«Сюжетно-ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка»
методическая разработка (старшая группа)

Вендерова Нина Александровна

Дошкольное детство- время первоночального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-iya_dlya_roditeley.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Сюжетно-ролевые игры как средство всестороннего развития ребёнка»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

        Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

        Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.

Задачи воспитания и развития детей: способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тем и видов игр, игровых действий, сюжетов, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

Ни для кого не секрет то, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: он примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра также выступает и одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).

Именно сюжетно ролевые игры могут научить детей:

-Общению со сверстниками.
-Находить решения при конфликтах.
-Сопереживать.
-Выражать эмоции, даже негативные.
-Развивает фантазию.
-Помогает адаптироваться к детскому саду.
-Просто полезное времяпрепровождение.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство, труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями.

Многие дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают, и каким делом заняты их родители.

Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Все чаще у родителей в графе «Сведения о родителях, занимаемая должность» указано «риэлтор», «менеджер», «дилер», «агент», «мерчендайзер», «аудитор», «логистик» и т. д. Да и сами родители не могут объяснить ребенку на доступном детскому пониманию языке, чем они занимаются. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки - матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Следовательно, возникает необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре.

Как же педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?

Как пользоваться алгоритмом игры?

Тренажер можно использовать как на столе, так и в любом другом месте. Количество игроков, использующих его может быть не более 4-5 человек. Ребенку предлагается ширма, рамка или лепбук с кармашками и несколько конвертов, в которых находятся картинки по разным сюжетно-ролевым играм. В каждом конверте лежат карточки по какой-либо одной сюжетно ролевой игре. Таких конвертов может быть множество, как по традиционным играм («Семья», «Магазин», «Салон красоты» и др.), так и по современным («Детективное агенство», «Туристическое бюро», «Ветеринарная клиника»….).

Если ребенок не знает, как развернуть сюжет, педагог вместе с ним на игровом поле выкладывает карточки с действиями выбранной ребенком игры, тем самым показывая и объясняя ребенку, какой сюжет можно использовать в игре (сюжеты могут быть различными и их может быть несколько).

Дети более старшего возраста сами выбирают игру, в которую хотели бы поиграть и выкладывая на специальном поле сюжет игры, они могут рассказать по картинкам как они будут его проигрывать. В процессе выкладывания сюжета дети могут распределить между собой роли и обговорить правила игры. Так же ребенок может объединить 2-3 игры в одну и рассказать о ней педагогу либо другому ребенку, партнеру по игре. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...

"Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка"

Игра – основной вид человеческой деятельности, она имеет огромное значение для воспитания и развития личности.Для детей игра, это «спутник детства». Она выступает, как ведущий вид де...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.доклад -презентация

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.Актуальность. Слайд 2. Ролевые творческие игры -  это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления...

Доклад на тему: Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

      На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его ...