Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с задержкой речевого развития»
материал
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как помочь ребёнку с задержкой речевого развития»
Подготовила: воспитатель
Синеок С.А.
Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие – беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии, «ничего страшного», «он еще маленький» - успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему. Так что же это - задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?
В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка задержка речевого развития не сложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» - это уже отклонение, серьезный повод озаботится его развитием.
Для начала успокоим особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать кроху, как только ей стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2-3 месяца – это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4-5 месяцев.
Методы коррекции задержки развития речи
Весьма эффективные результаты в работе с такими детьми дают музтерапия, арттерапия, предметно-сенсорная терапия, упражнения развития крупной и мелкой моторики, а также расширение понятийного аппарата малыша. Вот некоторые из них.
Пальчиковые игры
Отделы головного мозга, которые отвечают за развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики находятся рядом друг с другом и в тесной взаимосвязи. Рука развивается раньше, и как бы «подтягивает» за собой речевое развитие. Соответственно, в процессе развития у ребенка тонкой ручной моторики, стимулируется развитие речи. Если у ребенка правая рука ведущая - у него более развито левое полушарие. Именно с этим и связывают частое отставание в речи у левшей, их правое наиболее развито, чем левое, в котором непосредственно и расположены речевые и двигательные центры.
Развивать мелкую моторику у деток в домашних условиях наиболее простое занятие. Для этого всего лишь нужны игры с мелкими деталями:
- конструкторы;
- игрушки-шнуровки;
- пазлы;
- мозаики;
- кубики и мячики разных размеров;
- кольцеброс, и более усложненные варианты.
Например, тренажер обучающий завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно для ребенка рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина, нанизывать бусинки на веревочку, делать гравюры и примитивные вышивки. Все это находится в свободной продаже и доступно абсолютно любому родителю.
Массаж
Использование разнообразных техник массажа, стимуляции двигательной системы имеет большое значение для развития ощущений и восприятия с самого раннего возраста.
При отклонениях ребенка в психофизическом развитии, необходимо не прерывая применять массажи даже в младшем школьном возрасте.
Логоритмика
Детям с проблемами речи рекомендованы подвижные игры, развивающие способность ориентироваться в пространстве, двигаться ритмично и ловко, меняя темп движений, и особенно игры, сопровождающиеся речью.
Звуковые, музыкальные игры позволят не просто корректировать речевое развитие, но и развивать внимание, умение сосредотачиваться, расширят кругозор, память и музыкальный слух. Экспериментируйте с разными играми, например, «Узнай по голосу», «Улови шепот», «Угадай, что звучало?», «Какой инструмент играет?» и прочие. Практически у всех детей с ЗРР слабо развито внимание, существенно меньший объем запоминания материала и его воспроизведения, они часто отвлекаются, не умеют слышать ритм и улавливать интонацию, эмоциональную окраску голосов.
Игры на зрительное внимание
Игры, тренирующие зрительное внимание могут включать разноцветные предметы, полоски, палочки, кубики, геометрические фигуры различных размеров и объёмов, специальные карточки. Наиболее просто предложить ребенку выложить радугу или повторить очередность кубиков, разложенную по цветам, сначала глядя на образец, а потом самостоятельно, давая время на запоминание и разбирая, пряча образец.
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать логопедический детский сад.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как родители могут помочь ребёнку в преодолении речевых нарушений?
Материал содержит рекомендации логопеда для родителей по преодолению речевых нарушений у детей....
Консультация для педагогов: "Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольника"
К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим не...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком, имеющем задержку речевого развития на тему "Овощи"
Цель:Знакомство и закрепление обобщенного понятия: «овощи», названий основных видов овощей....
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку в развитии памяти и внимания"
Консультация на тему "Как помочь ребёнку в развитии памяти и внимания"...
«Как помочь ребёнку с задержкой психического развития?».(Консультация для родителей)
Консультация для родителей....
Консультация для родителей и педагогов: «7 причин задержки речевого развития ребёнка»
Консультация для родителей и педагогов: "7 причин задержки речевого развития ребенка"...
Консультация для родителей на тему: "Нормы и задержка речевого развития"
Консультация для ролителей на тему: "Нормы и задержка речевого развития"...