Мастер-класс для родителей «Играем дома»
материал (младшая группа)
Развивающие игры, для детей 3-4 лет, в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igry_doma.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Играем дома»
Воспитатель: Сметанина С.Н.
Цель: знакомство родителей с развивающими играми, для детей 3-4 лет, в домашних условиях.
Задачи:
- Сформировать у родителей представления о роли развития мелкой моторики у детей;
- Формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми в домашних условиях;
- Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
Предварительная работа:
1. Информирование родителей о предстоящем мастер-классе (объявление).
2. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат).
3. Выпуск информационных буклетов.
4. Организация выставки литературы, дидактических игр и пособий по теме.
5. Просмотр родителями презентации по теме мастер-класса.
Раздаточный материал для родителей: Информационные буклеты «Игры дома».
Материалы и оборудование:
1. «Сухие бассейны».
2. Пластмассовые подносы с крупой.
3. Стихи для пальчиковых игр.
4. Разноцветные прищепки.
5. Крышки от пластиковых бутылок, спички, палочки для мороженного.
6. Шнурки и макаронные изделия (для изготовления бус).
7. Массажные мячики, карандаши, грецкие орехи.
8. Фольга, яйца от киндер-сюрпризов.
9. Дидактические игры (игры - шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, различные виды мозаики, дидактические кубы, матрёшки, пирамидки, различные виды бус (для нанизывания) и др.
Ход мастер-класса
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами, на нашем мастер – классе «Играем дома»
Игра, для дошкольников является основным способом взаимодействия с окружающим миром. В игре развивается логика, мышление, память, мелкая моторика, коммуникативные навыки и т.д. Сегодня мы расскажем об играх, в домашних условиях, которые понравятся и малышу, и, надеемся, Вам, ведь они будут не только веселыми и интересными, но и очень полезными.
Известный педагог В. А. Сухомлинский считал: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности. Ребенок с увлечением исследует предметы, которые его окружают, применяя все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Это способствует формированию сенсорных эталонов и развитию мелкой моторики рук. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, правильно держать карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. А ведь развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речи, навыков самообслуживания, мышление, память.
В домашних условиях для игр можно использовать различные бытовые предметы: пуговицы, прищепки, цветные макароны, карандаши, природный материал (листья, шишки, палочки, веточки и т.д.).
На нашем мастер-классе, мы хотим предложить очень простые, интересные, а самое главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома, и на кухне, не требующие особой подготовки.
Рассмотрим варианты различных игр.
Практическая часть (родители играют)
«Игры на развитие мелкой моторики»:
- «Пальчиковая гимнастика» – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, а также полезны для общего развития детей: развивают мелкую моторику, речь, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров; руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами; способствуют расширению словарного запаса.
«Игры с крупами»
Воспитатель: Дети очень любят игры с крупами, ведь это не только приятные тактильные ощущения, но и самомассаж. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот или в нос. Итак, давайте немного поиграем!
- В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
- Месим, месим тесто, есть в печи место.
Будут-будут из печи булочки и калачи.
- А сейчас, найдите маленькие и большие горошинки и фасоль и разложите их по тарелочкам.
- «Ищем клад!» (маленькая игрушка, спрятанная в крупе, поверьте восторгу не будет предела).
- Можно предложить ребенку переложить ложкой эту же фасоль из одной ёмкости в другую. Это развивает аккуратность, внимание, но нужно следить за тем, чтобы ребенок держал ложку правильно.
- На лист бумаги наносится клей ПВА, сверху в определенном порядке насыпается крупа (манка, пшеничная крупа, гречка), чтобы создавать разноцветные узоры.
- Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку или любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе, предложите малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (дождик, волны, солнышко, буквы). Такое рисование способствует развитию мелкой моторики рук, массажирует пальчики малыша, развивает фантазию и воображение.
Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, солнышко, а лучики можно выложить из любой крупы (фасоль, горох), проявите свою фантазию.
(родители выполняют задание)
Игры с макаронами
У каждой хозяйки на кухне есть макароны разного вида их тоже можно использовать для развития пальчиков вашего ребёнка. Какие удивительные рисунки, картины можно выложить из макарон (дорожки, бусы, браслеты).
«Игры с фольгой»
Воспитатель: Обычная кулинарная фольга отлично заменит пластилин. Можно заворачивать в фольгу мелкие игрушки или лепить фигурки.
- Обернуть несколько грецких орехов (яйца от киндер-сюрприза) в фольгу и предоставить ребенку возможность очистить орешки, раскладывая чистые орешки в одну банку, скорлупку (фольгу) – в другую.
«Игры с пробками»
Воспитатель: Для следующих игр нам понадобятся пробки от пластиковых бутылок разного цвета и размера.
- Игра «Мозаика из пробок»
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша выполнить самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
- «Сложи картинку» (наложение на изображенный рисунок).
Пробки можно заменить спичками (или счётными палочками), детям предлагается выполнить рисунок из спичек с постепенным усложнением задания.
- Игра «Шагаем в пробках»
Воспитатель: Пробки, могут помочь в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаем пальцами, делая по шагу на каждый ударный слог. Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу стихотворениями, например, Мишка косолапый, по лесу идет…
- «Лыжная эстафета»
Воспитатель: Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Игры с прищепками»
Воспитатель: Пора пальчикам отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. Для этого Вам понадобятся обычные бельевые прищепки. Этой прищепкой (обязательно проверьте, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу, на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок,
Пальцы щиплет мне спросонок, (смена рук)
Скорее корма дайте мне,
Мне и всей моей семье!
Воспитатель: У вас на столах лежат фигуры из картона, различных размеров и цветов. Возьмите желтый круг и прикрепите к нему прищепки, получится - солнце с лучиками. Из голубого овала можно сделать…тучку и т.д. Тем самым развиваем не только моторику, но и закрепляем форму, цвет, величину предмета.
- «Цветочек» Вырежем из бумаги круг — это будет основа цветка. Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их по кругу, это будут лепестки цветка. Параллельно можно запоминать цвета и выкладывать их в определенной последовательности.
Игры с грецкими орехами, карандашами и массажными мячами
Воспитатель: Игры с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть массажные мячи, карандаши, грецкие орехи и т.д. Итак, продолжаем!
- Берем грецкий орех и катаем его между ладоней (тыльная сторона);
- Перекатываем грецкий орех по столу одной рукой, а затем двумя руками;
- Катаем карандаш, мяч, между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
- Катаем карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
- Катаем карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
- Поочерёдно пальцами обеих рук катать 1, а затем 2 карандаша по столу.
Игры на развитие логики
Воспитатель: Логические связи — очень важная часть в развитии мышления ребенка. Понимать, зачем и почему, помогут простые и увлекательные задания:
- «Найди лишнее» Задание для такого возраста обычно содержит четыре простых предмета, один из которых не подходит в группу по определенному признаку. Это могут быть цвет, форма, умения (например, летает – не летает), назначение предмета (одежда, посуда и т.п.) и другие признаки. Важно давать возможность ребенку размышлять самостоятельно.
- «Раздели на группы» Нужно из предметов выделить те, что относятся к определенной группе. Например, овощи, фрукты, домашние животные, игрушки и т.п.
- «Скажи наоборот» Ребенок в 4 года уже понимает, что такое антонимы, то есть, слова с противоположным значением.
Воспитатель: Используйте понятные слова: «Горячо» - «холодно» тихо-громко, белый-черный, грустный-веселый, глубоко-мелко, мокрый-сухой и т.д.
- «Кому что нужно» (профессии).
Воспитатель: Для этой игры понадобится мяч. Например, профессия «доктор», что может понадобиться доктору (градусник, шприц, белый халат) и бросить мяч обратно.
Игры на развитие речи
Воспитатель: Развивать речь важно с самого рождения. Часто, дети не могут связать несколько предложений в логичный текст, пересказать прочитанное, рассказать о каком-то событии. Чтобы этого не произошло, можно предложить такие домашние игры с детьми:
«Опиши предмет» Для этой игры нужно собрать несколько игрушек и сложить их в коробку. Родитель достает попавшуюся игрушку и описывает ее, например, куклу (какого размера кукла, какого цвета ее глаза, волосы, в какую одежду она одета, придумать кукле имя).
«Расскажи по картинке». Для этой игры понадобится иллюстрация какой-либо популярной сказки. Ребенок должен рассказать, что видит на картинке, что произошло сначала, а что потом, чем закончилась история.
«Все перепуталось». Для этой игры можно взять сюжет сказки, которую ребенок хорошо знает. Рассказывая ее, нужно допускать ошибки. Например, звери не пустили лису в Теремок, или Красная шапочка пошла не к бабушке, а к подружке. Малыш должен понять, что в сказке не так. Можно пофантазировать и сочинить свою сказку, в которой конец будет другим.
Подведение итогов
Воспитатель: Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ребёнка дома, на кухне, пока готовите обед или ужин. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ребёнком в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! Спасибо за внимание!
Используемая литература
Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М. Просвещение, 2009. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей. Учим стихи дома
Мастер-класс для родителей. Учим стихи дома....
Мастер-класс по созданию кухни для дома Барби
Мастер-класс по созданию кухни для дома БарбиПредлагаю вашему вниманию авторский мастер-класс по созданию кухни для дома Барби сделанной своими руками. Следуя инструкциям пополнить кукольный...
Презентация Мастер-класса для родителей теме : «Экспериментируем дома»
Эта презентация поможит воспитателям познакомить родителей с эксперементальной деятельностью в домашних условиях...
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
Как помочь ребёнку говорить правильно?...
Мастер-класс с детьми "Рыбки" "Сидим дома" 22.04.2020 г.
Мастер-класс с детьми "Рыбки" "Сидим дома" 22.04.2020 г....
Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...