.
Детские психологи считают: важнейшее достижение этого возрастного этапа- «переход к умению от пробы».
Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве диагностического материала доску с тремя вырезами (треугольным, квадратным и круглым) и три соответствующие деревянные фигуры - вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, подражая взрослому, упорно суёт, не считаясь с формой, любую фигуру в любое отверстие.
Так же начинает действовать двухлетний ребёнок: к квадратному отверстию прикладывает круг - не лезет. Но тем не менее, он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - и снова неудача. И вот, наконец, прикладывает к круглому. При помощи проб и ошибок через несколько минут вставлены все фигуры. Это и есть «мышление в действии».
Ребёнок трёх лет, выполнив «пробы» в уме, правильно размещает фигуры, решает задачу сразу - ведь рука «учила» мозг уже два года.
Возможности мелкой моторики и функциональности руки ребенка в 2-3 года:
• нанизывает 4 большие бусины;
• переворачивает по одной странице книги;
• режет ножницами;
• держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
• большинство действий делает одной рукой;
• делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
• рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
• раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
• самостоятельно ест.
Негативные последствия в случае, если моторные навыки не развиты:
• избегание работы с карандашом;
• недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
• недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи.
Четвёртый год жизни
На четвёртом году жизни рука «маленького труженика» осваивается с множеством рамок для расстегивания застёгивания липучек, пряжек, молний, крючков, петель, пуговиц и т.д.; с одеванием и купанием куклы - голыша; научится стирать носочки, платочки; мыть за собой посуду, красиво накрывать стол, складывая по-разному полотняные и бумажные салфетки, научится резать для салатов варёные овощи.
Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: структуру поверхности, вкус, цвет, форму, длину, величину и многое другое.
Таким образом, «ручной» опыт даёт «пищу для ума», обогащает речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие целеполагания, умений, познавательных интересов: «чтобы голова замыслила, а руки делали», чтобы вербальная (словесная) и сенсорно - моторная познавательная деятельности дополняли одна другую.
Постепенно накопленные за предыдущие три года жизни хаотичные восприятия ребёнка, начнут упорядочиваться и систематизироваться.
Пятый год жизни
Ранее приобретённые ребёнком умения совершенствуются, появляются новые интересы, например, вязание крючком, вышивание крестиком, выпиливание лобзиком и др. «Выставки творчества», на которых демонстрируются поделки, сопровождаемые рассказами о том, как это было сделано. Ручные умения развивают его познавательные интересы и волю, приучают ребёнка преодолевать трудности. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов.
Увлекательным занятием становится написание по трафаретам букв и цифр. Это шаг к подготовке руки к письму и освоению «грамоты».
В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами.
«Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои навыки и возможности. Для таких игр нужны цифры и буквы, выпиленные из дерева, металла, вырезанные из плотного картона.
Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к опытам и экспериментам с бумагой, водой, воздухом, магнитом и т.д.
Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч слов, он пользуется всеми частями речи и всеми грамматическими формами. Может рассказать про поход в театр, поездку в гости, экскурсию, связно вспомнить и передать то, что произвело на него сильное впечатление, пересказать знакомую сказку. При этом руки будут «приходить на помощь»: заменять слова, показывая размеры, направление, расстояние.
Возможности мелкой моторики и функциональности руки ребенка в 4-5 лет:
• вырезает по контуру;
• рисует пересекающиеся линии;
• рисует квадрат;
• пишет свое имя;
• пишет числа от 1 до 5;
• пишет буквы;
Негативные последствия в случае, если моторные навыки не развиты:
• трудности с удержанием и обращением с карандашом;
• зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
• расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.
Шестой год жизни ребёнка: «рука готовится к школе»
Если с рождения руку ребёнка развивали, то на шестом году жизни он укрепляется в этой «ручной умелости»: усваивает более сложные способы складывания, пересыпания, наматывания, сгибания, склеивания, резания, используя природные и игровые материалы, фольгу, проволоку, бумагу, ткань; применяет различные инструменты и орудия труда: лопаты, лейки, щётки, грабли, молоток, ножницы, фломастеры, кисточки, карандаши, ручки и др.
Кольцова М.М. полагает, что формирование речевых областей совершается под воздействием кинестетических импульсов от рук, а точнее сказать от пальцев. Речевое развитие задерживается, если развитие движений пальцев отстаёт, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, а иногда и даже выше нормы.
Согласно данным физиологов и психологов, у детей дошкольного возраста:
• несовершенна координация движений,
• слабо развиты мелкие мышцы руки,
• не закончено окостенение фаланг пальцев и запястий,
• двигательные и зрительные анализаторы, непосредственно участвующие в воспроизведении и восприятии букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Именно к 6-7 годам в большинстве своём заканчивается развитие мелких мышц кисти, созревание соответствующих зон головного мозга. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции.
В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение эмоциями и функционального восприятия психосоциальным опытом. Мелкомоторное развитие, с одной стороны, составляет основу общего умственного развития ребенка и в то же самое время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базой для успешного овладения различными видами деятельности.
У нормально развивающихся детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться система перцептивных действий и мелкомоторных эталонов как результат правильно организованного обучения и практики.
Возможности мелкой моторики и функциональности руки ребенка в 5-6 лет:
• вырезает простейшие фигуры;
• рисует треугольник;
• раскрашивает по контуру;
• берет карандаш тремя пальцами;
• приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
• рисует простейшие рисунки.
Негативные последствия в случае, если моторные навыки не развиты:
• трудности с правильным написанием букв и цифр;
• слабо развиты навыки письма;
• трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
• быстрая утомляемость при работе карандашом;
• расстройство из-за неумения обращаться с карандашом
• и избегание подобной работы.
Обследование к старшему дошкольному возрасту приобретает характер экспериментирования, исследовательских действий, последовательность которых определяется поставленной перед ребенком задачей, а не только его внешними впечатлениями, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей от трёх до семи лет выступает тот факт, что, объединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, восприятие и мелкая моторика становятся одними из ведущих.
Особенности мелкомоторного развития в дошкольном возрасте:
• осваиваются сенсорные эталоны;
• зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим миром;
• возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте. " - консультация для педагогов
Любая работа с дошкольниками должна идти планомерно, в системе, от простого к сложному. В данном материале даны примерные этапы развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте путем графических уп...
"Этапы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Моторика руки проходит развитие в несколько этапов. К 7 годам ребенок может использовать обе руки скоординированным образом...
"Этапы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Моторика руки проходит развитие в несколько этапов. К 7 годам ребенок может использовать обе руки скоординированным образом...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Характеристика этапов развития мелкой моторики ребенка дошкольного возраста...
Этапы развития мелкой моторики у детей
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...