Консультация для родителей «Совместное рисование с ребенком с расстройствами аутистического спектра»
консультация (средняя группа)
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Рекомендации родителям по организации совместной изобразительной деятельности с детьми: – создать ситуацию, побуждающую ребенка к активным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlyaroditeley.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Совместное рисование с ребенком с расстройствами аутистического спектра»
У детей с расстройствами аутистического спектра свой особый замкнутый мир, проникнуть в который взрослому очень сложно. Стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам. Помочь такому ребенку действительно трудно. В такой ситуации рисование становится важнейшим и доступным методом личностного развития ребенка. Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Совместное с ребенком рисование предполагает, что по крайней мере, на начальных этапах рисует для него взрослый. При этом он берет на себя инициативу и в одновременном с рисованием эмоциональном комментировании изображаемого, задавая смысл, общий для участников этого взаимодействия. Хотя, конечно, поддерживаются любые попытки ребенка присоединиться к этому процессу. По сути дела, взрослый проговаривает, изображает и тем самым структурирует события из жизни ребенка и значимые для него впечатления. Рекомендации родителям по организации совместной изобразительной деятельности с детьми: – создать ситуацию, побуждающую ребенка к активным действиям. Используя интерес ребенка, взрослый побуждает его к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок; – есть дети, которые постоянно находятся в движении, либо погружены в созерцание природы за окном. Основная задача взрослого – организовать место для расположения листа бумаги, например, на окне, подоконнике или на диване, зная, что ребенок будет двигаться в этом направлении или стоять на своем любимом месте. Именно здесь, возможно с большей вероятностью присоединиться к его аутостимуляции, постараться наладить контакт и привлечь к деятельности.
Главная задача – постепенно сформировать для совместной работы постоянное место и не обязательно сидя за столом, т.е. выработать необходимый стереотип занятия; – рисовать надо достаточно быстро, чтобы ребенок, который быстро пресыщается и не в состоянии долго удержать внимание на рисунке, успел схватить целостный образ. Если ребенок отвлекся, отошел в сторону, необходимо завершить и прокомментировать изображение, постараться, чтобы рисунок попал в поле его зрения еще раз; – заранее должны быть подготовлены краски, инструменты для рисования, чтобы обеспечить возможность подключить ребенка к рисованию, как только у него возникнет такое желание, а также не отвлекать от процесса, если ребенок выльет воду или отберет у рисующего кисточку; – надо стараться сохранять рисунок целым, не позволяя ребенку порвать или замазать его, нужно успеть вовремя убрать лист, например, сказать, что нужно «высушить краску», «отправить на выставку» или «подарить маме». – детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность. Детей с аутизмом не так-то просто научить рисовать правильно. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.
Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка. Один наотрез откажется сам пачкать пальцы, зато будет рисовать руками родителя, другому подавай только кисть или губку, третий любит отщипывать и прилеплять, четвертый готов использовать любые техники. Использование специальных приемов в ходе совместного рисования. Использование наклеек. Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Помимо быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками. Еще использование наклеек позволяет обучать ребенка, при этом усвоение им новой полезной информации об окружающем мире проходит эффективнее, нежели в других ситуациях обучения. Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов – игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»). Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Например: «Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе». «Яблоня»: карандашами рисуем дерево – ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок прилепляет красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно прилепить несколько яблок под деревом – они «уже созрели». «Кухня»: начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов. «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняется фруктами, овощами. «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки – и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, лепятся клетки, прикрепляются таблички с названиями. «Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т. д. Изготовление книжек из рисунков. Для того, чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Ваню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечитывание» этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания. В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко. При правильном подходе обычно удается вызвать у ребенка с РАС интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной деятельности со взрослым, он чувствует себя комфортно. Благодаря рисованию повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность. Расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика. Постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов, дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения. Рисуйте вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
Консультация для родителей: "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра".
У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких сте...
Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Консультация для родителей. «Совместное рисование с ребенком»
Уважаемые родители, психологи отмечают важность обратной связи взрослого и ребёнка. Одним из методов взаимодействия родителей и ребенка является рисование. Рисование не только сближает родителей...
Консультация для родителей "Развивающие игрушки для детей с расстройством аутистического спектра"
Увжаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, предлагаю вашему вниманию консультация на тему "Развивающие игрушки для детей с расстройством аутис...
Консультация для родителей "Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: "Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра". Из этого ...