Консультация для родителей «Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте» | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте»
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.
Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строке).
Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки.
Подготовка руки к письму с помощью физических упражнений.
Не стоит забывать о том, что рука также должна быть развита хорошо физически. Для этого необходимо укреплять мышечную систему с помощью ежедневного комплекса упражнений.
Стандартные общеукрепляющие упражнения включают в себя:
- Вращения руками (в плечах, локтевых суставах и запястьях).
- Махи прямыми руками (вперед-назад).
- Наклоны вперед, назад и в стороны.
- Отжимания.
- Плавательные движения руками, лежа на животе.
- Мостик наоборот — лежа на животе.
- Взрослый держит ребенка за ноги, ребенок руками перебирает пол.
- Лежа на животе отрывать от пола прямые руки и ноги и так держать несколько секунд.
Кроме этого, физическая подготовка руки к письму может заключаться и в ежедневных занятиях, которые ребенок делает, не задумываясь на детской площадке или дома — лазание по лестнице на спортивном комплексе, висение на канате, подтягивание на турникете, упражнения с мячом-эспандером, игры с мячом.
Такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, теннис, плавание, рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста, и помимо общеукрепляющего эффекта, направлены на развитие мышц руки.
К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Упражнения для пальчиков
Первое упражнение. «Подними пальчики».
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!».
Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька».
Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку».
Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги».
Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка».
Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди. Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик».
Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Игровое пальчиковое упражнение. «Строим буквам дом».
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):
Тук-тук, молотком, мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком, поселяйтесь, буквы, в нем.
Игры для развития мелкой моторики.
- Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду).
- Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы).
- Сортировка мелких предметов.
- Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться).
- Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки).
• Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки).
• Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать).
• Бусы (нанизывать на шнурок или леску).
• Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например, человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
• Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена).
• Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги.
• Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка).
• Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок).
- Наматывание ниток.
- Конструкторы и пластилин.
- Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки), штриховка.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.
Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Вырезывание ножницами.
Особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов.
При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания.
Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.
Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что, когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Действия, которые совершает ребенок с бумагой во время того, как выполняет поделку в технике оригами.
Это сгибание/разгибание, многократное складывание, выворачивание и сворачивание, склеивание, надрезание. В результате у детей развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Кроме того, такая работа развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, развивает трудолюбие и усидчивость. С помощью занятием оригами развиваются интеллектуальные способности. Поскольку для успешного выполнения работы требуется сосредоточенность, то развивается навык концентрации внимания, так же данное занятие стимулирует развитие памяти, ведь для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, а также приемы и способы складывания.
Рисунки по точкам, обводилки для детей.
Рисунки по точкам или как еще их называют обводилки для детей помогут овладеть навыками рисования и письма, а также ориентироваться на листе бумаги и рисовать самостоятельно.
Как научить ребенка правильно держать ручку.
Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней.
Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша. Перед началом обучения родитель должен понять, как выглядит правильный захват ручки.
На левой стороне среднего пальца находится карандаш. Указательным пальцем он придерживается сверху, большой палец фиксирует левую сторону. Мизинец и безымянный плотно прижимаются к ладошке. Расстояние между тетрадкой и указательным пальчиком — примерно два сантиметра. Попробуйте один интересный прием — «метод салфетки». Попросите ребенка мизинцем и безымянным пальцем пишущей руки сжать в ладонь кусочек сложенной бумажной салфетки, а оставшимися свободными пальцами пусть он обхватит карандаш – вот вам и правильный трехпальцевый захват.
Большинству детей очень трудно контролировать усилие, с которым давят ручкой или карандашом на бумагу. В результате либо контур рисунка получается чересчур бледным, либо ребенок рвет стержнем бумагу и ломает грифель карандаша. Обязательно деликатно обратите внимание малыша на этот момент, иначе уроки рисования будут заканчиваться слезами и истерикой. А еще можно попробовать дать ребенку не карандаши, а фломастеры — они гарантировано оставят жирную, хорошо прорисованную линию даже при самом легком касании бумаги, не создавая дополнительного напряжения руки.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"
Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ...
Консультация для родителей: «Подготовка руки к письму»
«Подготовка руки к письму»...
консультация для родителей "Подготовка руки к письму"
Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....
Методическая разработка по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста
Для чего нужна подготовка руки к письму перед школой, когда в первом классе выводить «азы» и «буки» ребенка научат?Во-первых, и это должно быть основной мотивацией, потому что ...
Методическая разработка по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста. СодержаниеВведение……...……….…………&helli...
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте.
Письмо-это сложный для ребенка навык,который требует выполнения тонко-координированных движений,слаженной работы мелких мышц кисти рук,способности к сосредоточению и управлению своей деятельности....