Развивающее воздействие игрушек на детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Рекомендации по подбору игрушек для развития интереса у детей раннего возраста к игровой деятельности, а так же познавательных и исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_vozdeystvie_igrushek.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее воздействие игрушек на детей раннего возраста.
Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспринимает те или иные действия. Например, кукла- обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и пр. в детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей.
Таким образом, игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая, «приземленная» игрушка не дает простор воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К.Д. Ушинского, «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…». Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Девочке намного интереснее играть с куклой. Которую можно посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т.п. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу-малыша на руки. Начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку.
Н.К Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий. Разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка- неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.
0-3 месяца
В этот период начинают развиваться зрительное и слуховое восприятие. Младенцы учатся концентрировать взгляд на ярких, звенящих и шуршащих предметах. Важно побуждать кроху следить за движением игрушки, поворачивать головку вслед за ускользающим из поля зрения предметом. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучащие игрушки развивают восприятие, учат слышать. Параллельно малыш пытается делать первые целенаправленные движения, стремясь потрогать игрушку, ударить по ней ручкой.
Подобные действия формируют координацию, совершенствуют движения.
Игрушки:
- Музыкальный мобиль. Приятная мелодия заставит малыша прислушиваться, а разноцветные, проплывающие над головой фигурки, -присматриваться.
- Подвесная дуга с игрушками. Ее можно разместить над коляской, кроваткой или шезлонгом.
- Подвесные погремушки. Шарики, куколки, фигурки животных разных цветов и фактур-развивают звуковое и тактильное восприятие.
3-6 месяцев
Малыши становятся более активными: совершают первые перевороты со спины на живот и обратно, к 5-6 месяцу- пытаются садиться и ползти. Теперь ребенок не просто рассматривает игрушки, а взаимодействует с ними. С четырех месяцев малыш учится брать в ручку игрушку, привлекшую его внимание. Теперь необходимо не только тактильные ощущения, сейчас важно сочетание «вижу-трогаю-чувствую», которое позволит развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику.
Игрушки:
- Развивающий коврик. Многофункциональная игрушка, состоящая из материалов разных текстур и цветов, с музыкальными дугами, на которых висят разные фигурки, звенящие и поющие игрушки.
- Тряпичные мячики и «полосочки» с различными наполнителями.
- Деревянные или пластмассовые бусы, которые модно хватать, ощупывать, трясти.
- Звучащие игрушки маленького размера: бубен, барабанчик, дудка, свистки, погремушки, которые удобно удерживать в руке и греметь ими.
- Говорящие и поющие книжки. В 3-6 месяцев ребеночек уже эмоционально реагирует на речь, смеется, с удовольствием слушает песенки и стихи, поэтому ему будет интересно поиграть с интерактивными книжками, которые издают звуки разных животных и говорят голосами мультипликационных героев.
- Игрушки, которые можно перекатывать: мячики со звенящими элементами внутри, погремушки-шары, неваляшки.
6-9 месяцев.
Ребенок начинает активно исследовать мир, ползать, вставать. Он уже умеет сидеть, что открывает новые возможности для игр. В этом возрасте активно развиваются музыкальный слух и восприятие звуков, логическое мышление, умение разливать цвета, формы, размеры, малыш играет двумя ручками одновременно, совершенствуется мелкая моторика. Соответственно, крохе нужны игрушки, стимулирующие развитие всех этих навыков.
Игрушки:
- Игровой столик с интерактивной панелью. Малыш учится стоять, и нужно сделать так, чтобы стоять ему было интересно. Игра за таким столиком будет способствовать не только формированию мышечного корсета, но и развитию тактильных ощущений, звукового восприятия.
- Пирамидки и кубики. Пришла пора собирать пирамидки и строить башни! Кубики, стаканчики научат ребенка различать формы, размеры, цвета.
- Заводные игрушки будут стимулировать ползание, а чуть позже – и первые шаги.
- Музыкальные инструменты. «Какафония», извлекаемая малышами из подобных игрушек развивает чувство ритма, координацию движений, внимательность, память, музыкальный слух.
9-12 месяцев
Малыш уже умеет ползать, стоять и учиться самостоятельно ходить, а значит, готов к расширению своего «игрового поля» и ассортимента игрушек. Все хочется взять, потрогать, соответственно, нужны разнообразные игрушки-пищалки, шарики, мячики, машинки. Игрушки должны быть как мягкие, так и жесткие, разной формы, текстуры, из различных материалов, которые можно было бы вкладывать друг в друга, высовывать, строить (пирамидки) вращать, нажимать перемещать, двигать и т.п.
Игрушки:
- Сортеры: стимулируют развитие мышления и зрительно-моторной координации.
- Машинки-каталки: учат малыша координировать свои движения. Если по размеру машинка достаточно большая, то она будет служить малышу опорой при ползании и совершении первых шагов.
- Игрушки-каталки в виде зверюшек, машинок или вращающихся барабанчиков на колесиках с длинной ручкой. Они служат ребенку опорой, когда он еще неуверенно ходит, и таким образом развивают координацию движения.
- Игрушки- гнезда: вкладывающиеся друг в друга стаканчики разных форм (цилиндры, усеченные трапеции, конусы), матрешки. Эти игрушки стимулируют развитие координации движений, мелкой моторики, познавательных способностей, логического мышления.
1-2 года
На втором году жизни ребенок активно исследует свойства различных бытовых предметов, учится обращаться с ними, копируя поведение взрослых. Ложки, чашки, блюдца, зубные щетки, тряпочки, расчески… «Годовасики» и детки постарше стремятся использовать эти простые вещи в своих играх. Но есть специальные игрушки, которые помогают развивать умение обращаться с ними, тренировать не только координацию рук, но и все психические процессы: внимание, память, речь, мышление.
Игрушки:
- По –прежнему актуальны сортеры, кубики, пирамидки. Формочки и коробочки разных цветов и размеров, сборно-разборные игрушки.
- Совочки, лопатки для копания, формочки для игр в песочнике.
- Игрушечная посуда, инструменты.
- Молоточки и колышки для забивания их в специальные прорези.
- Удочки с магнитом для ловли рыбок. Сачки для вылавливания игрушек.
- Интерактивные игрушки, которые умеют петь, разговаривать, распознавать речь, реагировать на движения, танцевать, ходить. А также выполнять массу других действий. Подобные игрушки помогают развивать слух – в их памяти часто есть множество мелодий.
2-3 года
Ребенок становится более самостоятельным, у него все ярче проявляется способность сравнивать и обобщать. Все развивающие игрушки, которые были до этого, не нужно убирать, но следует их разнообразить более сложными видами, новыми элементами и способами оперирования.
Игрушки:
- Пазлы- очень хорошо тренируют логическое мышление малышей, отлично задействуют мелкую моторику рук, помогают развивать усидчивость.
- Крупная и мелкая мозаика, с помощью которой ребенок учится выкладывать различные фигуры.
- Детское домино с изображением животных, ягод и фруктов, игрушек, транспорта и других тематик со знакомыми для ребенка изображениями. Кстати, деревянное домино – это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.
- Интерактивные обучающие игрушки, с помощью которых малыш будет учить буквы, цифры, выполнять различные «задачки», слушать и петь песенки.
- Доска для рисования на стену или доска-мольберт.
- Конструкторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие методы воздействия эффективны для детей раннего возраста
Маленький ребенок - не значит простой ребенок. Проведение досуга с детьми ясельного возраста - сложная вещь. С этой возрастной группой должны общаться не просто люди мягкие и добрые, но имеющие серьез...
Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста
Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни....
Советы по выбору игрушек для детей раннего возраста
Ребенок хорошо различает лицо, только обязательно ярко выраженное. Малыш уже различает, как они звучат. Особенно привлекает внимание новая игрушка, которая появилась среди привычных и знакомых....
Советы по выбору игрушек для детей раннего возраста
Ребенок хорошо различает лицо, только обязательно ярко выраженное. Малыш уже различает, как они звучат. Особенно привлекает внимание новая игрушка, которая появилась среди привычных и знакомых...
Значение игрушек для детей раннего возраста.
Значение игрушек для детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Подбор игрушек для детей раннего возраста".
Сформировать у родителей осознанное отношение к выбору игрушек. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!...
"12 игрушек для детей раннего возраста, которые действительно развивают!"
Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за нов...