Роль игрушки в психическом развитии ребенка
статья по коррекционной педагогике по теме
Статья рассматривает влияние игрушки на развитие и поведение ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrushki_v_psihicheskom_razvitii_rebenka.docx | 14.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание.
Это также возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.
Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игрушки в психическом развитии ребёнка.
Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста...
Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Роль игрушки в психическом развитии ребенка...
Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста.
В статье присутствуют рекомендации для родителей по выбору игрушек....
Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Игрушка-неизменный спутник ребенка с первых днейрождения...
Роль игры и влияние игрушки на психическое развитие ребенка.
Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки. Любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Это не т...
Консультация для родителей «Роль игрушки в психическом развитии ребенка»
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественн...