Консультация для родителей «Как помочь ребёнку заговорить?»
консультация (младшая группа)
Данный вопрос беспокоит многих молодых мам, в том случае, когда ребёнку уже исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Внимание к формированию речи у ребёнка – это одно из главных условий успешного обучения в школе, поскольку с помощью речи развивается мышление, да, и кроме того, собственные мысли мы выражаем, используя слова.
Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, скудный словарный запас) усложняет коммуникацию ребёнка с окружающими его людьми; и даже исключает его из детских игр. Таким ребятам сложно понимать суть игр и их правила. С такими детьми довольно тяжело общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Чаще всего, подобные ребята настырны, раздражительны, часто плачут и их бывает нелегко успокоить.
Дети общаются на том языке, на котором говорят их родители. Однако речевые звуки не просто бессознательно повторяются ребенком, а выражают и отражают его личные впечатления, его реакции, его отношения. Именно поэтому они трансформируются в собственную речь маленького человека, а не являются подражанием слов взрослых. По этой причине, стараясь помочь ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям рекомендуется следить за правильным произношением слов ребенком. Также в первую очередь необходимо прилагать усилия в том, чтобы ребенок, активно познавал мир, действовал в нем без помощи посторонних и формулировал собственные впечатления с помощью речи.
Мы, воспитатели рекомендуем ряд способов, нацеленных на развитие речи, которые можно применять при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3лет. В основе данных способов лежит проговаривание действий ребенка, коммуникация со взрослыми, восприятие различных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_pomoch_rebyonku_zagovorit.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как помочь ребёнку заговорить?»
Подготовила: воспитательМАДОУ «Детский сад«Белочка»
села Новая Таволжанка
Шебекинского района
Белгородской области»
Орлова А. И.
Данный вопрос беспокоит многих молодых мам, в том случае, когда ребёнку уже исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Внимание к формированию речи у ребёнка – это одно из главных условий успешного обучения в школе, поскольку с помощью речи развивается мышление, да, и кроме того, собственные мысли мы выражаем, используя слова.
Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, скудный словарный запас) усложняет коммуникацию ребёнка с окружающими его людьми; и даже исключает его из детских игр. Таким ребятам сложно понимать суть игр и их правила. С такими детьми довольно тяжело общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Чаще всего, подобные ребята настырны, раздражительны, часто плачут и их бывает нелегко успокоить.
Дети общаются на том языке, на котором говорят их родители. Однако речевые звуки не просто бессознательно повторяются ребенком, а выражают и отражают его личные впечатления, его реакции, его отношения. Именно поэтому они трансформируются в собственную речь маленького человека, а не являются подражанием слов взрослых. По этой причине, стараясь помочь ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям рекомендуется следить за правильным произношением слов ребенком. Также в первую очередь необходимо прилагать усилия в том, чтобы ребенок, активно познавал мир, действовал в нем без помощи посторонних и формулировал собственные впечатления с помощью речи.
Мы, воспитатели рекомендуем ряд способов, нацеленных на развитие речи, которые можно применять при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3лет. В основе данных способов лежит проговаривание действий ребенка, коммуникация со взрослыми, восприятие различных эмоций.
Совместное рассматривание предметов.
Взрослый совместно с ребёнком следит за каким-нибудь предметом — живым или игрушечным. Взрослый описывает то, что наблюдает ребёнок. Например: «Смотри, какая кошка, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовём: "Киса, киса, иди сюда"». Или: "Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу... Поехала машинка, давай скажем вместе — поехала машинка" и пр.
Чтение потешек.
Взрослый регулярно повторяет ребенку несложное стихотворение или потешку ("Ладушки", "Сороку-ворону", детские стихи А. Барто, "Курочку-Рябу" и т.д.). Если ребенок уже хорошо запомнил текст, можно не договаривать окончание каждой строки, с целью побудить малыша к произнесению недостающих слов. Например: "Я люблю свою ... лошадку". Или: "Жили-были дед ... и баба". Таким образом, это выглядит как некий диалог, где ребёнок "подсказывает" взрослому нужные слова. Как правило такое «договаривание» недостающих слов приносит ребенку огромное удовольствие.
Рассматривание картинок.
Взрослый совместно с ребёнком рассматривает картинки, где изображены знакомые персонажи и ситуации. Взрослый задает вопросы по картинкам "Это кто? Что он делает", "А где птичка?", "Покажи дерево"... Если ребёнок не отвечает, можно подсказать ответ, но после этого все же попросить, чтобы ребенок ответил самостоятельно, описывая эту же картинку.
Рекомендации для родителей.
Время раннего детства (от рождения до 3 лет) – это благоприятный и решающий период для развития речи. Тот лексический запас, который ребёнок приобрел в это время, значительно будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и формирование его личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, если ребенок не говорит или говорит мало, когда его сверстники болтают без остановки.
В первую очередь, необходимо вспомнить о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребёнка в раннем детстве идёт по двум основным линиям: совершенствуется понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты полагают, что уже после полугода ребенок понимает речь и улавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии осмысления происходит годом и полутора годами. По этой причине следует обратить внимание на реакцию ребенка на слова взрослых: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, взглянуть на кого-либо, подать какой-либо предмет. Получается ли у него совместно с вами выполнить ваши указания, понимает ли он объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребёнок должен уже понимать слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
Если мы говорим о произношении, то его уровень определяют тем количеством слов, которые ребенок регулярно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты выделяют следующие нормы:
- в год ребёнок знает 4 слова;
- в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
- в 2 года количество возрастает до 300 слов!
Как правило в период от года до двух лет ребёнок говорит однословными предложениями: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.
Беспокоиться следует в том случае, если ребёнок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В таком случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Также это может быть вызвано проблемами со слухом ребёнка. В подобном случае следует проконсультироваться у специалистов: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.
Не секрет, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Какие же рекомендации можно дать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?
Первое. Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, занимаясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи, поскольку они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребёнок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему узнать окружающий мир получше. Маленькие дети учатся, глядя на взрослых и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребёнку книжки и включают ему мультфильмы, думая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребёнка получить от взрослого что-нибудь создает необходимость назвать предмет. Следите за своей речью и исправляйте ребёнка, если он неправильно произносит слова.
Второе. Чётко и ясно проговаривайте слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок. Следите за своей речью и исправляйте ошибки в речи ребенка, если он неправильно произносит слова. Выполняйте вместе с детьми простые артикуляторные упражнения: «Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Лошадка», «Орешки».
Третье. При общении с ребёнком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолёт?» Обязательно помогайте ребёнку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С ними нужно говорить спокойно, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею. Дополнительно задавайте им какие-нибудь вопросы, на которые они должны будут ответить краткими предложениями вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Кроме того, пробуйте закончить их незаконченные слова или предложения, в случае необходимости, чтобы они могли научиться полностью понимать и говорить эти новые слова легко.
Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ребенок лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, и, следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребёнку делать это. Так, например, китайцы с древних времен придерживаются такой традиции: годовалому малышу каждый день дают грецкий орех, и ребёнок катает его в ладонях и между пальцами столько, сколько ему захочется (конечно, под присмотром взрослых). С этим орешком ребёнок играет вплоть до 18 лет, это развивает руку и стимулирует кору головного мозга. В итоге у каждого взрослого китайца есть персональный, до блеска отполированный орешек. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду"
Материал содержит описание некоторых несложных правил поведения, соблюдение которых поможет Вашему ребёнку пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению наименее болезненно....
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"
Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"...
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку читать выразительно»
Консультация для родителей по выразительному чтению детьми....
Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"
У каждой мамы задолго до момента поступления в детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, кото...
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку пережить "Полярную ночь".
В период с ноября по январь, когда солнце находится за горизонтом, наступает «биологическая темнота», что приводит к «ультрафиолетовому голоданию», которое вызывает расстройство нервной системы,...
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду"
Ответы на вопросы родителей,интересующие их по вопросу адаптации детей и рекомендации воспитателя....