Роль игрушки в психическом развитии ребёнка
материал

Тюсикова Наталья Викторовна

Роль игрушки в психическом развитии ребёнка.

 

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка является главным средством в игре ребенка-дошкольника. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. 

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.  Это особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Она имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Главная задача взрослых - научить ребенка действовать с игрушками.

Игрушки разнообразны, чаще в педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  • сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.);
  • звучащие и музыкальные игрушки;
  • игрушки-самоделки, изготовленные самими детьми, родителями, воспитателями;
  • образные игрушки;
  • технические игрушки;
  • дидактические игрушки;
  • игрушки для подвижных и спортивных игр, предназначенные для физического воспитания;
  • театрализованные игрушки.

Являясь спутником детей, игрушка оказывает существенное влияние на их личностное развитие, эмоционально-нравственную сферу, общение со взрослыми и сверстниками, следовательно, на психическое развитие в целом.

Игрушки не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивное действие;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интересы, выходящие за рамки детского возраста.

 

Важна педагогическая ценность игрушек:

- дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление и формой, наличие механизмов программированного контроля);

- полифункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

- возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);

- высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

 

В раннем возрасте ребёнок получает так называемые автодидактические игрушки (матрёшки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий.

Развлекаясь, ребёнок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

 

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и т.д. Через подобные игрушки ребёнок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Игрушки-копии реальных орудий (например лук) служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (мяч и др.)

Интерес к игрушкам-орудиям проявляется примерно в возрасте 3-х лет. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребёнка к этим предметам тем, что помогают ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, верёвочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.)

 

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др.

Взрослый предлагает ребёнку куклу или зверюшку, как объект для эмоционального общения. Ребёнок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. В такой игре ребёнок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.

 

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребёнка. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла.

За годы детства каждый ребёнок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных эмоций.

 

Музыкальные игрушки также привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых.

 

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребёнок готов принять, как фактуру любимой игрушки.

С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребёнка легко вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость.

Правильно подобранная игрушка поможет развитию способностей: спортивных, художественных, музыкальных; наполнит мир ребёнка эмоциями; поможет правильной гендерной идентификации.

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.

Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности соотносить себя с куклой, с природой, с другими людьми.

Игрушка выступает для ребёнка, как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство физического и психического развития дошкольника.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в психическом развитии ребёнка.

Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Статья рассматривает влияние игрушки на развитие и поведение ребенка дошкольного возраста...

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Роль игрушки в психическом развитии ребенка...

Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста.

В статье присутствуют рекомендации для родителей по выбору игрушек....

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Игрушка-неизменный спутник ребенка с первых днейрождения...

Роль игрушки в психическом развитии ребёнка

Игрушка - неизменный спутник ребёнка с первых дней жизни. Игрушка выступает для ребёнка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошколь...