Проект "Кукла -оберег для мамочек"
проект (средняя группа)

Сабирова Уринпошша Пулатовна

Воспитывать у детей интерес к истокам народной культуры посредством традиционной народной куклы. Формирование у детей потребности уважительно и бережно относиться к мамам и бабушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla_-_obereg_dlya_mamochek.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

в средней группе «Звездочка»

«Кукла – оберег для мамочек»

(ко  дню матери)

Вид проекта: информационно -  игровой, групповой

Срок реализации: краткосрочный – 30 мин

Участники: воспитатели, дети, родители, старший воспитатель

Цель проекта: Изготовление детьми 4 – 5 лет кукол – оберегов для вручения мам и бабушек в честь  празднования дня Матери

Задачи:

Образовательные: Рассказать об истории возникновения кукол-оберегов. Познакомить детей с техникой изготовления куклы – оберега.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к истокам народной культуры посредством традиционной народной куклы. Формирование у детей потребности уважительно и бережно относиться к мамам и бабушкам.

Развивающие: Обеспечивать условия для  развития задатков творческого мышления, фантазии, речи, мелкой моторики.

Актуальность:

В нашем дошкольном учреждении активно проводится работа по духовно - нравственному воспитанию детей. Реализуется один из основных принципов ФГОС ДО – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Приобщение к народной культуре занимает важное место в этой работе. Педагоги знакомят дошкольников с народными традициями, праздниками, фольклором, народно – прикладным искусством.

Являясь педагогом средней группы, я также задумалась о том, какие формы работы по приобщению к народной культуре были бы наиболее доступны и интересны детям моей группы.

Наблюдая за игровой деятельностью своих воспитанников, я пришла к выводу, что большинство ребят предпочитают игрушки, которые представляют собой персонажей известных современных мультфильмов. Играя такими игрушками, дети чаще всего воспроизводят один и тот же, наиболее запомнившийся им сюжет.

В связи с этим моё внимание привлекла народная тряпичная кукла, так как она обладает рядом неоспоримых преимуществ:

- материалы для изготовления натуральны и экологичны, т. е. безопасны для детей;

- технология её изготовления очень проста, не требует большой подготовки и особых умений;

- способ изготовления кукол может освоить любой ребёнок, начиная с 4 – 5 лет.

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. Современные куклы очень красивые, но их отличает штампы. В большинстве своём  пластмассовые (резиновые) куклы из магазина покупаются детям, не задумываясь, несёт ли кукла познавательный или иной интерес.  В торговых точках огромный выбор кукол, но многие их них даже не имеют сертификата безопасности, да и цена их с каждым годом растёт. Естественно куклы являются неотъемлемым атрибутом игр любого ребёнка, а вот как сделать куклу помощником в воспитании доброго, отзывчивого ребёнка -  задача сложная, но решаемая. 

Проблема: Дети очень мало знают о куклах - оберегах, так как в магазинах игрушек они не продаются.

Ожидаемые результаты: У воспитанников будут сформированы умения и навыки в изготовлении куклы - оберега своими руками из кусочков ткани

Будут сформированы первичные представления о важности поздравления мам и бабушек в праздничные дни; о том, что мам надо беречь, помогать им по хозяйству.

Предварительная работа:

- цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки»

- рассматривание иллюстраций по теме

- сбор кукол  на выставку  кукол  

- русские народные подвижные игры

- изготовление папки-передвижки «Тряпичные куклы»

Ресурсы проекта:

  • Кадровые: воспитатели, дети, родители воспитанников, старший воспитатель,
  • материально–технические: группа, технологические карты
  • финансовые: малозатратный проект. 

Материал: куски плотной ткани белого цвета,  ткани прямоугольной формы и треугольной формы (ситец, тесьма)

Работа с родителями: Подготовка консультативного материала для родителей. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности дома. Подготовка материала для проекта.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

  1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий)  по вопросам проектной деятельности с составлением картотеки.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о кукле-обереге.
  3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективно-тематический план по  теме проекта, конспект НОД
  2. Разработка цикла игровых моментов в рамках проектной деятельности.
  3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по  теме проекта.

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

  1. Речевое развитие: обогащение словаря детей (кукла-оберег, пеленашка).
  2. Познавательное развитие: формирование у детей элементарного представления о кукле – обереге.
  3. Художественно-эстетическое  развитие: обучить технике изготовления куклы-оберега из кусочков ткани.
  4. Социально-коммуникативное развитие: Закрепить умения детей играть в коллективные игры.
  5. Физическое развитие:  Физ. минутка

Работа с родителями

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

1.  Подготовка консультативного материала для родителей

2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

3. Слайдовая презентация «Как мы делали кукол – оберегов?»

Итоговое мероприятие с детьми

Продукт проекта

НОД  «Изготовление  куклы – оберега для мамочек»

Изготовление подарка для мам и бабушек в виде куклы – оберега из кусочков ткани.

Приложение 1

Перспективный план НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Познавательное развитие

Выставка кукол, сарафан в русском народном стиле, рассказ воспитателя о тряпочной кукле

Социально-коммуникативное развитие

Вводная беседа -  «Какую одежду носили раньше наши бабушки», загадка про тряпочную куклу

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление тряпочной куклы

Речевое развитие

обогащение словаря детей (кукла-оберег, пеленашка).

Физическое развитие

Физкультминутка  «У Маланьи у старушки»

Конспект НОД

Тема: Изготовление  куклы – оберега для мамочек»

Введение:

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  

(Низко кланяется)

- Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

 Посмотрите на мой наряд.  (Кружится)

 - Нравиться?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

Рассматривание выставки

-Вот диво дивное! Что это за куклы такие, из какого же материала они сделаны?  Давайте вы мне о них расскажите.

(Дети рассказывают,  из чего изготовлены  куклы)

(Спросить 4-5ребенка)

 -Где же делают  такие куклы? (Игрушки делают на фабрике)

-А вот в старые  времена игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

 С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?  (Кукла)

(Показывает тряпичную куклу)

- Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.  

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?   

Знакомство с народной тряпичной куклой:

Сегодня мы поговорим о народной кукле. 

Куклы были различного вида: куклы – обереги, игровые, обрядовые.

С этими куклами играли ваши прабабушки. И сегодня мы с вами познакомимся с куклой – оберегом.  Ее изготовляли без ножниц и иглы, т. к. она считалась оберегом для малыша. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в нее может вселиться злой дух. После того, как ее смастерили, ее клали в колыбельку, где спал малыш. И она охраняла его от дурного сглаза.

 - Моя кукла называется «Пеленашка»  (воспитатель показывает свою куклу)

- Ребята, вы хотите сами своими руками изготовить тряпичную куклу?

Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.

(Дети, проходя в мастерскую)

 - Вы пришли ко мне в гости освоить много нового и интересного.  

 - Вы же любите играть?                

Вот и раньше дети тоже любили поиграть….

Я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Пять  сыновей (пять пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку, другую)

На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (покружились)

Мы с вами поиграли, и сейчас хочу вас пригласить за столы нашей мастерской,  для изготовления тряпичной куклы.

Сегодня мы будем делать тряпичную куклу  - оберег «Пеленашку».

Скажите мне, пожалуйста, почему кукол изготавливали без лица? (ответы детей)

 Но прежде, чем мы с вами начнем изготавливать тряпочную куклу я хочу вам показать, как я ее изготавливала. ( Воспитатель  подробно объясняет и одновременно показывает последовательность изготовления куклы. Обращает внимание детей на мнемо таблицы при помощи, которых дети смогут выполнить работу)

Необходимо взять длинный лоскут белой ткани, свернуть его в скалку, то есть в плотный столбик. Затем взять верёвочку и прочно перевязать верёвочкой столбик, чтобы он не раскрутился. Эта верёвочка поделит столбик на лицо и туловище. Чтобы «Пеленашка «была покрыта, на голову ей надеваем платок. Очень трудное занятие -  завязывание платочка на шее. После этого приступаем к заключительному этапу: берём одеяло и заворачиваем куколку в него.  Берем тесьму и перевязываем тесьмой, одеяльце.      

               - Ну, что приступим к изготовлению нашей куклы!

 Хочу пригласить к столу, где  вы сможете выбрать материал, который вам пригодиться для работы. Затем занять места за рабочим столом (дети разбирают материал и садятся за столы)

 (Звучит русская народная музыка)

Вот и все кукла готова! Ах, какие красивые куколки у вас получились!  Молодцы! Спасибо за работу вашу, за старание. Ребята давайте с вами подарим наши куклы  - обереги нашим мамам на Праздник Мам

Итог занятия:

Какие они были в старину,  какие они сейчас в современное время.

Самостоятельно смогли изготовить куклу - пеленашку из подручного материала.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник посвященный Дню матери "Мы с мамочкой ловкие, мы с мамочкой смелые"

Сценарий праздника "Мы с мамочкой ловкие, мы с мамочкой смелые"К сценарию праздника  прилагаются фото....

ПРАЗДНИК «МАМОЧКА, МИЛАЯ, МАМОЧКА МОЯ!»

Дорогие, милые женщины - мамы и бабушки!  Поздравляю вас с первым весенним праздником - днем 8 марта! Желаю вам быть счастливыми, красивыми и любимыми!   Ваши дети,   передают...

Сценарий праздника «Мамочка, милая, мамочка моя!»

Сценарий совместного досуга,  посвященного Дню Матери....

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию в средней группе «Для любимой мамочки красивый оберег-подарочек»

Цель: Развивать интерес у детей к народной культуре, народному промыслуЗадачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской и...

«Оберег-хранитель счастья и удачи» Изготовление оберега для защиты наших солдат из нетрадиционных материалов.

Обычай дарить солдатам обереги есть у каждого народа.. Вещи, сделанные своими руками, наиболее мощные обереги по своей силе. Они напомнят нашим солдатам о том, что их любят, ждут дома родные и близкие...