Консультация для родителей: Что делать, если ребенок с аутизмом вокализирует?
консультация
Вокализация у детей с аутизмом — это распространенное явление, которое может проявляться в различных формах, таких как произнесение звуков, повторение слов или фраз, а также создание ритмичных и музыкальных звуков. Это поведение может иметь разные причины, включая стремление к самовыражению, желание привлечь внимание или просто удовольствие от звуков. Ниже приведены рекомендации, которые могут вам помочь в этой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalizatsiya.docx | 176.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Что делать, если ребенок с аутизмом вокализирует?
Вокализация — это один из видов самостимулирующего поведения, которое помогает ребенку с аутизмом успокоиться. Она бывает разной: дети могут стонать, хрюкать, визжать, петь, повторять слова и целые фразы, издавать странные звуки.
Признайте, что вокализация — это нормальное поведение. Многие дети с аутизмом вокализируют, и это может быть частью их индивидуального способа общения.
Наблюдайте за контекстом. Обратите внимание, когда и почему ваш ребенок вокализирует. Это может помочь вам выяснить причины такого поведения и обдумать подходы к его регулированию.
Причина вокализаций — сенсорная стимуляция, выражение эмоций, самоуспокоение и совладание со стрессом. Иногда дети прибегают к вокализациям в шумных общественных местах, чтоб заглушить раздражающий и подавляющий их гул. В некоторых случаях они таким образом решают проблемы усталости и при помощи вокальной самостимуляции расслабляются.
⚪️ Что делать с вокализациями и надо ли стремиться к избавлению от них?
Не стоит целенаправленно лишать ребёнка с аутизмом этого способа самоуспокоения, если это не мешает ему функционировать и не создает проблем. Однако стоит поставить себе в цели уменьшение вокализации, если она мешает учебному процессу, ограничивает возможности к взаимодействию со сверстниками, приводит к социальной изоляции или причиняет какой-либо другой вред.
Вокальная стимуляция — это поведение, которое решает какие-то задачи для ребенка, и, как с любым другим поведением, начинать надо с определения причин его возникновения.
Ответьте на следующие вопросы:
Что предшествует вокализациям?
В каких ситуациях они возникают?
Как часто, как долго, где и когда случаются?
Что останавливает их?
Затем, определив причины, надо найти альтернативный, более приемлемый способ, при помощи которого ребёнок сможет решать свою проблему. Нельзя его просто лишить возможности успокаиваться или выражать свои эмоции. Заменой может стать более уместное поведение, которое соответствует способностям ребёнка и его возрасту. Например, негромкое напевание мелодии, проговаривание слов шепотом, надувание мыльных пузырей, вплетение звуков в логичный рассказ.
Кроме того, можно определить вместе с ребенком правила: когда, где и в каких случаях можно вокализировать. В шумном и людном пространстве, например, желательно уединяться, находить тихие, укромные места, прежде чем произносить самостимулирующие звуки.
☝️ Очень важно подготовить ребенка к ситуациям, где ему может потребоваться вокализация для успокоения, и рассказать, как он сможет удовлетворить потребность в самостимуляции. Не менее важно планировать время и место, где ребенок сможет вокально стимить и расслабляться. Для объяснений используйте ролевые игры, социальные истории, визуальные расписания. Однако в работе над самостимулирующим поведением не надо забывать, что наша задача — научить ребенка справляться с трудными ситуациями и удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом, но так, чтоб это доставило ребенку наименьший дискомфорт и не привело к страданиям.
Оптимизируйте окружающую среду. Если вокализация вашего ребенка связана с чувствительностью (например, шумными или перегруженными пространствами), постарайтесь создать спокойную и комфортную обстановку. Это может включать уменьшение фоновым шумов и добавление уединенных мест для отдыха.
Предложите альтернативные средства общения. Рассмотрите возможность использования визуальных средств общения, таких как карточки с изображениями или специальные приложения на планшете. Это может помочь вашему ребенку расширить его опции в общении и снизить потребность в вокализации.
Научите простым фразам или сигналам. Обучение детей простым фразам или сигналам может помочь им лучше выражать свои потребности.
В работе с вокализациями, которые могут быть вредными для детей, подойдут все те же протоколы из поведенческого анализа, которые задействуют системы поощрений и подсказок, графики, календари планирования стрессовых ситуаций и визуальные расписания.
Исследователи обратили внимание, что чем лучше у ребенка развиты вербальные навыки и чем больше у него в арсенале альтернативных способов выражения своих потребностей и эмоций, тем реже ребенок обращается к вокальной стимуляции.
✔️ Сама по себе вокализация — это просто поведение, которое не должно быть поводом для беспокойства, даже если оно и обращает на себя внимание окружающих (но не мешает, как, например, во время урока). Но анализ поведения, его замена на альтернативное, более полезное, уместное и социально приемлемое, заблаговременное планирование потенциально провоцирующих ситуаций могут помочь и детям, и окружающим справиться с вокальной стимуляцией и неприятными моментами.
Поддерживайте эмоциональную связь с вашим ребенком. Важно оставаться в контакте с ребенком, активно участвовать в его жизни и показывать свою любовь и поддержку. Это поможет ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным.
Помните, что каждый ребенок уникален, и что лучше всего работает для одного ребенка, не всегда может подойти другому. Важно искать индивидуальные решения и подходы. Если у вас есть дополнительные вопросы или требуется поддержка, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?
Консультация для родителей....
Консультация для родителей: Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»
Консультация для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПРОСИЛ У ДЕДА МОРОЗА ИГРУШКУ, КОТОРУЮ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПОДАРИТЬ?»...
Консультация для родителей "Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?"
Практические советы как справить с ситуацией, когда ребенок плачет....
Консультация для родителей "Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?"
Консультация...
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома с родителями?»
Большинство родителей уже знают, как важно закреплять полученные на логопедических занятиях результаты и дома, ведь для ребенка важно красиво и правильно говорить не только в кабинете логопеда, но и в...
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»
laquo;Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»...